На премьеру -- к любимцу публики
На
премьеру — к любимцу публики
Светлана ЖАРТУН,
журналист
Областной
театр драмы им. Охлопкова проводит
бенефис народного артиста,
лауреата Государственной премии
России Виталия Венгера
Событие это
незаурядное в культурной жизни
города: с семидесятилетием юбилеем
любимца иркутской сцены захотят
поздравить многие почитатели его
таланта. Венгер — замечательный
актер, заслуживший своим
творчеством любовь, уважение и
признание зрителей. В юбилейный
вечер он придет к нам с премьерной
ролью Тевье Молочника в спектакле
по пьесе Григория Горина
"Поминальная молитва",
постановку которого осуществляет
Олег Пермяков.
— Счастье и
радость — встретиться в работе с
актером высочайшего класса, —
рассказывает режиссер. — Венгер
принадлежит городу, он посвятил
Иркутску всю свою жизнь.
— Роль
Тевье Молочника — как никакая
другая соответствует
торжественному случаю бенефиса.
Наверное, многие помнят, что именно
эта роль была одной из последних
блистательных работ Евгения
Леонова, сегодня в Киеве ее
проникновенно играет тонкий актер
Богдан Ступка. Что своего,
личностного привнесет в образ
Виталий Константинович?
— У Венгера
есть потрясающее чувство юмора,
самоирония, взрывной темперамент,
умение сопротивляться трудностям и
ерничить. Он требовательный
художник, поэтому можно с
уверенностью сказать, что его Тевье
будет неповторим.
— Как
будет строиться ваш спектакль?
— Мы ставим
пьесу Григория Горина, написанную
по мотивам произведений
Шолом-Алейхема. В ее драматургии
выделены только сюжетные ходы и
колорит, присущий писателю. Мы
хотим создать поэтический
спектакль, приближенный к
притчевой манере повествования.
Помогает нам в этом художник
Александр Толмачев, оформивший
пространство сцены метафорически
выразительными образами. Телега,
домики, деревья — они могут
трансформироваться по воле
персонажей в предметы, необходимые
им по ходу действия. На сцене не
должно быть ничего лишнего,
отвлекающего от внимания к
внутреннему миру человека и его
судьбе.
Смерть —
трагедия, жизнь — великое терпение
и мужество каждого дня. Счастья и
радости на долю Тевье выпало
немного, горя и страданий — хоть
отбавляй. Но как хочется дышать
полной грудью, жить и созидать,
наблюдая за его поступками, иронией
в оценках всех бед, сваливающихся
на него неустанно.
— В
последнее время, кажется, вновь
усилились антисемитские
настроения, по стране наблюдаются
погромы еврейских кладбищ, взрыв
синагоги в Москве. В спектакле
будут затронуты эти проблемы?
— Нам бы не
хотелось ввязываться в политику.
Евреи на сцене — это колорит, яркая
краска спектакля. Я не думаю, что в
России появились силы, способные
повторить историю государства
Российского с ее черносотенными
погромами и определением для
евреев "черты оседлости".
Часто поступками человека движет
зависть и обида: Энштейн, например,
гений, а он — нет. Мы хотим
рассказать со сцены о красоте души
человека, его великом терпении,
мужестве, умении сострадать чужой
боли и воспринимать ее как
собственную. Мы хотим учиться
добру, говорить о добре и поступать,
как добрые люди. Думаем, что зрители
нас поймут.
— Как
правило, Виталий Константинович
очень нервничает, когда репетирует
большую роль. Как он себя чувствует
сейчас?
— Актер на
сцене в новой работе каждый раз
держит экзамен. Роль Тевье
Молочника в "Поминальной
молитве" для него результат
огромной творческой жизни, и
вопрос, который он задает сам себе:
что скопил и что отдать сможет? Для
Венгера 2 июня — вечер двойного
волнения: премьеры и бенефиса. На
юбилей придет много гостей, приедут
друзья из других городов, соберется
доброжелательная, но
требовательная публика. Актер
немногословен, сосредоточен,
терпелив. Он напоминает сейчас
сжатую пружину, готовую
распрямиться в "нужное время в
нужном месте". Венгер готов к
премьере и своему бенефису.
Нам
остается добавить: удачи и новой
творческой победы вам, дорогой
Виталий Константинович!