издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудное время, трудные дети

Трудное
время, трудные дети

Олег САДОВСКИЙ,
журналист


Заливается прощальный школьный
звонок. Но не радость, не чувство
удовлетворения переполняет сердца
выпускников сиротских учреждений —
детских домов, школ-интернатов, а
внезапно нахлынувшая тоска,
тревога перед будущим. Большинству
из них всего 15-16 лет. Что ждет их? Тем
более в наше столь незавидное,
непредсказуемое время. Как входят в
реальную жизнь бывшие воспитанники
этих учебных заведений, что за
трудности испытывают, какие
возникают проблемы — об этом
расскажем на примере Иркутской
специальной коррекционной
школы-интерната N 3 для детей с
отклонением в развитии.

В нынешнем
учебном году здесь проживало и
обучалось 165 детей (71 мальчик и 94
девочки). История этого интерната
началась 33 года назад. Сначала он
размещался в небольшом здании по
ул. Дзержинского, а с 1979 года
поменял адрес — переехал в более
просторное помещение по ул.
Сурнова. Помещений здесь хватало и
для спален, и для учебных занятий, и
для производственных мастерских.

Оснащали
мастерские всем миром: оказывали
помощь областной отдел народного
образования и тогдашние шефы.
Особенно постаралось РСУ
областного управления торговли. В
приобретении и ремонте швейного
оборудования, тканевого материала
зачастую выручала Иркутская
фабрика швейных и художественных
изделий. Воспитанницы
школы-интерната там же проходили и
производственную практику.

Профессиональная
подготовка в школе ведется в
основном по трем профилям: швейное,
столярное и сапожное дело. Основы
закладываются уже в начальной
школе. Формы профориентации
воспитанников во внеклассной
работе разнообразны: это праздники
труда, встречи с шефами, людьми
разных профессий, беседы,
экскурсии, выставки, конкурсы, игры,
внеклассные чтения, оформление
стендов и альбомов, кружковые
занятия. Присматриваются дети с
помощью учителей и к труду школьных
работников — повара, посудницы,
уборщицы. Кстати, большинство
старшеклассниц работают
(искючительно по желанию)
подсобными, кухонными работниками,
уборщицами. Есть и свой школьный
обувщик из числа воспитанников.
Время от времени он обходит все
группы, проверяя состояние обуви, и
уносит в ремонт все, что еще
возможно починить. У всех настоящие
трудовые и санитарные книжки, идет
соответственно производственный
стаж, воспитанники получают за свой
труд заработную плату.

С учителем
трудового обучения Юрием
Андреевичем Полехиным я встретился
в столярной мастерской. Вместе с
практикантами профтехучилища N 14
Сергеем Яйкдаевым и Андреем
Кутловым (они прошлогодние
выпускники) он заготавливал
пиломатериал для ремонта лагеря
отдыха в п. Моты (уже шесть летних
сезонов проводят здесь
интернатовские мальчишки и
девчонки). Юрий Андреевич, закончив
в свое время
индустриально-педагогический
факультет ИГПИ, работает в школе с
1976 года. Столярная мастерская, для
него, можно сказать, второй дом. Ко
всему он приложил умелые руки.
Мальчишки с большим удовольствием
приходят сюда на занятия. Их можно
увидеть зачастую и после уроков.
Старшеклассники собирают по
чертежам любую фабричную мебель,
если нужно, самостоятельно
изготовят и табуретку, и стул, и
стол, столярные и плотницкие
инструменты, сельхозинвентарь.
Ремонт интернатовской мебели — на
их плечах. А какие поделки
рождаются под руками здешних
умельцев, любо-дорого посмотреть!

Об успехах
юных столяров из школы-интерната N 3
говорят их награды. Вот и нынче в
марте они участвовали в городской
выставке детского творчества.
Сколько было радости, когда все
участники получили заслуженные
подарки, а их руководитель Ю.А.
Полехин был отмечен дипломом. В
апреле они уже на областном
фестивале "Байкальская
звезда". И опять — диплом. Кстати,
с фестиваля увез диплом и вокальный
ансамбль этой же школы-интерната.

Учитель
трудового обучения Владимир
Кириллович Шандуров вспоминает:
"В семидесятые годы я заведовал
сектором ремонта обуви комплекса
"Экспресс" на Центральном
рынке. Школа-интернат тогда еще
размещалась по ул. Дзержинского.
Заказов от их коллектива было
великое множество: сами понимаете,
дети — обувь горит, как на огне.
Как-то я намекнул, не организовать
ли там группу обувщиков.
Предложение приняли на "ура". И
вот уже более двадцати лет я при
этом деле. И не жалею. Радуюсь, что
немало наших выпускников работает
в бытовом обслуживании Иркутска,
есть и на периферии".

Ребята
успевают не только отремонтировать
изношенную обувь всем детям
школы-интерната. Из старых пальто
делают заготовки, шьют домашние
тапочки. Несколько лет назад был
настоящий заказ: подшивали
износившиеся валенки для солдат
одной из воинских частей города.
Заказчики остались вполне
довольны. Горды за свою работу были
и начинающие специалисты. К тому же
их труд достойно оплачивался.
Теперь, к сожалению, у солдат нет
денег. Зато идут заказы от
работников школы-интерната.

А
большинство мальчишек и по своему
желанию, и согласно плану
профессиональной подготовки
приобретает в школе-интернате обе
специальности — и сапожника, и
столяра.

У девочек, к
сожалению, выбора нет. Изредка
кто-то идет в обувщики, а в основном
их профиль — швейное дело. Впрочем,
здесь материальная база вполне
приличная. Четыре просторных
класса, 28 швейных машинок
промышленного назначения, опытные
учителя швейного дела — Алевтина
Иннокентьевна Чуркина, Людмила
Павловна Зонина, Соколовы Нина
Васильевна и Людмила Михайловна.
Воспитанницы шьют детскую и
женскую легкую одежду, могут
самостоятельно кроить, знают
технологию тканей. А каких только
аппликаций они не делают! Многие
хозяйки не отказались бы
приобрести эти изделия для своих
квартир. Их работа приближена к
промышленному швейному
производству. Практика на
предприятиях города показала: в
скорости работы ученицы 8-9 классов
зачастую не уступают фабричным.

Оценка
руководителей предприятий была
высокой и в других отношениях: они
отмечали у практиканток
трудолюбие, дисциплину,
способность подчинять свои
интересы требованиям производства.

Правда, в
связи с нынешней безработицей
устроить выпускниц даже с помощью
родственников сегодня практически
невозможно. Раньше, года три-четыре
назад, филиал Иркутской фабрики
швейных и художественных изделий,
где в основном проходили
производственную практику
воспитанницы школы-интерната N 3,
брал к себе приглянувшихся новых
швей, несмотря на их
несовершеннолетие, решали вопрос и
с жильем. Теперь большинство
девочек вынуждено идти в Иркутское
городское профучилище N 14, чтобы
осваивать новую профессию —
штукатура-маляра. Но не совсем
оправдывает себя на практике
обучение таких детей в системе
профобразования, так как ни
содержание обучения, ни режим
работы и отдыха в них не отвечает
особенностям развития этих детей, а
ведь тут речь идет об освоении
второй, совсем для них незнакомой
специальности. Было бы более
целесообразно, чтобы выпускники
вспомогательных школ
формировались в спецгруппы и
проходили профподготовку по
другим, доступным для них
программам. К тому же отсутствие в
составе нынешних ПТУ
педагогов-дефектологов
обуславливает трудности решения
коррекционных задач.

— И все-таки
надо отдать должное
педагогическому коллективу
Иркутского профучилища N 14, который
сегодня единственный в областном
центре принимает наших
выпускников, — замечает директор
школы-интерната N 3 Татьяна
Николаевна Шаратова. — Понимают
сложность их обучения и воспитания,
уделяют максимум внимания
житейским и жилищным проблемам,
поддерживают постоянную связь с
нами.

Впрочем, и
большинство мальчиков, прежде чем
начать самостоятельную работу,
вынуждено идти в ПТУ. Вот почему.

Если в 1990 г.
по профессии, полученной в школе,
могли найти работу более 46%
выпускников, то в прошлом году лишь
21. Падение процента в первую
очередь связано с низкой
потребностью предприятий города в
кадрах, а несовершеннолетним
устроиться и вовсе невозможно.

На этот счет
у педагогов школы-интерната N 3 и у
специалистов-дефектологов
Иркутского государственного
педуниверситета, которые вплотную
занимались проблемами учреждения,
есть свои предложения: увеличить
срок обучения ребят в самой школе
на пару лет. В эти годы заняться
углубленной профессиональной
подготовкой по основным
производственным профилям:
швейное, столярное, сапожное дело.
Это позволило бы уделить особое
внимание изучению таких дисциплин,
как материаловедение,
спецтехнология, устройство
оборудования. К тому же при
продлении сроков появится
возможность разработки и внедрения
новых программ
профессионально-трудового
обучения (ориентация на рабочие
профессии сферы общественного
питания и обслуживания, младшего
медицинского персонала и т.п.).

Словом, с
какой стороны ни взгляни —
житейской или профессиональной, —
рановато по нынешним временам
"отпускать на волю судьбы"
несовершеннолетнего, тем более с
отклонением в развитии. Так что
проблема по-прежнему остается
актуальной.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры