Математика по-байкальски
Математика
по-байкальски
Галина КИСЕЛЕВА,
журналист.
На Байкале
заканчивает свою работу 11-я
Байкальская школа-семинар по
методам оптимизации. Уже 30 лет
собираются со всех уголков страны,
а сейчас уже и мира, маститые и
совсем молодые ученые математики в
одном из живописных уголков
уникального озера, чтобы
обменяться знаниями, определить
пути развития в своей области
науки. Неофициально эти встречи
называют "школой Булатова",
потому что все годы ею бессменно
руководит иркутский, математик
доктор математических наук
академик РАЕН В.П. Булатов.
— Такие школы
появились в конце 60-х годов, —
рассказывает он. — Они собирали под
свое "крыло" единомышленников
и воспитали не одно поколение
исследователей. Раньше школы
проводились по 2-3 недели, а сейчас, в
связи со всеобщим финансовым
кризисом, организовывать их стало
труднее и время встречи
сократилось до недели. Тем не менее,
понимая важность таких общений,
научные учреждения области ИНЦ,
ИГУ, ИГА выделяют средства на школу,
помогают российский и зарубежный
фонды. Надо сказать, что таких школ
с давними традициями в России
практически уже не осталось. А по
оптимизации она единственная.
В этом году в
работе Байкальской школы приняли
участие более 130 ученых из разных
городов страны и мира. В частности,
из Швейцарии, Монголии только
докторов наук было более 40 человек.
Обсуждали, как и в прежние годы,
методы оптимизации и их приложения.
Оптимизация
— это большой раздел
математической науки, нацеленный
на создание моделей и методов
выбора наилучших (оптимальных)
решений. Ситуации выбора, как
известно, в жизни возникают на
каждом шагу. В основном это
абстрактная наука. В производстве,
например, это планирование, из
множества решений в энергетике мы
выбираем такие, при которых при
минимальных затратах и
экологических нарушениях можно
обеспечить качественной
электроэнергией в достаточном
количестве. Методы оптимизации
используются везде, даже при
изучении законов природы. Еще в XVI
веке математик Поль Ферма, объясняя
закон преломления света, высказал
гипотезу, что свет стремится
минимизировать время своего
прохождения из одной точки в
другую. На основе этого родился
универсальный "принцип
наименьшего действия".
Байкальская
школа отличается от традиционных
научных конференций тем, что она
совмещает учебу и обмен мнениями.
Школа сыграла огромную роль в
развитии математической науки в
Иркутске. Не случайно московские
мэтры науки отмечают, что по
научному уровню в области
оптимизации Иркутск занимает одно
из лидирующих мест в России.