Неподкупный голос
Неподкупный
голос
Исполнилось
60 лет нашему земляку Леониду
Бородину — писателю, без имени
которого не только у нас, но и за
рубежом, невозможно представить
современную русскую литературу.
К сожалению,
российский читатель открыл для
себя Леонида Бородина очень поздно.
Лишь на исходе восьмидесятых годов,
выражаясь словами Марины
Цветаевой, его прозе и "стихам,
как драгоценным винам", пришел
свой черед. Одно за другим сначала в
журналах "Наш современник" и
"Юность", а потом отдельными
сборниками вышли сразу получившие
широкую известность произведения
"Повесть странного времени",
"Третья правда",
"Расставание", "Год чуда и
печали". Последняя книга была
издана на родине писателя, в
Иркутске.
Значительно
раньше, на рубеже 70-80-х годов, о
талантливом писателе-сибиряке
узнали в европейских странах —
Франции, Англии, Германии и Италии,
куда романы, повести, рассказы
Леонида Бородина, находившегося в
лагере для политических
заключенных, смогли переправить
верные друзья. Сюда он угодил за
свои национально-патриотические
убеждения, не имевшие ничего общего
с коммунистическими взглядами.
Угодил дважды, в общей сложности на
двадцать с гаком лет, отбывал срок в
Норильске и Перми.
После выхода
на свободу наш земляк был выбран в
правление и секретариат Союза
писателей России, потом стал членом
редколлегии, а затем и редактором
журнала "Москва". Но главное,
конечно, не в этих знаках внимания к
писателю, по праву занявшему свое
место в современной русской
литературе, а в том, что он
продолжает напряженно работать,
мыслить, жить уже в совершенно
других условиях, не желая мстить за
прошлое, но и не забывая его
жестоких "прорабов" и
диктуемых ими "правил игры".
Оценивая
творчество юбиляра, один из
критиков верно заметил, что "для
бородинского героя, пожалуй, самое
существенное и дорогое — отвечать
за все содеянное головой… Самому и
собственной, не перекладывая ни на
кого". Таково же, можно сказать, и
кредо самого писателя, чей
неподкупный голос служит сегодня
делу возрождения России.
— Леонид
Иванович, примите поздравления
земляков с юбилеем. Так уж
получилось, что вы отмечаете его
вслед за двумя датами, с которыми
неразрывно связано ваше имя, —
40-летием
литературно-художественного
журнала "Москва" и пятилетием
работы в нем на посту главного
редактора. О чем думается писателю
и издателю?
— Нынешнее
положение журнального дела в
России не слишком-то располагает к
юбилейно-мажорным рассуждениям и
настроениям. Вся радость только в
том и состоит, что мы еще живы, что у
нас еще есть читатель, что сами
полны решимости продолжать
традицию русского литературного
журнала, вписываясь тем самым во
все то немногое, что до сей поры
прослеживается и именуется
исторической преемственностью в
сфере русских духовных начал.
Вот это
последнее — причастность,
прислоненность, прикосновенность к
чему-то вневременному, исконному,
что было до… и непременно будет
после, — именно это, а вовсе не
любовь к издательскому ремеслу как
таковому лично меня держит при
журнале, диктует те или иные
решения, понуждает "крутиться"
в проблемах финансового выживания.
Мне кажется, "Москва" стоит и
работает благодаря определенному
Божьему промыслу.
— Чем богат
"портфель" журнала?
Седьмой,
открывающий второе полугодие номер
будет почти полностью посвящен
Иркутску. В нем мы намерены широко
представить современных поэтов,
прозаиков, публицистов, критиков и
художников города, продолжающих
славные традиции своих
замечательных предшественников,
рассказать о культурном и
духовно-нравственном стоянии
старинного сибирского края.
Как обычно,
читатели встретят на страницах
"Москвы" ее постоянных
авторов, определяющих лицо русской
литературы на исходе двадцатого
столетия. Свой новый роман "Дело
чисел" предложил редакции Юрий
Козлов. Это произведение
повествует о зловещей роли денег в
нынешнем мире, о том, что сказочное
богатство не избавляет человека от
глубочайшей личной драмы,
связанной с потерей смысла и цели
жизни. После нескольких
исторических вещей вернулся к
современной теме другой хорошо
известный прозаик Александр
Сегень, свидетельством чему
является только что написанный им
роман "Ожидание-4".
Впрочем, всех
секретов раскрывать не буду. Хочу
обратиться к землякам с призывом:
выписывайте и читайте "Москву"
— журнал русской культуры.
Константин
ЖИТОВ.