Повелители берестяного царства
Повелители
берестяного царства
Юрий
СОЛОВЬЕВ, "Восточно-Сибирская
правда"
В дни
празднования юбилея Москвы в
столице проходила Всероссийская
ярмарка, куда съехались лучшие
мастера художественных ремесел. В
нашей области индивидуальное
приглашение от московской мэрии
получили лишь двое — саянские
кудесники берестяных изделий
Сергей Судленков и его ученица (а
ныне сама преподаватель) Ирина
Рыбак. Домой они возвратились с
почетными дипломами
Всероссийского выставочного
центра.
— Спрос на наши
поделки был огромный, —
рассказывает Сергей Павлович,
руководитель отделения народных
промыслов саянского
профессионального лицея. — Всего мы
привезли около сотни работ — туеса,
бусы, серьги, браслеты. Я — свои,
Ирина — свои, плюс к тому же 22 работы
учащихся лицея. В первый же день
обеспокоенная администрация
центра говорит: больно здорово у
вас все получается, свертывайте
распродажу, иначе на завтра, когда
приедет правительство страны, у вас
уже ничего не останется.
Поделки саянцев
выгодно отличались от подобных на
ярмарке. Пресловутым русским
стилем — цветочками и ягодками —
уже мало кого удивишь. На творениях
же саянцев четко прослеживается
тематика Восточной Сибири — ее
флора и фауна, байкальские мотивы.
Достигается это разными
техническими способами: выжиганием
и тиснением, тонированием и
прорезью. Вне конкуренции, конечно,
были изделия самого маэстро —
Сергея Судленкова. Но и поделки его
учеников Николая Суханова, Андрея
Филатова, Ирины Рыбак, Ольги
Козловой тоже пользовались большой
популярностью.
Отделение
народных промыслов открылось в
саянском профлицее три года назад.
Подобному ему пока нет от Урала до
Дальнего Востока. А берестяные
туеса самого Сергея Судленкова
давно уже известны во многих
странах — Японии, Турции, Испании,
Финляндии и Польши. Их теплый тон,
филигранная техника поражают
воображение и, мне кажется, более
всего отвечают душевным
потребностям сегодняшнего
горожанина.
Между тем судьба
самого отделения лицея внушает
тревогу. Учебное заведение
курирует АО "Саянскхимпром".
Оно и заказывает специалистов.
Производству нужны инженеры и
технологи, аппаратчики и электрики,
но никак не художники по дереву и
бересте. Есть опасения, что
отделение вообще может закрыться.
Уже сейчас оно держится лишь
благодаря усилиям самого
Судленкова. За свою
преподавательскую работу он второй
год не получает ни копейки. Более
того, сам снабжает отделение
собственноручно изготовленными
инструментами и оснасткой.
Минувшим летом ездил с учениками за
природным материалом в тайгу —
добывали бересту и древесину кедра.
Порубочный билет в лесхозе Сергей
Павлович покупал опять же за свои
деньги. Благо, берестяное
творчество в Саянске поддерживают
некоторые предприниматели, среди
которых основной спонсор — Иван
Трифонов.
Подобных
Судленкову фанатиков своего
ремесла в наше время едва ли
найдешь. Но Сергей Павлович все же
надеется, что когда-нибудь его дело
будет страной востребовано. Кстати,
в центропрессе недавно прозвучало
мнение специалистов Министерства
труда в России: в ближайшие годы
народные ремесла в силу
особенностей экономической
ситуации в стране получат
небывалый расцвет. Спрос на изделия
ремесленников многократно
возрастет. Однако не надо забывать,
что под лежачий камень вода не
течет. Поддерживать самобытных
художников нужно сейчас.