издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Остается одно: драться?!

Остается одно:
драться?!

О судьбе музея
декабристов в Иркутске

Светлана
ВЕРЕЩАГИНА, "Восточно-Сибирская
правда"

Недавно мне стало
известно, что в дирекции областного
краеведческого музея (ИОКМ) готовят
реорганизацию уникального
комплекса — музея декабристов,
который, как известно, состоит из
дома Волконских и дома Трубецких.
Вряд ли стоит сейчас говорить о том,
какой популярностью пользуются эти
знаменитые усадьбы у горожан и
гостей Иркутска. Скажу лишь, что в
редакционном архиве находятся
десятки благодарственных откликов
об их работе и почта почти
ежедневно приносит аналогичные
письма даже из-за границы с самыми
горячими отзывами и высокими
оценками их деятельности.
Пятнадцатый год возглавляет музей
заведующий Евгений Александрович
Ячменев, известный во всей России и
далеко за ее пределами как человек,
глубоко преданный памяти
декабристов и много делающий для
популяризации подлинных знаний о
них.

И вот сейчас
комплекс хотят вверить в руки уже…
двух заведующих под тем, как всегда,
благовидным предлогом, чтобы
облегчить ношу и участь Ячменева.
Он, якобы, не в состоянии справиться
с громадным объемом хозяйственной
и научной работы.

Действительно,
объем работы у Евгения
Александровича немалый. Но на
протяжении тех лет, что стоит он во
главе музея, он ни разу не сетовал
на свою участь. Ему, и правда, нужен
помощник — по хозяйственной,
административной работе. Однако в
дирекции областного
краеведческого музея, чьим
филиалом является декабристский
музей, рассуждают иначе: должно
быть два филиала, а не один. И,
значит, нужен второй заведующий.

Я пыталась
выяснить у директора ИОКМ Людмилы
Михайловны Колесник, зачем
городить огород, не лучше ли в
помощники Ячменеву дать дельного
администратора и тем самым
избежать разделения. Тем более что
и кандидатура подходящая у
Ячменева есть. Скажу сразу:
разговор по телефону носил нервный
характер. "А кто вас
уполномочивал писать статью на эту
тему? И почему вы диктуете, что
делать дирекции и как ей поступать?
Это надо для работы, и я сделаю так,
чтобы музей работал лучше…"
Ссылки на существующее по этому
вопросу авторитетное общественное
мнение не принимались всерьез. Вот
будет приказ — тогда и вопросы
можно будет задавать.

Но жизнь нас учила
уже не однажды: когда приказ есть,
что-то изменить поздно. И поэтому
мне пришлось обратиться к
известным в Иркутске людям, чтобы
выслушать их мнение по этому
поводу. Первым стал Семен Федорович
Коваль, доцент университета,
известнейший декабристовед,
председатель научного совета
"Декабристы и Сибирь":

— Я в курсе
событий. Причиной такой странной
реорганизации как будто служит
забота о "спасении" дома
Трубецкого и дома Волконского,
крыши которых протекают и требуют
ремонта. Позволительно в связи с
этим спросить: разве Ячменев не
доказал годами свою
состоятельность, возглавляя единый
комплекс? Комплекс задумывался
неделимым, таким создан и таким
существует уже более двадцати лет.
Существует на прочной научной,
организационной, методической,
экспозиционной и фондовой базе,
созданной несколькими поколениями
немногочисленного коллектива
специалистов — историков,
декабристоведов. В их
профессионализме легко убедиться,
побывав хотя бы несколько минут в
домах Волконского и Трубецкого или
пообщавшись чуточку с его
нынешними сотрудниками. Их судьба и
судьба музея не может решаться без
учета мнения общественности, и в
первую очередь научной —
проблемного совета "Декабристы и
Сибирь" при ИГУ. И я как его
председатель категорически
протестую против развала единого
декабристского комплекса. Не надо
его разделять ради усиления
собственной власти…

Почему возникли
споры вокруг комплекса? Скрытый
конфликт между дирекцией
краеведческого музея и заведующим
его филиала Ячменевым существует
давно, и я об этом знала. Комитет по
культуре, а конкретно В.М. Лапенков,
часто говорил, что Ячменев плохой
хозяйственник, что у него трубы
лопаются и крыши протекают. Правда,
он почему-то не говорит, что Евгений
Александрович — знаток своего
дела… Кто, к примеру, поверит, что
первое лицо Большого театра, его
художественный руководитель
Владимир Васильев — отменный
хозяйственник? Скорее, наоборот,
народный артист СССР, он прежде
всего специалист своего дела.
Профессионал. Хозяйственники ходят
в его подчинении. Что касается
Ячменева, то разве можно
согласиться, что он плохой
хозяйственник, если смог
произвести капитальный ремонт
отопления в людской избе усадьбы
Волконских без единого бюджетного
рубля? А он сделал это! Разве мог бы
он принять столичную выставку
"Декабристские реликвии"
общества "Наследие
декабристов" Российского фонда
культуры, не получив никакой
финансовой поддержки ни от
комитета по культуре, ни от
дирекции краеведческого музея? А
какой резонанс имела эта выставка
по всей России! Принять такую
экспозицию было делом чести для
Иркутска. Мог ли это сделать другой
человек, кроме Ячменева, в таких
невероятно тяжелых условиях? Смею
утверждать: нет.

… Некоторое время
назад Людмила Михайловна Колесник
предлагала Ячменеву разместить в
людской избе усадьбы Волконских
мебельную мастерскую той самой
фирмы, которая уже второй год
занимает экспозиционные залы
отдела природы по улице Карла
Маркса. Всем известно, что это не от
хорошей жизни. Но полноценный отдел
природы (некогда богатейший, на
котором выросло не одно поколение
юных иркутян) сейчас как цельная
экспозиция практически не
существует. Есть один только
"байкальский" зал и маленькие
выставки. Ячменев, разумеется, был
категорически против сдачи любого
помещения в аренду, если при этом
разрушается неповторимая
атмосфера дворянской усадьбы. В
перспективных планах, утвержденных
научным советом "Декабристы и
Сибирь", в людской избе должна
быть экспозиция мастерской хозяина
усадьбы — С.Г. Волконского и
лекционный зал. Почему же Ячменев
до сих пор не сумел этого
осуществить? Его идеи
наталкиваются на глухую стену
непонимания. Ему напрямую и
неоднократно "рекомендовали"
снизить планку работы музея
декабристов до
среднестатистического
краеведческого уровня, оставив в
доме Волконских две-три
мемориальные комнаты, а все
остальное пустить на
"зарабатывание денег". Но
такой путь, по его мнению, ведет к
окончательному уничтожению
изначальной идеи
мемориально-музейного комплекса.

Вряд ли Людмила
Михайловна в душе простила такую
"непокорность" заведующего
своим филиалом.

Уже давно среди
общественности Иркутска
обсуждается идея необходимости
выделения музея декабристов в
самостоятельный государственный
музей (по примеру
архитектурно-этнографического
музея "Тальцы", который тоже
долгое время был филиалом ИОКМ). В
адрес губернатора Ю.А. Ножикова
общественность, обеспокоенная
судьбой музея декабристов,
направила письмо-обращение с
просьбой решить вопрос о его
самостоятельности с правами
юридического лица и выделении из
состава краеведческого.
Кандидатура Ячменева на должность
директора поддержана единодушно,
безоговорочно. Под этим письмом
подписались известные всей области
лица: академик РАМН С.И. Колесников,
народный художник России академик
А.И. Алексеев, директор института
Иргиредмет В.Е. Дементьев,
генеральный директор АО
"Байкалит" А.М. Персов,
археолог академик Г.И. Медведев,
профессор ИГУ историк А.В. Дулов,
старейший музейный работник,
искусствовед, заслуженный работник
культуры России А.Д. Фатьянов,
директор областного
художественного музея заслуженный
работник культуры России Е.С.
Зубрий, писатель и журналист Л.
Мончинский, вице-президент фирмы
"Агродорспецстрой" В.А.
Голышев и другие уважаемые люди.
Есть и ходатайство о том же совета
исторического факультета ИГУ,
который в свое время имел прямое
отношение к созданию в Иркутске
музея декабристов.

Этим вопросом
занимался вице-губернатор Ю.А.
Кустов, но не успел довести дело до
конца. И вот теперь, в период
"междуцарствия" в областном
эшелоне исполнительной власти,
краеведческая дирекция спешит
окончательно погубить идею
самостоятельности музея
декабристов.

Возможно,
неискушенный читатель возразит:
чем плохо иметь два филиала и двух
заведующих?

Плохо.
Предоставим слово специалисту. Вот
что говорит директор
художественного музея, заслуженный
работник культуры России Елена
Станиславовна Зубрий:

— Два дома с
дворовыми постройками
представляют единую, неразрывную
экспозицию о пребывании
декабристов в Сибири. Мысль о ее
разделении невероятна и с точки
зрения музееведения как науки, и с
точки зрения профессионализма
музейного работника. Нелепо! Ведь
это же монотематическая
экспозиция! И нити руководства ею
обязательно должны быть в одних
руках. В данном случае руководству
краеведческого музея стоит
задуматься над расстановкой
приоритетов. И первое слово должно
принадлежать историку —
специалисту в данной области, а не
хозяйственнику… А может, просто
что-то неладно во взаимоотношениях
руководства краеведческого музея и
"декабристского" филиала? И
разделение — это стремление
"унять строптивого"?

Мне хочется хотя
бы коротко вспомнить о начинателях
музея — профессоре Ф.А. Кудрявцеве,
мэре Н.Ф. Салацком, историке С.Ф.
Ковале и писателе М.Д. Сергееве,
первых его сотрудниках — Нине
Степановне Струк и Тамаре
Владимировне Налетовой. Они
обладали редкими качествами
подлинного подвижничества,
влюбленности в дело, верности идее.
Вряд ли они могли предполагать, что
их детище захотят все время держать
"на коротком поводке". В
большой степени неповторимость
облика этого музея, его атмосферы
культивируется продолжателем их
дела Евгением Александровичем
Ячменевым. Знаменитые
"салоны", к примеру,
руководство краеведческого музея
постоянно ставит ему в упрек,
словно они чужеродный элемент. А
ведь именно в салонах Трубецких и
Волконских когда-то формировалось
общественное мнение, это была
основная форма общественной жизни
Иркутска. Да разве только
"салонами" знаменит этот музей
во всей просвещенной России, да и в
мире! Те же выставки, научные
чтения, циклы лекций, конюшни с
живыми лошадьми… Обо всем не
расскажешь.

О другом сегодня
речь: не дать чиновникам от
культуры разрушить то, что
создавалось десятилетиями и не их
руками. В любом деле всегда
задаешься вопросом: кому это
выгодно? Может, разделение музея
декабристов на два филиала
необходимо для истории?
Специалисты-декабристоведы против.
Может, это и впрямь облегчит работу
Ячменева? А не усложнит ли? Почему,
собственно, он, который уже
пятнадцатый год заведует всем
музеем декабристов (а последние 12
лет ведет оба дома), должен сдать
свои позиции? В угоду кому? Амбициям
чиновников, стремящихся доказать,
что они всемогущи, даже вопреки
общественному мнению?..

Ячменев молча
сносит все, что происходит вокруг
его имени. Но музей в обиду давать
не намерен. Он не устраивает
скандалов, которые повредили бы
делу. Но вынужден идти на те,
которые помогут отстоять дело всей
его жизни и жизни его
единомышленников. И, на мой взгляд,
пора разрубить цепи, сковывающие
инициативу, губернаторским
решением о создании на базе филиала
самостоятельного государственного
Иркутского музея декабристов во
главе с Е.А. Ячменевым.

* * *

ПОСТКРИПТУМ.
Недавно из Улан-Удэ пришло письмо
от Натальи Дмитриенко. Она пишет:
"У нас в Бурятии тоже есть музей
декабристов, но сейчас он
практически не действует, его
превратили в черт-те что… А
некоторое время назад он жил,
благодаря Ларисе Викторовне
Белоусовой. Говорили, что с нею
дружны духи братьев Бестужевых. Не
очень верю в духов, но это, похоже,
действительно было так… В общем, ее
просто выжили из Новоселенгинска. И
дом заглох… Очень часто бывает
такое, что человек вложил во что-то
свою душу, и вдруг является
какой-нибудь шариков с каким-нибудь
швондером. И остается одно —
драться. За свой дом. А на это не все
способны. В этом-то, кажется, и
трагедия. "Наглецы продолжают
гробить культуру. Они-то и без нее
обойдутся. А на то, что другим
дышать нечем, им наплевать…"

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры