издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Валерий Широкопояс: "Мы уверены в своей правоте"

  • Автор: Анатолий МАЛЫШЕВ, журналист

Валерий
Широкопояс: "Мы уверены в своей
правоте"

Около двух
лет назад Валерий Широкопояс был
назначен начальником управления
Федеральной службы налоговой
полиции (УФСН) по Иркутской области.
Это было время, когда в управлении,
прямо скажем, царили разброд и
шатания. Прежний руководитель был
освобожден от должности за
неблаговидные дела, а новый далеко
не всем пришелся по вкусу.

Сейчас все
эти дрязги, кажется, позади. По
итогам первой половины нынешнего
года УФСН по Иркутской области
впервые за свою шестилетнюю
историю вышло на второе место среди
15 родственных управлений России.

Предлагаем
вашему вниманию беседу с
начальником управления,
полковником налоговой полиции
Валерием Никифоровичем
Широкопоясом.

— Известный
монетарист Борис Федоров является
автором идеи создания Министерства
доходов Российской Федерации. Не
содержит ли она в себе угрозы
растворения налоговой полиции?

— Прежде
всего хотелось бы заметить, что мы
приветствуем любые инициативы,
если они не во вред делу и будут
содействовать быстрейшему выводу
нашей страны из нынешней кризисной
ситуации. Однако по мнению совета
по кадровой политике при директоре
Федеральной службы налоговой
полиции России и по моему глубокому
убеждению, создание в пожарном
порядке нового министерства за
счет упразднения ряда федеральных
органов исполнительной власти без
достаточно серьезного анализа
социально-экономических
последствий такого решения может
привести к недопустимому смешению
фискальных и правоохранительных
функций государства. В свою
очередь, это неотвратимо повлечет
за собой снижение эффективности
борьбы с экономической, в том числе
налоговой, преступностью в стране
и, в частности, в нашей области. При
этом существует реальная опасность
резкого снижения результативности
оперативно-розыскной,
документально-проверочной,
уголовно-процессуальной и
административно-правовой
деятельности федеральных органов
налоговой полиции. Такая
радикальная реорганизация самым
непосредственным образом скажется
на их дееспособности и на
длительное время дестабилизирует
кадровую ситуацию в органах
налоговой полиции.

Свою точку
зрения на этот счет совет направил
в Управление по кадровой политике
при президенте Российской
Федерации. Думаю, оно будет учтено и
новым премьер-министром России.

— Не будем
вдаваться в подробности. Может
быть, здесь попахивает политикой.
Поэтому давайте вернемся к
насущным проблемам. Сегодня
положение со сбором налогов в
области, можно сказать,
катастрофическое. Собирается менее
половины всех платежей. А это,
значит, новые задержки заработной
платы бюджетникам, несвоевременная
выплата пенсий и пособий. Чем же
может помочь в сложившейся
ситуации налоговая полиция?

— Для справки
скажу, что в нашей области числится
ни много ни мало свыше 30 тысяч
юридических и почти 10 тысяч
физических лиц. Это солидная
налогооблагаемая база. Только за
восемь месяцев этого года,
благодаря усилиям налоговой
полиции, удалось погасить свыше 52
миллионов рублей недоимки, что в
полтора раза больше, чем за тот же
период прошлого года. По выявленным
в текущем году нарушениям
налогового законодательства
доначислено в федеральный бюджет и
бюджет области свыше 542 тысяч
рублей. С начала нынешнего года
осуждено девять злостных
неплательщиков налогов, возбуждено
и принято к производству 113
уголовных дел.

Впрочем,
отдача налоговой полиции могла
быть гораздо больше, но, к
сожалению, сказывается
несовершенство действующего
законодательства. И прежде всего
это касается порядка конфискации
имущества при уклонении от уплаты
налогов в особо крупных размерах
отдельными гражданами и целыми
организациями. Дело в том, что в
соответствии с имеющимися
инструкциями мы должны изымать
предметы роскоши, куда, как ни
странно, включена
электронно-вычислительная техника.
Но ведь на ряде предприятий
компьютеры давно уже включены в
технологию и являются средствами
производства. Вот и получается, что
мы вместо того, чтобы
способствовать увеличению выпуска
продукции, изымая те же компьютеры,
нарушаем технологический процесс
на предприятии. Да ведь и получаем
при этом копейки, которые
составляют мизер в общей сумме
задолженности по налогам. Так кому
от этого польза?

С другой
стороны, требует корректировки и
Указ президента Российской
Федерации, регламентирующий
очередность ареста имущества. Ну,
возьмем мы имущество, как
предписано. Делаем все вроде
правильно, однако недоимка висит,
живые деньги в бюджет не поступают,
так как нередко оно оказывается
неликвидным. В результате
налоговая полиция остается
виноватой. Недоимщики жалуются в
арбитражные суды, дескать, они
могли бы продать свое имущество
подороже, а полиция нанесла им вред.
По-своему, они, конечно, правы, но
кому от этого легче? Страдает опять
же государство. Поэтому
конфисковать имущество надо только
при условии его ликвидности, и это
необходимо зафиксировать в
соответствующем Указе президента.

— Ни для не
секрет, Валерий Никифорович, и вы,
наверное, сталкиваетесь с этим
каждый день, когда юридические, да и
физические лица, имеющие
задолженность перед бюджетом,
спокойно регистрируют новые фирмы
и компании, дабы не платить по ранее
накопившимся долгам. Неужели
нельзя здесь установить жесткий
порядок?

— Такие
факты, как говорится, имеют место. В
настоящее время закон не
препятствует регистрации
предприятия по вымышленному адресу
без какой-либо ответственности за
это. Руководитель фирмы может
самовольно сложить с себя
обязанности и не предоставлять на
этом основании отчет о своей
деятельности в Госналогслужбу.

Вот почему мы
внесли предложение через
прокуратуру о разработке
инструкции о порядке
информирования налоговых органов
об изменении юридического и
фактического адреса, указанного в
учредительных органах и иных
документах, а также о смене лица,
ответственного за предоставление
отчетов в органы Госналогслужбы. Мы
считаем, что надо запретить
регистрацию новых предприятий
физическим и юридическим лицам,
имеющим задолженность перед
бюджетом по ранее
зарегистрированным предприятиям.
Необходимо ввести
административную ответственность
за непредоставление отчетности о
финансово-хозяйственной
деятельности и неуплату налогов,
после применения которой наступала
бы уголовная ответственность.

— Сегодня в
средствах массовой информации
говорят и пишут о настоящей
налоговой войне в России. Заметно
активизировали свои действия и
налоговики в Иркутской области.
Проводятся рейды, конфискуется
имущество должников и т.д.
Складывается впечатление, что мы
задались целью — любой ценой
собрать налоги. Но, как часто бывает
в таких случаях, не забываем ли мы в
этой суматохе о правах и свободах
человека?

— Что
касается каких-либо нарушений прав
налогоплательщиков, то каждый из
наших сограждан может обратиться в
судебные органы и оспорить
действия налоговой полиции. И этим
правом, кстати, некоторые умело
пользуются.

С начала
нынешнего года налогоплательщики
предъявили девять исков налоговой
полиции. Из них уже шесть
рассмотрены в арбитражном суде
Иркутской области и Федеральном
арбитражном суде
Восточно-Сибирского округа. Правда,
все они решены в пользу налоговой
полиции. Мы уверены в своей правоте
и по всем другим искам, находящимся
на данный момент в арбитражном
судопроизводстве. При этом хочу
подчеркнуть, что мы не испытываем
каких-либо претензий или антипатий
к налогоплательщикам, посчитавшим
наши решения неправомерными. Их
реакция вполне обычное дело в
рыночных отношениях. Это
нормальный, цивилизованный путь
решения спорных вопросов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры