Жар-птица Леонида Огневского
Жар-птица
Леонида Огневского
Виктория ПОПОВА, редактор
Восточно-Сибирского книжного
издательства
2
августа Леониду Леонтьевичу
Огневскому, известному иркутскому
писателю, исполняется 85 лет. Вся его
50-летняя творческая деятельность
связана с Сибирью и сибиряками,
которым он посвящал свои
произведения.
Леонид Леонтьевич Огневский родился 2 августа 1913 года. Приехал в Как В 1957 году В 1965 году В 1995 В Почти |
Восточно-Сибирское
книжное издательство при
содействии мэрии г. Иркутска
выпустило книгу юбиляра "Крылья
жар-птицы" как своего рода
подарок писателю к его дню
рождения.
Поиски некой
жар-птицы — чего-то красивого,
достойного, нужного, но не всегда
доступного — свойственно русскому
человеку. Человек всю жизнь мечтает
поймать свою жар-птицу, но та,
поманив однажды, постоянно
ускользает. Не удалось пока поймать
жар-птицу и главному герою романа Л.
Огневского "Крылья жар-птицы"
Федяшке: казалось, он ухватил было
за перо, но не удержал — выпорхнула.
На протяжении всей творческой
деятельности, вот уже 50 лет,
пытается поймать свою жар-птицу
Леонид Огневский. Жизнь и
творчество он посвятил Сибири;
людям, живущим здесь; земле и
природе сибирской. Хотелось бы как
можно больше написать о них, но не
хватает времени. Еще лежат на столе
автора рукописи двух новых романов,
которые он считает самыми лучшими и
сильными своими произведениями.
Писатель надеется, что когда-нибудь
они станут книгами и это будет его
большой удачей. А пока, по мнению
автора, жар-птица в руки не дается.
Не все достигнуто, что было
задумано.
Но вот вышла
книга, которая долго ждала своего
часа и издание которой стало
возможным только сегодня.
Очень важной
была и остается для писателя тема
сибирского крестьянства. Уже были
опубликованы два романа из
крестьянской трилогии "Белый
хлеб", а вот первая ее часть
выходит только сегодня. Написанный
еще в семидесятые годы, роман
"Крылья жар-птицы" постоянно
дорабатывался, заставляя снова и
снова мысленно возвращаться к
описанным событиям и осмысливать
их с позиций нынешнего дня. Роман
отражает события того, уже
далекого, времени — времени очень
сложного и противоречивого, когда
на кону стояли судьбы миллионов
людей, весь уклад крестьянской
жизни.
Герои романа,
молодые люди, комсомольцы,
увлеченные идеей преобразования
деревни, оказываются в гуще
событий. Они свято верят в то, что
вся их деятельность направлена на
улучшение жизни каждого селянина и
страны в целом. Им не страшно
противодействие, напротив, оно
только больше разжигает и
возбуждает, заставляя отчаяннее и
тверже (жестче) идти к своей цели.
Этих людей можно назвать
счастливыми, потому что у них была
цель, в которую они верили, верили в
правильность своего пути.
Федяшка
Миронов и его старшие товарищи еще
не совсем понимают, что, идя
напролом к своей идеализированной
цели, могут сгубить человека, его
душу. Достигая нужного результата в
стремлении сделать полезное для
страны, приходится наступать на
человека и оставлять в его душе (а
то и на теле) кровоточащую рану.
Осознав же это, они ввергаются в
страшный клубок противоречий и
сомнений, когда встают вопросы:
правильно ли я делаю? Стоит ли цель
той цены, которую платит народ?
Возможно ли обойтись без ошибок и
перегибов? Как их избежать, чтобы не
навредить делу и не искалечить
людей?
Очень часто в
наших разговорах Л. Огневский
подчеркивал, что адресует свою
книгу в первую очередь людям,
близким к природе, земле. Природа
создает настроение. Или
откликается на настроение героев.
Картины сибирской природы очень
красочны и колоритны, и хочется
оказаться в этом уголке, вдохнуть
тот смоляной терпкий воздух,
пропитанный запахом трав и хвои,
окунуться в оглушающий гомон птиц.
На фоне этой
природы и тех событий, которые
происходили в сибирской деревне в
период коллективизации, в период
болезненной ломки сознания,
завязываются близкие,
романтические отношения юноши и
девушки. Молодые люди влюбляются,
сердятся, сопротивляются своему
чувству и не могут от него
избавиться. Увлеченные каждый
своей идеей, они стоят перед
выбором (хотя сама необходимость
такого выбора читателю может
показаться сомнительной): уступить
ли своему чувству или оставить его
"на потом", когда цель в жизни,
причем у каждого своя — но
достойная, будет достигнута. А
встретившаяся на пути к этой цели
любовь будет только помехой. Так
свойственный многим молодым людям
максимализм предопределяет и
выбор.
Тема деревни,
коллективизации в Сибири
поднималась писателями достаточно
редко. Поэтому интерес читателей к
этой проблеме не остывает. Нам
кажется, что книга Л. Огневского
"Крылья жар-птицы", поднявшая
такие вопросы, восполнит возникший
пробел в этой теме.