Дом, где рождаются песни
Дом, где
рождаются песни
Константин
ЖИТОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Золотой юбилей и
стал поводом для беседы нашего
корреспондента с директором
училища, заслуженным работником
культуры Российской Федерации
Николаем Захаровичем Шляцыным.
— Николай
Захарович, я вижу на вашем столе
кучу телеграмм и открыток.
Чувствуется, не забывают
выпускники про свою альма-матер,
шлют поздравления к юбилею…
— Приятно читать
теплые строки от питомцев. А их
через наши стены прошло свыше семи
с половиной тысяч. Назову хотя бы
тех, имена которых на слуху. Актриса
областного драматического театра
имени Н.П. Охлопкова, заслуженная
артистка России Татьяна Хрулева,
работающая с ней в одном коллективе
Галина Байнякшина, бывший актер
этого же театра, опять-таки
заслуженный артист страны Сергей
Чичерин, солист балета и
балетмейстер Иркутского театра
музыкальной комедии. Но основная
масса воспитанников трудится,
конечно, в глубинке, районных
отделах и домах культуры, сельских
клубах. Собственно, для нее, для
глубинки, и призвано в первую
очередь готовить кадры училище.
— Раньше, если
не ошибаюсь, среди ваших студентов
были и граждане Монгольской
Народной Республики.
— Есть такая
страничка в нашей истории, которой
мы тоже можем гордиться. Многие
граждане соседней страны,
закончившие Иркутское училище
культуры, были выдвинуты
впоследствии у себя на родине на
разные ответственные посты. Так,
Доржсурел был в одно время
заместителем министра культуры
Монголии, а затем директором
госцирка (с ним, кстати, он
гастролировал по разным городам
Советского Союза, в том числе и у
нас). А Лхамсурен стала солисткой
балета Улан-Баторского театра.
— Выпускники
вашего учебного заведения,
безусловно, сохранили о нем добрые
воспоминания. Наверное, и в
поздравлениях есть слова
признательности к наставникам?
— Конечно!
Отдельные письма вообще звучат как
объяснение в любви к педагогам. С
особенной трогательностью наши
бывшие студенты отзываются о
преподавателях Власюке,
Перфильевой, Морозовой, Лущинской,
Эристави, только что, к сожалению,
скончавшемся Шульге, Москвитиной,
Ахмедгалиевой и других.
Большинство из них, кстати,
являются (это предмет особой
гордости) воспитанниками
Иркутского училища культуры…
— …включая,
насколько мне известно, и вас. Но
это к слову. Ни для кого не секрет,
что преподаватели училища культуры
совмещали и совмещают
педагогическую деятельность с
выступлениями на сцене.
— В нашей
профессии без этого нельзя, одно
просто немыслимо без другого. Взять
того же В. Шульгу, о котором теперь,
увы, придется всегда упоминать в
прошедшем времени. Заслуженный
работник культуры России, он много
лет бессменно, до самой смерти,
руководил хором "Ангара", с
успехом выступавшим не только в
родных краях, но и в Москве, других
городах и весях страны, а также за
границей. Редко какой праздник в
Иркутске обходился без ансамбля
сибирского танца с таким же
названием — "Ангара",
возглавляемого упоминаемой выше
Галиной Мурашкиной. Между прочим,
благодаря таким вот концертам в дни
разных торжественных мероприятий
мы и немножко зарабатываем себе на
жизнь, в частности, на аренду
помещений, где наши педагоги и
ученики могли бы
продемонстрировать свое искусство.
— Я чувствую,
вы готовы перевести наш разговор с
мажорной ноты на минорную. Вот уж
никак не ожидал, что училище
культуры не имеет своей
сценической площадки и зрительного
зала.
— Проблема куда
серьезнее, чем можно предположить.
Дело в том, что здание на улице
Некрасова, 2, где мы обосновались,
областному училищу культуры не
принадлежит. Его хозяином является
Кировское муниципальное
предприятие жилищного хозяйства,
грозящее подать на нас в
арбитражный суд за несвоевременную
оплату аренды помещения. На сегодня
долг превысил 370 миллионов рублей.
Откуда их взять, ума не приложу. А
ведь потребность в кадрах не
спадает. Вместо одной группы
хореографов набираем три, два года
назад открыли новые специализации:
начали обучение организаторов
телевидеопроизводства и
руководителей эстрадно-духовых
оркестров. Теснимся на тех же самых
квадратных метрах.
— Я слышал,
что на последние два факультета у
вас существует коммерческий набор.
— Надо же каким-то
образом выкручиваться, выходить из
положения. Но возможности в этом
направлении у нас сильно
ограничены.
Наш контингент в
материальном отношении, сами,
надеюсь, догадываетесь, слаб. В
училище культуры стремятся молодые
люди из глубинки, из районных
центров, где уровень жизни заметно
нижегородского, и родители не в
состоянии платить даже небольшие
суммы за обучение своих чад, не
говоря уже о переводе образования
на коммерческую основу. Отчасти по
этой причине мы были вынуждены
закрыть бурятское отделение, хотя
тут есть и другая беда:
Усть-Ордынский автономный округ
почему-то не проявил особой
заинтересованности в его
сохранении, несмотря на то, что все
первые выпускники бурятского
отделения с успехом работают на
селе.