издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из забытья таланты извлекая...

Из забытья
таланты извлекая…

К десятилетию
ансамбля солистов Иркутской
филармонии

Арнольд
БЕРКОВИЧ, критик

Среди музыкальных
коллективов города ансамбль
солистов Иркутской филармонии под
руководством Владимира Карпенко
занимает особое место. Карпенко
десять лет назад, создавая его, свой
ансамбль, решил посвятить его
деятельность восстановлению
забытых музыкальных имен,
возрождению забытой русской и
зарубежной музыки. Это происходило
в 1988 году, когда начал спадать гнет
идеологической цензуры и вновь
зазвучали религиозные сочинения С.
Рахманинова, П. Чайковского и
других композиторов, но все еще
оставались сокрытыми от слушателей
замечательные произведения
доглинковской поры. Им-то в первую
очередь и предназначалось
творчество новорожденного
ансамбля.

Несомненно,
обретением успеха коллектив во
многом обязан своему
художественному руководителю.
Владимир Карпенко азбуку
музыкальную постигал с азбукой
словесной — с раннего детства и,
что, пожалуй, самое главное, уже с
семи-восьми лет начал осваивать азы
аранжировки. А это умение — редкий
дар. Возможно, у Карпенко это было
благодарной наследственностью, ибо
он рос рядом с отцом-музыковедом, и
дирижером симфонического оркестра;
возможно, это было следствием
фанатичной любви к музыке.

Уже после
организации ансамбля его
деятельность обретает выраженный
исследовательский характер. Ведь
многие ноты композиторов времен
Петра и Павла, екатерининской поры
практически были либо частично
утрачены, либо находились в
глубинных анналах архивов, и их
нужно было найти и нередко —
воссоздать. Справедливости ради
отметим, что столь благородная
деятельность была уделом не только
Вл. Карпенко, к тому времени
закончившего Алма-Атинскую
консерваторию. Возрождение
забытого стало предметом
творчества ярославского и
московского ансамблей
"Барокко", новосибирской и
томской "Камераты".

Однако иркутский
ансамбль привнес в это благородное
дело свою творческую
индивидуальность. Тематичность его
программ сразу приобрела
выраженную жанровую
неповторимость: это декабристские
концерты с незабвенным Марком
Сергеевым и музыка "Золотого
века Екатерины", это "У истоков
европейской симфонии" и
пушкинские вечера, где звучали
романсы, и не только те, которые
слушал сам Александр Сергеевич.

Кроме
тематических программ, ансамбль за
годы своего существования создал и
крупные монографические концерты.
Он фактически заново открыл нам
творчество Александра Алябьева,
человека трагической судьбы и для
большинства любителей музыки лишь
автора знаменитого "Соловья".
В концерте звучал и этот романс, но
в первозданном варианте — на стихи
Антона Дельвига, фрагменты оперы
"Домовые" с либретто
декабриста Петра Муханова и многие
его симфонические сочинения. Или
другая монографическая программа —
" Сергей Прокофьев", вобравшая
в себя все его сочинения к
пушкинским произведениям и
классическую романсовую и песенную
лирику. А кто из нынешних
слушателей знал, что композитор
Георг Филипп Телеман —
малоизвестный герой концертной
программы, которой ансамбль
недавно открыл десятый сезон, на
европейском конкурсе превзошел
самого Баха!

Пожалуй, одними из
первых солисты ансамбля стали
выступать и в стенах
художественного музея, сочетая
музыкальное и живописное
творчество в едином сплаве
искусства. Ими же в музее
осуществлена постановка
комической оперы Дж. Перголези
"Служанка-госпожа" в
режиссерском решении Изяслава
Борисова.

Говоря о
десятилетнем пути ансамбля
Владимира Карпенко, необходимо
отметить его просветительскую
миссию, ведь те концерты, которые
они дают в разных детских
коллективах, их иллюстрации уроков
литературы и истории и сегодня
помогают воспитывать уважение к
русской и мировой художественной
культуре. Думается, не случайно
именно эта миссионерская
направленность в творчестве была
отмечена премией фонда культуры,
именно она вызывала восторженный
прием на гастролях в Америке, на
международном фестивале в
Новосибирске и на многих других
престижных концертных
выступлениях.

За десять лет
состав творческого коллектива
менялся. Одни уходили навечно
(Александр Беляев, Марк Сергеев), но
приходят и новые, чтобы своим
творчеством оправдать высокое
звание Солиста. Сегодня их,
участников ансамбля, пятеро:
виолончель — Римма Граблевская,
скрипка и альт — Юрий Лень, флейта —
Петр Тауров, гобой — Галина Куксова,
за роялем и клавесином — сам
Владимир Карпенко.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры