Север на голодном пайке
Север на
голодном пайке
Сергей
КОЗЫРЕВ, "Восточно-Сибирская
правда"
—
Единственно, что отрадно, — заявил
на пресс-конференции для иркутских
журналистов по поводу прошедшего 21
июля в Усть-Куте совещания по
досрочному завозу на север
Иркутской области и Республики
Саха (Якутии) грузов зам.
губернатора Валентин Межевич, — в
Москве наконец-то вспомнили про
северян и прислали своих
представителей узнать на месте
состояние дел, а также настроение
речников. К сожалению, мы не
услышали от работником
Госкомсевера и правительства РФ
твердого обещания
профинансировать в полном объеме
завоз грузов на Крайний Север.
Между тем
положение с досрочным завозом день
ото дня драматичнее. До конца
навигации осталось чуть больше
двух месяцев, но при полной
готовности флота Верхнеленского
пароходства и "АСК ЛОРП"
необходимого к отправке количества
нефтеналива и сухогруза на складах
Осетровского порта и нефтебазы как
не было, так и нет. Чтобы в эту зиму
не замерзли и не остались на
голодном пайке жители Ленска,
Пеледуя и других населенных
пунктов Республики Саха, туда надо
отправить еще 600 тыс. тонн бензина,
солярки и мазута, а также до 300 тыс.
тонн продовольственных товаров.
Речниками же завезено лишь 10
процентов грузов и нефтеналива в
Якутию и около 26 процентов на север
Иркутской области. В Бодайбинский,
Мамско-Чуйский, Катангский,
Киренский и Усть-Кутский районы
необходимо доставить еще до 50 тыс.
тонн ГСМ, 150 — угля и 70 — продтоваров.
Если учесть, что сегодня продуктов
завезено лишь около 3 тыс. тонн, а в
навигацию прошлого года из-за
отсутствия финансирования ни того,
ни другого в полном объеме северяне
так и не получили, то можно лишь
представить, что ждет нынче зимой
северные районы нашей области и
соседей из Якутии.
— Отношение
Москвы к северянам год от года
становится прохладнее, — поделился
впечатлениями от совещания в
Усть-Куте председатель комитета по
северным территориям областной
администрации Николай Паленный. — И
это несмотря на то, что север
по-прежнему отдает республике
сторицей от добываемых на своих
территориях полезных ископаемых.
Пока Москва профинансировала из
федерального бюджета лишь малую
толику средств под досрочный завоз,
но вернуться к этому вопросу
намерена только теперь. А ведь еще
несколько лет назад подобные
рабочие встречи проходили раз в два
месяца и подобные проблемы
решались относительно оперативно.
— Из итогов
совещания я сделал один вывод, —
добавил генеральный директор
Верхнеленского пароходства Сергей
Ивченко, — Как и в прошлую
навигацию, речникам придется
работать под голые обещания
правительства, а заканчивать ее в
экстремальных ледовых условиях. Но
все, что требуется от нас, мы
выполним до конца…
"До
конца" — это навигация-96, когда
из-за позднего северного завоза
едва не от Якутска и до Усть-Кута по
реке Лене на случайных отстоях (не
считая судов "АСК ЛОРП" Якутии)
осталось зимовать свыше 80 танкеров
и сухогрузов Верхнеленского
пароходства.
Похоже, и
нынче капитаны ленского флота
вынуждены с риском для жизни своих
экипажей доставлять груз на север.
Почему же так поздно спохватились в
правительстве РФ, Республике Саха и
на крупнейших нефтедобывающих,
алмазных и промышленных
предприятиях РФ (всего в совещании
в Усть-Куте участвовало 60
чиновников самых высоких рангов)?
Завершая пресс-конференцию, зам.
губернатора Иркутской области
Валентин Межевич заметил, что
особых надежд на полное
финансирование северного завоза он
не питает.