Дневной фонарик
Дневной фонарик
Павел
ЗАБЕЛИН
Отрывки
из рукописи житейских мыслей,
размышлений
Вера в бессмертие
души — как заряженной частицы? —
полагаю, истинна. Тем горше
существовать вечно без рук и ног.
Вечная Вселенная глянула на себя,
создав плоть дышащую, зрящую.
Вселенная как бы умирает вместе с
тобою?
Физики (Лоренц,
Эйнштейн, Бор) утверждают: Время и
Пространство — одно и то же.
Возможно, Жизнь и Смерть — то же
самое: одно! Конечность и
бесконечность круга!..
Истинный,
прирожденный христианин, каким был
патриархальный человек в России,
прекрасен верою в воскрешение
мертвых, отделение праведных от
грешных. Представляю: в царстве
Божием сидят одни праведные и не
знают, с кем бы поспорить, доказать
свою точку зрения. Полюс "плюс"
мертв без "минуса". Закон
Гераклита: Природа творит согласие
через раздор. Без борьбы нет
заслуги и награды — тоже закон
Бытия. Утешься же, живой человече!
Дух, победивший
плоть в живом человеке, —
фантастика, возможно, доступная
буддистам с их личностным
познанием мудрости Космоса,
растворенностью в пространстве.
Главная сила Православия —
общинность Духа как идеала бытия.
В толпе не может
быть идеалов, даже если она ходит в
церковь по христианским
праздникам. Потому верховодят
политики — те же представители
толпы, посредственности с
чрезмерным честолюбием.
Идеал существует
реально в юности и в Искусстве.
Искусство — юношество духа,
нравственность. Только это спасает
Искусство, создаваемое
многогрешными (Пушкин, Толстой,
Достоевский, да большинство).
Любить — смотреть
в одном направлении. (Экзюпери).
Однако для
сохранения любви лучше зорче
смотреть во все стороны.
Говорят,
умный гору обойдет.
Все каждый день
напролом карабкаются в гору, в
неизвестность. Самые быстрые, часто
безнравственные, — самые умные в
глазах всех.
Плен.
Человек,
закабаливший себя правилами, —
учитель.
Человек, стоящий
над правилами, — ученик, которого
превращают в послушника и
награждают аттестатом зрелости.
Уравнение.
У Достоевского
живая личность — это существо с
требованием, чтобы дважды два
было… "пять", а не
"всемское" (рабское)
"четыре". Разве это не
перекликается с теорией
относительности Эйнштейна:
"Ньютон, ты прав, но истина мне
дороже"? Разве нет других
измерений для Жизни, Духа
Абсолютного?
Вдохновение — это
то, что приходит без денег, но может
принести их и… самоуничтожиться.
Александр
Вампилов далеко не заглядывал.
Он рассматривал
свое окружение (кое ныне так
гордится собою), самого себя не в
отдельности. Потому драматург.
Люди — маски.
Все рядятся для
интересу.
На сцене можно
распознать, а в жизни — самое
трудное дело. Сократ утверждает:
"Знание есть добродетель".
Смотря какое, чему
служит!
Незнание тайн
атомного ядра, бесполого
размножения человека было
добродетелью. Голое знание
порождает практицизм, снимает
эмоции, выколачивает человека из
человека.
Мысль.
Нильс Бор
гениально предположил, что
электроны в атомном ядре
перескакивают с орбиты на орбиту.
Дискретность препятствует падению,
порождает энергию.
Мысль в начале
всего тоже скачет, думается — со
знакомого оборота на незнакомый —
интуитивный, внешне
парадоксальный. Психиатры
утверждают, что гений соседствует с
сумасшествием, слабоумием.
Дискретность исчезает, остановка,
падение электрона (импульса)?
Если не ошибаюсь,
Флобер назвал литературу
любовницей, т.е. содержанкой (!?). В
таком случае, поэзия — тоже. Нынче
ее содержат жены.
Строго говоря,
нескромно смертному заявлять о
познаваемости сущего.
Эйнштейн перед
смертью говорил, что самое
прекрасное на свете — это ощущение
таинственности.
Будда вещает:
"Вырубите лес, а не одно дерево.
Из леса рождается страх. Вырубив и
лес и чащу, вы, о бхикшу, станете
свободными". ("Джаммапада".
Улан-Удэ, 1991).
Надо думать, это
аллегория-рекомендация: вера
требует активности, абсолюта в
ликвидации невежества. Но
опять-таки все надежды на Разум,
Логос. Между тем каждое поколение
начинает познание с нуля. Вера
трагикомична, извечное
донкихотство?