"Особенности ГАЗа обернулись достоинствами"
Николай ПУГИН:
"Особенности
ГАЗа обернулись достоинствами"
—
Николай Андреевич, как бы вы
оценили сегодняшнюю ситуацию в
отечественном автомобилестроении?
— Доля
машиностроительного сектора
сегодня составляет не более 10
процентов в общем объеме
производимой в стране продукции. И
все же большинство предприятий
обладает значительными
производственными возможностями, а
значит — реальными перспективами.
Подтверждение тому — увеличение
выпуска автомобилей на ВАЗе, а
также сохранение стабильности и
развитие производства на ОАО
"ГАЗ". В 1995 году завод выпустил
более 200 тысяч автомобилей, в 1996
году — около 210 тысяч, а в этом году
планируется изготовить более 217
тысяч машин.
Автомобилестроительные
предприятия, как правило,
градообразующие и формируют
доходные статьи федерального и
местных бюджетов. Сегодняшние
проблемы развития национальной
автоиндустрии нельзя
рассматривать лишь как частные
сложности отдельных заводов. В
отношении к промышленным
предприятиям, на мой взгляд,
необходимо избегать крайностей: с
одной стороны, неоправданных мер
государственной поддержки
неэффективных производств, с
другой — чисто фискальных операций
по выколачиванию долгов из пока еще
работающих предприятий.
— Каким
образом ГАЗу удалось
приспособиться к требованиям
рынка?
—
Радикальное техническое
перевооружение ГАЗа началось в 1985
году, а наиболее интенсивное
развитие производства приходится
на последние пять лет. Ранее
основной массовой продукцией
предприятия были среднетоннажные
грузовики. За последние годы спрос
на них резко снизился. Причина —
неплатежеспособность основных
потребителей, военных ведомств и
сельхозпредприятий. Успех ГАЗа был
предопределен быстрым освоением
производства семейства
"ГАЗелей", в то время не
имевших аналогов в России. Между
тем как раз в этот период возник
спрос на легкие грузовики.
Первая
"полуторка" сошла с конвейера
20 июля 1994 года. 15 декабря 1995 года
начался выпуск модификаций с
цельнометаллическим кузовом.
Сейчас на заводе производится
более 20 модификаций этого
семейства. Основные покупатели
"ГАЗели" — представители
мелкого и среднего бизнеса.
Оперативная переориентация на
выпуск конкурентоспособной
продукции позволила сохранить
работоспособность предприятия.
В 1995 году
была создана
финансово-промышленная группа
"Нижегородские автомобили",
объединившая более 30 предприятий и
организаций производственной
инфраструктуры ГАЗа. Подобного
рода партнерство позволило создать
мощный экономический комплекс,
основанный на производственных,
финансово-кредитных,
научно-технических интересах в
автомобилестроении.
В рыночных
условиях основная проблема
производителей заключается в
обеспечении финансирования
развития производства. Поиски
денежных средств руководство
завода начало с составления четких
и обоснованных бизнес-планов. В
результате удалось привлечь
зарубежных инвесторов, заручиться
поддержкой правительства. В
декабре прошлого года было
подписано крупное кредитное
соглашение с Европейским банком
реконструкции и развития на
финансирование проекта
модернизации автомобиля
"Волга". Впервые российскому
предприятию иностранным
инвестором был предоставлен кредит
без гарантий правительства.
Для
привлечения инвестиций в
производство и социальную сферу
ГАЗ использует и нетрадиционные
источники финансирования. С января
1995 года выпущены в обращение
облигации первого автомобильного
займа. Совместно с администрацией
области и города реализуется
жилищный заем. Завод активно
работает на финансовом рынке.
— Чем
отличается менеджмент на ГАЗе от
управления на других автогигантах?
— Основные
организационные принципы
достались предприятию по
наследству от "Форда" и
советской хозяйственной системы:
жесткий централизованный стиль
управления, ориентированность на
массовый выпуск недорогих
автомобилей, патерналистское
отношение к рабочим и, наконец,
привитый еще американцами вкус к
разработке новых моделей.
В
экстремальных условиях
переходного периода эти
особенности оказались
достоинствами и обеспечили
выживание предприятия.
В настоящее
время на заводе сложилась сильная
команда управленцев. Стабильная
работа предприятия и не менее
стабильная зарплата позволили
привлечь в ОАО ГАЗ
высококвалифицированных
специалистов.
Новые
условия деятельности потребовали
новых подходов к обучению,
подготовке и переподготовке
кадров. При учебном центре
автозавода созданы школы
управления для руководителей
начального и среднего звена, курсы
фирменной подготовки молодых
специалистов, курсы резерва.
Ежегодно на различных курсах
подготовки, повышения квалификации
обучается более 20 тысяч рабочих,
специалистов и руководителей.
— Каковы
перспективы развития предприятия?
—
Перспективы ГАЗа связаны с
освоением производства новой
техники. В мае начался выпуск новой
"Волги" ГАЗ-3110, которая сменила
на конвейере модель ГАЗ-31029. В конце
1999 года планируется начать выпуск
нового современного легкового
автомобиля классической
компоновки с принципиально новым
кузовом.
Осваивается
новое семейство легких грузовиков
"Соболь". По сравнению с
"ГАЗелью" этот автомобиль
будет иметь укороченную базу.
Сегодня увеличивается потребность
в практичных, маневренных и
комфортабельных машинах для
перевозки грузов, микроавтобусах.
Легкие
грузовики пользуются немалым
спросом. Для расширения рынков
сбыта "ГАЗели" должны
оснащаться дизельными двигателями,
которые позволяют использовать
более дешевые виды топлива. В
декабре 1995 года ОАО ГАЗ была
закуплена лицензия у австрийской
фирмы "STEYR" на производство
семейства двигателей ХХI века.
Двигатели семейства "STEYR"
будут устанавливаться на грузовые
и легковые автомобили ГАЗ.