издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На слоне -- в рай за счет народа

На слоне — в рай
за счет народа

Известная
российская авиакомпания Аэрофлот,
похоже, охотно отправляет за
границу не только пассажиров с
тугим кошельком, но и мешки с
валютой. Из бюджетных запасов.

Символом
нынешнего Аэрофлота, как известно
из популярной рекламы, стал
летающий слон. Однако те, кто
выбирал такой несуразный символ
для рекламы полета на самолете,
имели в виду вполне земные дела.
Слон, как известно, самое мощное
животное. Никто не устоит на его
пути. Любого, кто попадет под его
многопудовую ногу, он раздавит.
Такова, мол, и сила Аэрофлота,
намекают рекламодатели.

Прав я или не
прав, утверждая подобное, давайте
подумаем вместе. А для этого
вспомним историю рождения
нынешнего Аэрофлота.

До конца 1991
года таким в те времена еще гордым
именем называлась вся гражданская
авиация СССР. Это была, по существу,
самая крупная и самая
многоплановая компания в мире. Она
занималась всем, что касалось
воздушных перевозок, а также
авиационным обслуживанием. Де-юре и
де-факто за именем "Аэрофлот"
были закреплены огромные
международные права и возможности,
реально принадлежавшие всей
гражданской авиации. А точнее —
всей стране.

Нагрянула
приватизация. В гражданской
авиации, как и повсюду, она шла,
мягко говоря, не совсем гладко.
Наиболее жирный кусок ухватывал
тот, кто пооборотистей и, как
правило, пожуликоватее. Первый этап
приватизации гражданской авиации
завершился в 1994 году
постановлением правительства об
образовании акционерного общества
"Аэрофлот — Российские
международные авиалинии". Оно
было провозглашено
правопреемником союзного
Аэрофлота по всем международным
соглашениям о воздушном сообщении.
Таким образом, без конкурса и даже
без пресловутых ваучеров,
бесплатно, приватизировали имя,
торговую марку и огромный пакет
международных прав, а заодно лучший
самолетный парк, сеть продажи,
принадлежавшие всей гражданской
авиации. Ориентировочная стоимость
пакета прав составляет 5—7
миллиардов долларов.

Второй этап
приватизации начинается
фактически в 1996 году, когда на
должность генерального директора
Аэрофлота назначается маршал
авиации Евгений Шапошников. Именно
его велением ключевые посты в АО
занимают люди из группы
"ЛогоВАЗ". Должность первого
заместителя, курирующего
экономику, финансы и коммерческую
работу, получает Николай Глушков,
известный по деятельности этой
группы на "АвтоВАЗе",
ближайший сподвижник известного
предпринимателя Бориса
Березовского. На должность
коммерческого директора
назначается Александр Красненкер,
до этого занимавшийся продажей
автомобилей в "ЛогоВАЗе". Уже в
июне 1996 года все представители
Аэрофлота за рубежом получают
указания гендиректора о переводе
валютной выручки на счета
иностранной фирмы "Андава" в
Швейцарии.

Ряд
представителей, проявивших
строптивость или просто
замешкавшихся, были сняты или
наказаны. Указание переводить
деньги Аэрофлоту туда же получают и
иностранные компании. Управление
финансами приватизировано, и опять
бесплатно. В начале 1997 года Евгений
Шапошников неожиданно покидает
Аэрофлот и назначается помощником
президента России по авиации. Новым
генеральным директором становится
его первый заместитель Валерий
Окулов, молодой и, по видимому,
очень талантливый руководитель,
каким, наверное, и должен быть
помощник президента РФ.

Именно тогда
и выбирается символ для Аэрофлота —
слон, который идет мощной поступью,
потому что получает очень щедрую
помощь. От кого? От государства.
Точнее, от государственных
чиновников. Все компенсационные
затраты иностранных авиакомпаний
за право пролета над территорией
России идут в карман Аэрофлота. Это
обязательное условие заключения
соглашений с иностранными
авиакомпаниями, условие абсурдное,
потому что по нашим законам эти
выплаты должны идти в госбюджет. А
суммы огромные — 250, а то и более
миллионов долларов в год. Для
сравнения: эти деньги равны
задолженности всей гражданской
авиации перед госбюджетом. Добавим,
что деньги эти в Россию не попадают,
оседают на швейцарских счетах.

Но слона
бюджет страны не волнует. Он летит
своим путем и тех, кого не удалось
сбить в воздушном бою сразу,
пытается уничтожить сейчас. Как?
Простым обманом или игрой с
демпинговыми ценами на билеты.

Наглядный
пример простого обмана —
заключенное в 1996 году соглашение со
второй по значимости российской
авиакомпанией "Трансаэро". В
соглашении рассматривались
вопросы совместного развития
авиакомпаний. Предусматривалось
четкое разграничение обязанностей:
Аэрофлот — крупнейший перевозчик
на международных линиях, Трансаэро
— на внутренних.

Соглашение
было взаимовыгодно, началась
совместная продажа билетов. Но
вдруг Аэрофлот в одностороннем
порядке, без разъяснения причин это
соглашение расторгнул.

Впрочем,
причины скоро стали ясны: Аэрофлот
начал экспансию на внутреннем
рынке. Он, как говорится, за так
получил от государства огромные
средства, поэтому мог демпинговать,
то есть продавать билеты по более
низким, чем, например, региональные
авиакомпании, ценам. Ниже порой на
30—40%, фактически ниже
себестоимости. Таким образом
Аэрофлот выбивал конкурентов.

"Ну и что
плохого, что снизились цены на
билеты?" — может спросить наивный
читатель, настоящий или будущий
авиапассажир. А то, уважаемый, что
явление это сугубо временное. При
нормальной конкуренции разных
компаний цены не будут расти, а
сервис будет улучшаться. Когда же
Аэрофлот расправится со своим
последним конкурентом, он,
разумеется, сразу же перестанет
продавать билеты по низким ценам.
Напротив, вздует их до небес. А вот
сервис, поверьте, без конкуренции
резко пойдет на убыль. И будем мы
летать с вами в заплеванных и на
глазок отремонтированных
самолетах, отдавая за билет не одну
нашу зарплату.

Но этим
предстоит всем нам насладиться в
ближайшим будущем, если, конечно, не
остановим прыткого слона. Сейчас же
мы удовлетворяемся тем, что
Аэрофлот кинул всех нас, переводя
миллионы долларов (фактически
государственные деньги) на счета
частной фирмы "Андава",
обосновавшейся в Швецарии. Как
сообщили некоторые СМИ, за полтора
года зарубежные представительства
Аэрофлота перечислили в
"Андаву" более 120 миллионов
долларов. На прокрутке
аэрофлотовских денег швейцарская
фирма зарабатывает несколько
миллионов "зеленых" в год,
которые оседают в кармане ее
хозяев.

А кто они, эти
хозяева фирмы "Андава"?
Совладельцами фирмы являются Борис
Березовский и его давний
сподвижник — первый зам.
гендиректора Аэрофлота Николай
Глушков.

Когда тайное
становится явным, то волей-неволей
найдутся люди, которые
заинтересуются этими тайными
махинациями. Счетная палата РФ
провела летом прошлого года
ревизию финансово-хозяйственной
деятельности Аэрофлота и
подтвердила, что у
правоохранительных органов есть
все основания всерьез
заинтересоваться сомнительной
фирмой. Сначала проверку проводил
отдел по борьбе с экономическими
преступлениями Московского
управления транспортной милиции.
Через пять месяцев милиционеры
передали материал в Генеральную
прокуратуру.

Я спросил у
одного из сотрудников
Генпрокуратуры, есть ли у них такой
материал и действительно ли им
заинтересовался сам Юрий Скуратов.
И получил утвердительный ответ: да,
материалы Счетной палаты тщательно
проверяются, и ход этой проверки
находится под контролем
Генерального прокурора.

Из
неофициальных источников стало
известно, что проверка идет крайне
сложно. Из высоких лиц,
фигурирующих в деле, следователям
удалось опросить только Николая
Глушкова. Борис Березовский от
встречи с сотрудниками
правоохранительных органов
уклонился. Послали ему вопросы в
письменном виде. Неоднократно
напоминали, что ждут ответа, как
соловей лета. Лето прошло, а ответа
так и не дождались.

Несмотря на
мои хорошие отношения с
сотрудниками Генпрокуратуры,
никаких конкретных сведений, в том
числе и имени следователя, ведущего
проверку, получить не удалось. Не
могу утверждать, но догадываюсь,
что главная причина
сверхсекретности — те высокие
имена, что замешаны в этом деле.
Здесь и повсюду успевающий Б.Б., и
президентский зять. Здесь
наверняка есть и другие не менее
веские имена. Но их, я думаю, мы
узнаем лишь после будущих
президентских выборов. Да и то
только в том случае, если наш
уважаемый Борис Николаевич не
решится попытать счастья с помощью
подручных средств в третий раз.

Постольку
поскольку дело об "Андаве"
пылится в следовательских папках,
руководители Аэрофлота, похоже,
решили взять реванш в разборках с
Трансаэро. Не уничтожив ни
предательством, ни демпингом, они
начали ее разваливать изнутри
путем интриг, проведения так
называемых альтернативных
собраний акционеров.

Осведомленные
источники утверждают, что люди,
связанные с Борисом Березовским,
купили солидный пакет акций
Трансаэро и хотят полностью
контролировать авиакомпанию. Пока
на их пути стоит руководство
Трансаэро во главе с Александром
Плешаковым.

Но слон есть
слон. Он сам по себе могуч. А когда
его еще вкусно кормят из
швейцарской кормушки…

И, похоже,
измельчала Россия. Перевелись в ней
охотники на слонов.

Владимир
КЛИМОВ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры