Слететься в стаю
Слететься в стаю
намерены
авиапредприятия области
Николай
ВОЛКОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Воздушный
транспорт области, как и
большинство отраслей нашей
экономики, переживает тяжелый
недуг. Разлетевшись на семнадцать
самостоятельных авиапредприятий,
стремясь вырваться в "свободный
полет", он сократил объемы
грузовых и пассажирских перевозок
в пять раз. Финансовое положение на
грани банкротства.
Доходы авиаторов
резко пошли на убыль, так как у
людей нет миллионов, чтобы
пользоваться самым быстрым,
удобным транспортом. До минимума
сократились рейсы в такие крупные
города, как Братск, Усть-Илимск,
Усть-Кут. А в Бодайбо, Маму,
Ербогачен, Киренск теперь можно
слетать не чаще, чем раз в неделю. Не
стоит даже заикаться о местных
воздушных трассах, которые не очень
давно соединяли Иркутск с
большинством райцентров и
отдаленных населенных пунктов.
Без
государственной поддержки и
собственных прибылей устаревает
парк самолетов, навигационное и
другое оборудование. Достаточно
сказать, что в авиакомпании
"Байкал" из 91 машины 53 имеют
нулевую остаточную стоимость, 29
изношены на 85 процентов. Еще хуже
картина по Братскому,
Нижнеудинскому, Усть-Илимскому,
Усть-Кутскому, Киренскому,
Бодайбинскому авиапредприятиям.
Через несколько лет сибирякам
вообще не на чем будет летать. Их
все заметнее вытесняют другие
авиакомпании — "Трансаэро",
"Волга-Днепр", Приморская и
другие. Иркутские же авиаторы не в
силах с ними конкурировать из-за
высокой удельной составляющей
управленческих, аэропортовых и
накладных расходов в структуре
себестоимости.
Отечественный и
зарубежный опыт убеждает, что
развитие гражданской авиации
невозможно без поддержки
государства, региональной власти
(компании
"Пан-Американ-дельта",
"Люфтганза", "Трансаэро").
Причем все заметнее могущественные
авиакомпании прибирают к себе
наиболее выгодные магистральные
авиалинии (трансконтинентальные, в
СНГ и России). Их интересуют прежде
всего эти дальние маршруты, а не
интересы жителей, предприятий
нашего края. При этом резко
сократятся налогооблагаемая база,
рабочие места в коллективах
авиаработников. А убыточные полеты
спецавиации на тушение лесных
пожаров, авиахимработы, санавиация
останутся на шее местных бюджетов.
Инициативная
группа авиаработников обратилась к
губернатору Ю.А. Ножикову с
предложением объединить в
акционерное общество, скажем,
"Иркутская авиагруппа",
госпакеты акций авиапредприятий,
находящихся на территории
Приангарья. Подразделение будет
подчиняться областному
руководству и координировать
работу всех предприятий бывшего
Аэрофлота, которые пожелают
влиться в это АО. Если такое решение
принимается, то появится и единый
орган управления. В чем-то, в
основных функциях, он напоминает
бывший объединенный авиаотряд, но
только для нашей области. В Чите,
Бурятии уже действуют подобные
структуры. Мы, видимо, отстали.