"Витязь" зовет к единению
"Витязь"
зовет к единению
Представляю,
сколь приятно было режиссеру
Иркутского театра народной драмы
Михаилу Корневу слышать на
открытии VII международного
кинофестиваля славянских фильмов
песню "Славянка" в исполнении
народной артистки России Татьяны
Петровой. Ведь слова к ней написал
актер возглавляемого им
творческого коллектива Андрей
Мингалев. Впрочем, завершившийся
недавно на Украине праздник,
традиционно проводящийся под
девизом "За нравственные
христианские идеалы", подарил
нашему земляку, единственному
гостю из Сибири, и массу других
ярких впечатлений. Вот что он
рассказал в беседе с
корреспондентом
"Восточно-Сибирской правды".
Корр.:
Михаил Георгиевич, расскажите, как
вы, руководитель театра, вдруг
оказались в числе участников не
театрального, а кинофестиваля? Или
в ваше творчество неожиданно вошло
кино?
М.
Корнев: Скажу вам, что
участвовал я в работе
кинофестиваля в несколько
необычной для себя роли —
кинодраматурга. Но все по порядку.
Н.П. Бурляев прекрасно знаком с
работой нашего театра, видел мои
постановки, читал драматургические
вещи. Он и предложил мне впервые
поучаствовать в этом престижном
кинофоруме, а в то, что "Золотой
Витязь" сейчас в России
кинофестиваль номер один, нет
сомнений. В основе его лежит идея
объединения славянских народов на
уровне религии, культуры и в
конечно итоге — духа. Седьмой по
счету "Золотой Витязь" собрал
под свои знамена четырнадцать
стран. Сербы, поляки, чехи, грузины,
итальянцы, болгары и представители
других стран привезли на конкурс
свои фильмы. Фестиваль
приветствовали патриарх всея Руси
Алексий II, президенты России,
Белоруссии, Украины. Специально на
открытие "Золотого Витязя"
прилетели заместитель
председателя Государственной Думы
Сергей Бабурин и председатель
правления Союза кинематографистов
России Никита Михалков. Все это
говорит о том, что объединительной
миссии "Золотого Витязя"
придается большое значение.
Корр.:
Фестиваль — это прежде всего
фильмы, режиссеры и, конечно же,
любимые артисты. Кто из артистов
почтил своим присутствием
фестиваль?
М.
Корнев: Созвездие актеров было
великолепным: Барбара Брыльска,
Георгий Жженов, Николай Петренко,
Владимир Заманский, Владимир
Гостюхин, Екатерина Васильева,
Татьяна Петрова. Все эти артисты до
сих пор любимы людьми. Кроме того, в
работе фестиваля принимали участие
зам. редактора журнала "Наш
современник" Александр Казинцев,
редактор газеты "День
литературы" Владимир Бондаренко,
поэт Михаил Щелихов, один из
крупнейших драматургов Италии
Анджело де Дженти. На творческих
встречах яблоку негде было упасть,
и, кстати, везде, без подсказки
политиков, простые люди выражали
желание быть вместе с братским
народом России. Идея независимости,
"незалежности" Украины,
похоже, сводит с ума только
правительственную верхушку
республики. А народ говорил совсем
другие слова: о братстве, о горечи,
что разорвали по живому два
славянских народа.
Корр.: По
каким городам Украины пролегал
маршрут фестиваля?
М.
Корнев: Открытие состоялось в
Киеве 16 мая, а затем почти пятьсот
участников фестиваля погрузились
на теплоход "Маршал Кошевой" и
отправились по чудному Днепру. По
пути были остановки в Запорожье, в
Днепропетровске, Херсоне,
Севастополе, Одессе, и затем
закрытие фестиваля в Киеве.
Конечно, везде, где останавливался
"Золотой Витязь", были встречи
с людьми, показывались фильмы. А на
теплоходе в трех просмотровых
залах шла работа фестиваля. Три
жюри: художественных,
документальных и студенческих
кинолент — отсматривало картины,
спорило, восхищалось, отвергало.
Корр.:
Какое кино понравилось вам?
М.
Корнев: Во-первых, я не смог
посмотреть весь объем фильмов. Он
огромен. К тому же я работал в
оргкомитете фестиваля. Но кое-что
посмотрел. Традиционно сильный
кинематограф сербов. Запомнились
фильмы "Документ" и "Дом"
(реж. И. Попович). Первый о том, как
американские журналисты
изготовили фотомонтаж, состряпав
фото несущестующего концлагеря для
хорватов. Этот фотомонтаж обошел
все газеты мира, во всем обвинили
сербов, и именно после этой
фотографии начались бомбардировки
Сербии НАТО. Фильм "Дом" —
короткометражка, но сколько любви,
нежности вложил автор в немудреную
историю пожилых беженцев-сербов. Из
художественных мне очень
понравился фильм режиссера А.
Баранова "Шанхай". Грустная и
тонкая трагикомедия о мальчике,
сыне пропавшего в Чечне офицера,
его семье, деде, которого блестяще
играет В. Толоконников (исполнитель
роли Шарикова в "Собачьем
сердце"). Этот фильм о простых
людях — о русских, казахах, немцах, о
том, как они живут вместе и как в
сегодняшней звериной стихии
пытаются сохранить дружбу и
человечность. Я познакомился с
автором этого фильма и постараюсь,
чтобы иркутяне увидели эту добрую
картину. Из студенческих лент,
безусловно, сильная работа А.
Колобова из Белоруссии "Охота
жить" по рассказу В.М. Шукшина.
Корр.:
Белоруссия поддержала фестиваль?
М.
Корнев: А как же! Белорусская
делегация была самой
многочисленной, и возглавлял ее
зам. министра культуры республики
кинорежиссер В. Цветков. "Золотой
Витязь" в прошлом году проходил в
Минске, и президент Лукашенко
полностью финансировал его. Вообще
все белоруссам немножко
завидовали. На пресс-конференции
они сказали, что президент
Лукашенко дает любые деньги,
только, говорит, несите мне
высоконравственные,
патриотические сценарии.
Достаточно сказать, что на студии
"Беларусьфильм" в стадии
рассмотрения сценарии "В августе
1944-го" по роману Богомолова,
"Тарас Бульба" (сценарий
нашего земляка, уроженца Черемхова,
М. Варфоломеева). О постановке этих
вещей мечтало не одно поколение
кинорежиссеров. И вообще,
работается людям театра и кино в
Белоруссии несравненно легче и
плодотворнее, чем в России.
Российское же высшее руководство
занято уничтожением собственной
культуры, искусства да и в целом
народа. Как видите, две страны, а
цели разные.
Корр.:
Наверное, читателям будет
интересно узнать, каковы
знаменитые актеры в жизни?
М.
Корнев: Нормальные, хорошие
люди. Мне довелось беседовать со
многими. Георгий Степанович Жженов
очень любит наш Иркутск. Собирается
приехать на очередной праздник
"Сияние России". В жизни
спокойный, мудрый, русский человек.
Таким мы видим его и в фильмах.
Невозможно поверить, что за плечами
у Жженова тяжелейшие испытания —
война, тюрьмы, лагеря. Барбара
Брыльска по-прежнему любимица
наших телезрителей. Ей, конечно,
очень нравилось, что на Украине и в
России у нее такая популярность.
Внешне Барбара почти не изменилась,
что вызвало восторг и легкую
зависть женщин в кинозалах.
Екатерина Васильева, на мой взгляд,
говорила на встречах со зрителями
самые важные слова: о духовности, о
православии. Кстати, она продолжает
концертную работу, но все деньги
передает на восстановление
подмосковного храма.
Корр.: А
какова ситуация вокруг
православных храмов на Украине?
М.
Корнев: Весьма тяжелая. И здесь
надо пожелать доброго здравия и
многия лета великому подвижнику —
блаженнейшему митрополиту Украины
Владимиру. Он принимал нас в
Киево-Печерской лавре. Его рассказ
о положении православия на Украине
заставил сжаться сердце. Гонения,
нападки, натравливание простых
мирян, раскол — вот средства борьбы
с русской православной церковью
раскольников Филарета и Кучмы.
Приходы русской православной
церкви выживают сами, а храмы,
переданные раскольникам,
демонстративно восстанавливаются
Кучмой на государственные деньги. И
здесь огромное значение играет
твердость митрополита Владимира,
его верность русской церкви,
неприятие экуменизма, и народ душою
чует это: люди идут в русские храмы,
а не к униатам-раскольникам. Семь с
половиной тысяч приходов русской
православной церкви на Украине! Это
очень много.
Корр.: А
как живет Севастополь?
М.
Корнев: Настроение
большинства населения таково —
Севастополь — русский город. Город
русской славы. Делить его
преступно. Об этом говорили нам на
встречах со зрителями.
Корр.:
Какие ваши самые яркие впечатления
от фестиваля?
М.
Корнев: Литургия в соборе
Святой Софии в Киево-Печерской
лавре, которую служил митрополит
Владимир. Сам колоссальный собор,
расписанный Васнецовым, прекрасный
церковный хор и древняя, глубокая
атмосфера. Только тут я
почувствовал, что значит святая
Русь, Киевская Русь. Она — живая,
сокровенная до срока.
Корр.: А
теперь о сюрпризе, который вы
преподнесли всем и, главное, самому
себе!
М.
Корнев: Да, некоторая
неожиданность, впрочем приятная,
состоит в том, что я стал
дипломантом "Золотого Витязя"
в конкурсе киносценариев. За
сценарий художественного фильма
"Острог" получил специальный
диплом за развитие патриотической
темы. Дебютанту международного
кинофестиваля, конечно, трудно было
надеяться на успех, но фортуна, как
видите, оказалась благосклонной.
Меня очень тепло поздравили Никита
Михалков, Алексей Петренко,
Владимир Гостюхин, с которым мы
особенно подружились.
Корр.: О
чем же сценарий?
М.
Корнев: Это история о казаках
Якова Похабова, об Иркутском
остроге. Эта тема волнует меня уже
много лет. И вот — киносценарий. Он
во многом не похож на мою пьесу
"Яков Похабов".
Корр.: А
как вы повернули от театра к кино?
М.
Корнев: Потребность учиться,
творчески расти. Я учусь в Высшей
киношколе им. С.Р. Бондарчука, на
курсе народного артиста России
Николая Бурляева. Это дает
возможность общения с крупнейшими
русскими мастерами театра и кино.
Корр.:
Означает ли это, что в ближайшее
время у нас начнет сниматься
художественный фильм об истории
Иркутска?
М.
Корнев: А почему бы и нет?
Актеры моего театра — одни из
сильнейших в русском эпическом
жанре. Об этом сейчас могу спокойно
и уверенно говорить. Это признано в
Москве, в России. На кинофестивале
был разговор о возможности
совместной моей актерской работы с
Владимиром Гостюхиным. Пока не буду
называть фильм. Актерами театра
народной драмы заинтересовался
Геннадий Васильев, автор
исторического фильма "Русь
изначальная", другие режиссеры.
Так что кино, настоящее русское
кино — это вещь нужная, интересная.
Я думаю, история нашего Иркутска
дает прекрасный материал для
творчества. И, надеюсь, найдутся
люди, для которых слава родного
города — не пустые слова. И что эти
люди смогут помочь нам сделать
фильм.
Корр.:
Еще раз поздравляю вас с наградой
кинофестиваля "Золотой
Витязь" и желаю, чтобы
киносценарий поскорее стал
фильмом.
М.
Корнев: Работы много, но, думаю,
с Божьей помощью удастся ее
осилить.
Константин
ЖИТОВ.