Юрий ТЕН: "Осенняя сессия будет жаркой"
Юрий ТЕН:
"Осенняя сессия будет жаркой"
Ирина
ШУШАКОВА, журналист
На прошлой
неделе состоялось первое пленарное
заседание осенней сессии
Государственной Думы.
Осеннюю сессию
традиционно называют бюджетной,
так как именно на ней обсуждается и
принимается бюджет — главный
финансовый и экономический закон
страны. Правительство внесло
бюджет в Думу в определенные
законодательством сроки. Работа
над законом будет сложной и
трудной. Он насчитывает около 1400
страниц. И это при том, что там пока
нет консолидированной и закрытой
части бюджета. Но уже на первый
взгляд ясно, что в бюджете-98
практически полностью
прекращается финансирование в
развитие промышленности и
предлагается так называемый бюджет
развития осуществлять только за
счет при влечения иностранных
кредитов. Оценку первых дней работы
Государственной Думы и
рассматриваемых законов дает
депутат Юрий Тен.
Корр.: Юрий
Михайлович, в чем особенности
нынешнего бюджета?
Ю. ТЕН: С
бюджетом очень интересная ситуация
произошла. Как вы знаете,
Государственной Думе проект
бюджета представляет
правительство. И проект
федерального бюджета на текущий
год был внесен в 1996 году. Путем
многочисленных консультаций,
уступок и т.п. более или менее
приемлемый бюджет был принят. Затем
его принял Совет Федерации и
подписал президент. Но не прошло и
нескольких месяцев, как с приходом
А.Б. Чубайса нас всех и в первую
очередь, Думу, обвинили в том, что
принят нереальный бюджет. И
правительство несколько раз
вносило в Думу урезанный вариант
бюджета. Мы его не согласовали. И
все равно, существует
полуофициально этот вариант,
исходя из которого, правительство
предлагает бюджет и на следующий
год.
Что это значит, в
частности, для Иркутской области? Я
отстаивал некоторые позиции
финансирования из федерального
бюджета объектов социальной сферы:
детского дома в поселке Тарма,
которому выделялось 10 млрд. рублей,
на строительство онкоцентра в
Иркутске — 5 млрд. рублей. В новом
бюджете ничего этого нет, не говоря
уже о дорожном строительстве,
поддержке лесных предприятий,
аграрного сектора. Давайте возьмем
конкретный пример по тому сектору —
промышленность, энергетика,
строительство, в котором работаю я.
В процентном соотношении в
бюджете-98 на эти отрасли
предусмотрено выделить чуть больше
средств — вместо 4,8%—5,2%. Зато на
дорожное строительство выделяемые
средства сокращены вдвое — 0,3% от
доходной части бюджета. В то же
время налоговое бремя на Иркутскую
область как субъект Федерации
возрастает. В соответствии с
распоряжением правительства
установлены контрольные цифры
увеличения за период с мая по
декабрь 1997 года объемов
поступлений налогов от нашей
области в федеральный бюджет более
чем в два раза — с 201,87 млрд. рублей
до 414,02 млрд. рублей. В то время как
увеличение для Красноярского края
составляет чуть больше 30%, для
Хакасии — 27%, Читинской области — 27%,
Бурятии — около 50%.
Еще одна
особенность принимаемого бюджета
заключается в том, что в нем
заложены суммы с учетом
деноминации. С 1 января 1998 года
предлагается денежные единицы
убавить на три нуля. Так что бюджет
принимается в миллиардах и
миллионах.
Я повторю, что
трудно поддерживать бюджет,
который предусматривает
значительное сокращение
инвестиций в промышленность и
социальную сферу. Но надо работать
с правительством, с другими
фракциями, чтобы в результате иметь
приемлемый вариант бюджета.
Корр.: Юрий
Михайлович, вы являетесь членом
правительственной комиссии,
которую возглавляет вице-премьер
правительства Б.Е. Немцов, по
реформе жилищно-коммунального
хозяйства. И программа
неформирования
жилищно-коммунальной системы тоже
архиважный документ, который
касается буквально каждого из нас.
Как продвигается работа над ним?
Ю. ТЕН: Я
должен сказать, что меня
удовлетворил ход работы комиссии.
На очередном заседании разговор
шел прежде всего о том, как сделать,
чтобы издержки реформы были менее
обременительны для граждан.
Предлагается все услуги по
жилищно-коммунальному хозяйству
оказывать на конкурсной основе.
Ведь сегодня все сосредоточено в
одних руках. Задираются цены,
качество работ оставляет желать
лучшего. Сейчас разрабатывается
механизм проведения конкурсов,
отрабатываются варианты того, как
направлять бюджетные средства на
установку счетчиков, каким образом
улучшить работу теплоносителей и
т.д.
В эту комиссию
входят мэры ряда крупных городов, и
очень полезно нам, депутатам, знать
их мнения. Участвуют в ее работе и
некоторые министры, первые
заместители министров.
Корр.: Какова
роль местного самоуправления в
этой программе?
Ю. ТЕН: В
тех общих мероприятиях и
методических документах, которые
вырабатываются комиссией, на мой
взгляд, роль местного
самоуправления не то чтобы
умаляется, но на нее идет
определенное давление. Я считаю,
что это недопустимо. И я внес свои
поправки по этому поводу. А в целом
местному самоуправлению отводится
основная роль и весь груз
проведения реформы ляжет на него.
Хочу отметить, что
нам предстоит очень серьезная
работа еще над одним документом,
тоже долгосрочного действия,
принятие которого назрело давно, —
Налоговый кодекс. Мы приняли его в
первом чтении в конце июня. Думаю,
что работа над ним будет более
сложной и напряженной, чем над
бюджетом.
Корр.: Юрий
Михайлович, какие еще законы,
рассмотреть которые предстоит
депутатам Государственной Думы, Вы
бы отметили?
Ю. ТЕН:
Предстоит обсудить 434
законопроекта, в том числе 113
первоочередных. Это намеченный на 17
сентября проект Федерального
закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон
"О государственном материальном
резерве" и на 24 сентября проект
Федерального закона "О
противодействии легализации
доходов, полученных незаконным
путем". Этот закон идет по линии
Комитета по безопасности .
Разрабатывается еще один закон, и
мы его будем представлять — "О
страховании автолюбителей".