издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как снова прислониться к федеральному бюджету?

Как
снова прислониться к федеральному
бюджету?

Евгений БОГАЧЕВ

Постановления
принимаются для выполнения. Но
никто не гарантирует, что они
обязательно будут выполнены.
Провалам всегда найдутся веские
оправдания. В наше безденежное
время это прежде всего отсутствие
финансов.

Но, даже не
веря в силу таких директивных
документов, мы стремимся их
получить. В первую очередь как
руководство к действию. Точнее, к
выбиванию денег.

Четыре года
назад, в феврале 1994-го, увидело свет
постановление N111 российского
правительства с мерами по
реализации федеральных и
региональных программ в Иркутской
области. На четыре года вперед были
определены особо значимые
предприятия и стройки, нуждающиеся
в московской поддержке.

Первого
января срок действия постановления
истек. Настало время подводить
итоги. На днях их по поручению
губернатора подвели на областном
административном комитете.
Докладывал Семен Баутин,
заместитель председателя комитета
по экономике. Приведу несколько
цифр.

За эти годы
на реализацию программ потрачено 2
трлн. 307 млрд. старых рублей. Но
потребности удовлетворены лишь на
49 процентов. Из федеральной казны
поступил 1 трлн. 141 млрд., чуть больше
нашлось на счетах промышленных
предприятий и в местных бюджетах.

Все ждали
существенной помощи из Москвы. А
деньги приходили несвоевременно,
не в полном объеме, в основном по
схеме взаимозачетов. Ряд программ и
строек, начатых еще до 1994 года, так и
не удалось завершить, не говоря о
более свежих. Наибольшее
финансовое вливание из центра
пришлось на первые два года после
выхода постановления, а затем
денежный ручеек заметно обмелел.

Но и за такую
помощь в Иркутске благодарны: в
трудные реформенные дни удалось
сохранить много рабочих мест,
снизить социальную напряженность,
иметь приемлемые цены на местную
продукцию.

Что еще
сделано? Общими усилиями удалось
реанимировать строительство
Тыретского солерудника, начать
реконструкцию комбината
"Сибсоль", довести до трех
миллионов тонн мощность Мугунского
угольного разреза, построить
десятки километров автомобильных
дорог…

Не удалось
надлежаще помочь многим другим
проектам, а всего их в программах
восемь десятков. Действие
правительственного постановления
оборвалось, как говорится, на
полуслове. Иркутской области одной
огромный воз не вытянуть. Придется
помогать в первую очередь
самым-самым перспективным.
Например, чтобы Тыретскому руднику
выйти на выпуск 500 тысяч тонн соли,
надо еще 15 млн. новых рублей.
Необходимо нарастить мощность
Мугуна, достроить мельничный завод
в Иркутске, ряд объектов
агропромышленного комплекса,
реабилитационный госпиталь
"Мать и дитя", детские дома,
комплекс "АнтиСПИД" и другие
наиболее важные объекты.

В областной
администрации сейчас думают, как
снова прислониться к
многострадальному федеральному
бюджету. Пролонгировать 111-е
постановление, похоже, не удастся.
Правительство обещает поддержать
субъекты Федерации только через
разработку крупных целевых
программ, таких как "Сибирь".
Но таких программ пока нет. Из 160
ранее принятых российских программ
Минфин частично финансирует только
40… Поэтому иркутским властям
придется просить деньги для
немногих проектов, которые
способны выдержать серьезный
конкурсный отбор.

Другой
возможный путь — тесное
сотрудничество с Минфином в
разработке комплексной программы
финансовой стабилизации Иркутской
области. Важно ускорить ее
разработку и рассмотрение на
минфиновской коллегии.

Ведется
подготовка и областной
инвестиционной программы, которая
должна иметь четкий план действий
на последние годы столетия и
прогноз на перспективу. В доме
власти надеются обсудить ее месяца
через три на административном
комитете и дать "добро" на
плавание в рыночной стихии.

Главная
задача администрации — отладить
управление федеральными и
областными программами, сделать
ревизию бизнес-планов и
инвестиционных проектов, оказать
помощь предприятиям в поиске
инвесторов, совместно с
Законодательным собранием сделать
Приангарье привлекательным для
зарубежных и отечественных
кредиторов.

Наиболее
реальны на сегодня инвестиции в
проекты перекачки за границу
электроэнергии и природного газа.
Пойдет валюта — экономика области,
по замыслу власти, заметно
преобразится. За ней подтянется и
социальная сфера.
Быстроразвивающиеся азиатские
страны все больше нуждаются в наших
природных ресурсах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры