"Будут вешние грозы..."
"Будут вешние
грозы…"
Ян ЛЕНСКИЙ,
журналист
Надежда Кудашкина
сама не стремилась вступать в Союз
писателей России. Более сорока лет
проработав педагогом, сначала в
Кемеровской области, а с 1968 года — в
Ангарске, она была довольна своей
профессией, в которой, казалось, и
нашла истинное призвание.
Подтверждением тому являются знак
"Отличник народного
просвещения", а главное — не
измеряемая никакими наградами
любовь учеников.
Написать
заявление с просьбой принять в
члены этой творческой организации
ей посоветовали иркутские и
ангарские писатели, хорошо знающие
о втором призвании землячки —
поэтическом. Стихи Надежда
Кудашкина начала писать, по
собственному признанию, с детства,
но всерьез "заболела" ими,
когда восемнадцать лет назад
пришла в Ангарское литобъединение,
известное многими славными
именами. Здесь работали Михаил
Шаганский, Валерий Алексеев, Алла
Стародубова, Любовь Щедрова. В
тесном общении с ними и крепла,
набирала силу ее жизнеутверждающая
муза.
И вот поступила
радостная весть из Москвы — Союз
писателей России принял ангарчанку
в свои ряды. Видимо, там по
достоинству оценили ее, внешне,
может быть, не особенно броские,
однако довольно свежо и чисто
звучащие строки, в которых зримо
проступали дорогие сердцу поэтессы
сибирские картины. Не удержусь и
полностью приведу одно из
стихотворений, хорошо
характеризующее почерк Надежды
Кудашкиной:
Стынут ноженьки
босы —
Ветер северный
лют.
По колено березы
По сугробам
бредут.
Промороженный
воздух
Звенит поутру.
Развеваются косы
На колючем ветру.
Им бегом бы
рвануться —
Да снега не дают.
Им от сна бы
очнуться —
Соловьи не поют.
Потерпите, березы,
Не навечно мороз.
Будут вешние
грезы.
Будет радость до
слез.
Читаешь эти
искренние, невымученные, из души
льющиеся стихи и соглашаешься с
автором послесловия к ее небольшой
книжке "Предзимье", выпущенной
иркутским издательством
"Папирус". Вот что здесь, в
частности, говорится: Ее стихи
затронут любое сердце. Немудреные
по форме, они несут в себе глубокий
и тонкий смысл, в них каждое слово
на месте, а это признак большого
мастерства". В качестве
иллюстрации к сказанному — еще одно
произведение, как и первое, без
названия:
Хочу по траве
пробежать босиком,
А мне говорят:
росно!
Хочу по судьбе
прошагать прямиком,
Но слышу: уже
поздно!
От жажды спасаясь,
припала к ключу,
Вновь слышу: не
пей, знобко!
Оставить свой
след в бездорожье хочу,
Но шепчут: иди
тропкой!
Я всем благодарна
за мудрый совет:
Меня берегут,
знаю…
Но снова спешу на
мерцающий свет
Над пропастью и по
краю.
Эти родившиеся не
сегодня строки сейчас приобретают
символическое звучание: они о нас с
вами, о нелегкой судьбе России, тоже
спешащей "на мерцающий свет над
пропастью и по краю". Доберемся
ли мы до цели? Надежда Кудашкина
уверена: доберемся. И дарит такую
надежду читателям всем своим
светлым, не лишенным оптимизма
творчеством, которое в чем-то
перекликается с поэзией другого
нашего земляка, ныне уже покойного,
Юрия Левитанского. Помните его
афористичное заключение: "Жизнь
моя — кинематограф, черно-белое
кино"? Надежда Кудашкина в
принципе не оспаривает утверждение
собрата по перу, но не торопится
давать оценку, где черное, а где
белое:
…И черный зря
кляну ретиво.
И зря на белый
свет молюсь.
Как ярко светят,
да не греют
Блестящие вершины
гор.
Поля ж прогретые
чернеют,
Ведут с пшеницей
разговор.