издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как тощий бюджет сделать прозрачным

Как
тощий бюджет сделать прозрачным

Евгений БОГАЧЕВ

Областной парламент
принял бюджет-98. Вот главный
результат минувшей сессии и,
пожалуй, всего месяца. Принял
спокойно, без лишних эмоций,
изрядно наговорившись в конце
прошлого года. Тогда, в декабре,
из-за бюджета депутатам пришлось
собираться дважды, чтобы оставить
на январь только третье,
окончательное чтение.


Удовлетворены ли депутаты своим
детищем?

— Нам
удалось снять острые моменты при
рассмотрении остродефицитного
бюджета, — говорит спикер
Законодательного собрания Иван
Зелент. — Мы понимаем, что утвердили
самый низкий за последние годы
предел по социальной сфере. И
работать в таких условиях будет
очень сложно. Без принятия
экстренных мер по каждому району,
без чистки всех нецелесообразных
расходов свести концы с концами не
удастся.

На этой
сессии, говоря о бюджете, к ярлыку
"тощий" добавили
"прозрачный". Не в смысле, что
он совсем пропащий, а строго
контролируемый. С подачи
губернатора, даже невзирая на то,
что его предложение поступило с
нарушением регламента (за двадцать
минут до сессии), депутаты
порекомендовали органам местного
самоуправления, сидящим на дотации,
принимать бездефицитные бюджеты.

— Не имея
права вмешиваться в деятельность
местных самоуправлений, мы можем
только рекомендовать, — говорит
спикер. Но должны строго спросить,
на что уходят областные дотации.

На что они
уходят, на сессии наглядно показал
губернатор Борис Говорин на
примере Качуга. В этом депрессивном
районе умудрились с лихвой
перекрыть статьи на содержание
местных органов управления, но
забыли о ветеранах, выделив лишь
два процента от заложенной в
бюджете двухмиллиардной суммы.

— Свобода,
предоставленная органам местного
самоуправления, чья экономика
дотационна, приводит к серьезной
финансовой дестабилизации, —
считает губернатор.
Проанализировав состояние 13
дотационных территорий, он пришел к
неутешительному выводу: принимая
бюджеты с дефицитом 20-35%, они
искусственно увеличивают размеры
дотаций. При этом знают, что
областные депутаты проголосуют за
возмещение кредиторской
задолженности.

— Чем меньше
денег, тем лучше должен быть счет, —
поддержал губернатора вице-спикер
областного парламента Сергей
Шишкин. — И то, что губернатор
обратился к анализу, — очень важный
момент. В Якутии, например,
дотационные территории в качестве
бюджетного дефицита имеют
кредиторскую задолженность.
Поэтому планируют расходы только
по доходам, а свыше деньги идут на
погашение задолженности. У нас же
все — задолженность, дефицит,
бюджет — собрали в кучу, и эта
прослойка все время искажает
картину. Мы не знаем, что происходит
на территориях…

Областные
власти считают, что в этом году они
значительно облегчили жизнь в
муниципальных образованиях,
передав им налоги десяти основных
областных плательщиков, таких, как
ВСЖД, "Иркутскэнерго",
"Кедр". На областной бюджет
ложится тяжесть по выдаче детских
пособий и компенсаций, содержанию
милиции общественной безопасности.
Из областного бюджета предстоит
возвращать федеральную ссуду, а это
более восьмисот миллиардов старых
рублей. Поэтому рассчитывать на
существенную помощь из Иркутска
городам и районам не придется. Тем
более что принятый областной
бюджет с 12% дефицитом с первых дней
под угрозой невыполнения. Слишком
длинен список долгов, слишком
короток — налоговой подпитки.

К огорчению
депутатов, при составлении бюджета
они не смогли воспользоваться
принятым в прошлом году областным
законом о минимальных социальных
стандартах. Не то нынче время, чтобы
говорить об удовлетворении
минимальных потребностей людей.
Остается надеяться, что следующий
бюджет принесет нам меньше
огорчений.

А пока
губернатор, Законодательное
собрание призывают друг друга, а
также всех питающихся из
областного и местных бюджетов, жить
по доходам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры