издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ресурс будущего -- человеческий разум

Ресурс
будущего — человеческий разум

Об этом и о
многом другом говорили участники
международной научно-практической
конференции по бизнес-образованию

На Западе
бытует статистика: только 5-10
процентов людей способны достичь
успеха в бизнесе исключительно за
счет ресурсов собственной
личности, остальные наукам
успешного предпринимательства
должны учиться и учиться. У нас
значение качественного делового
образования только начинают
осознавать, постепенно убеждаясь:
без грамотных, всесторонне
образованных менеджеров экономику
не поднять.

Российская
система бизнес-образования очень
молода: нынче она празднует первый
юбилей — 10-летие. А потому она не
только учит, но и учится, ищет
ответы на множество вопросов: как
стать наиболее эффективной, как по
максимуму взять зарубежный опыт,
как сделать все это в кратчайшие
сроки, ведь времени на раскачку у
нас нет.

Своеобразной
формой такой учебы стала
международная научно-практическая
конференция, проведенная недавно
Байкальским учебным комплексом
Иркутского государственного
университета совместно с известной
международной организацией
"Tacis". Более 150 человек —
специалистов в области
бизнес-образования из многих
российских городов, а также из-за
рубежа — США, Финляндии, Японии —
приняли в ней участие. Особенно
интересным получился итоговый
разговор за "круглым столом"
на тему "Бизнес-образование в
условиях глобализации мировых
процессов", завершивший
трехдневную работу конференции. В
выступлениях участников
обозначились проблемы, которые
волнуют сегодня людей, работающих в
этой отрасли образования.

Одна из них —
компьютеризация, охватившая
практически все стороны учебного
процесса. Казалось бы, новые
информационные технологии несут
исключительно благо: электронные
учебники, телесеминары и
телеконференции, позволяющие
преподавателю общаться со
студентами даже на расстоянии,
компьютерное тестирование с его
новыми возможностями контроля за
знаниями, наконец, дистанционное
обучение. Но, решая одни проблемы,
информатизация, как и всякое
техническое новшество, создает
другие, о них рассказала доцент
БУКа Г. Курганская. К примеру,
качественно иной становится работа
преподавателя. Прежняя его роль —
глаза в глаза со студенческой
аудиторией — меняется; рядом со
всемогущим компьютером
преподаватель порой начинает
чувствовать себя ненужным,
второстепенным; техника,
сотворенная человеком, кажется,
готова упразднить его самого… Что
ж, значит, предстоит искать новые,
наиболее приемлемые формы
сотрудничества человека и
компьютера. Тем более что, как
выясняется, есть и другая сторона
медали: дефицит нормального,
человеческого общения в аудитории
не лучшим образом сказывается и на
студентах.

Еще одна
опасность, которую породила
тотальная компьютеризация, —
возможность ухода части молодежи в
виртуальный мир. Компьютер
настолько искусно моделирует
жизненные ситуации, что способен
заменить собой живую реальность…
Что же сегодня мы можем
противопоставить новой, самой,
пожалуй, утонченной разновидности
наркомании — информационной,
которая грозит увлечь наиболее
одаренных и перспективных? Над этим
тоже предстоит ломать голову всем
миром.

Что же
касается нашей страны, то прежде
чем выбрать, в какую сторону
развиваться (в том числе и
бизнес-образованию), надо
определиться, где мы находимся, на
какой стадии экономического
развития. Профессор Г.
Константинов, консультант
Института экономического развития
Всемирного банка, считает, что
российская экономика пребывает
сегодня на низшей ступени развития
— ресурсной, основанной
преимущественно на эсплуатации
природных богатств. А это значит, в
ближайшее время нам предстоит
бороться за переход в более высокий
разряд — инвестиционных экономик.
Ну а до третьей, высшей ступени —
экономики инновационной, которая
развивается за счет использования
самого ценного природного ресурса
— человеческого разума, нам еще
далеко. Такой экономикой обладают
пока немногие, наиболее развитые
страны — Япония и США, к примеру.

С этим
мнением не согласился президент
Российской ассоциации
бизнес-образования Л. Евенко.
"Ценю Геннадия Николаевича как
признанного специалиста в области
стратегического менеджмента, —
сказал Леонид Иванович, — но в
отличие от него полагаю, что мы не
поднимаемся наверх, а, напротив,
опускаемся вниз: от инновационной
экономики к ресурсной".
Аргументы у московского гостя были
весомые. Наша страна в советский
период, по его словам, накопила
мощный научно-технический
потенциал, в том числе в области
фундаментальной науки и передовых
технологий. К тому же имела
успешный опыт грандиозных
инвестиционных проектов. Беда наша
в том, что, когда десять лет назад
обсуждалось, по какому пути идти
России: ресурсному, с постепенным
превращением в банановую
республику, или инновационному, —
политическая элита выбрала первый.
"Так что речь сегодня надо вести
скорее о возрождении утерянных
научных традиций и с этой точки
зрения строить учебный процесс",
— закончил свое яркое выступление
Л. Евенко.

А примирила
всех в финале многочасового
разговора за "круглым столом"
профессор Мэрилендского (США)
университета Гэй Холлидэй. "Наши
преподаватели были настолько
очарованы Сибирью и вашими
студентами, — сказала она, — что
трое из нас решили остаться здесь и
продолжить работу. Нас
воодушевляет мысль, что мы помогаем
построить мост, по которому молодое
поколение России приведет ее к
экономическому процветанию".

У Гэй
Холлидэй оппонентов не было.
Присутствующие ответили на ее
слова дружными аплодисментами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры