Где родился, там и пригодился
Где родился, там
и пригодился
Константин
ЖИТОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Знатному
хлеборобу Приангарья, Герою
Социалистического Труда Н.Т.
Романкевичу исполняется 70 лет.
Поздравляем!
Однажды (дело было
прошлой осенью, во время
празднования Дня работников
агропромышленного комплекса в
Иркутске) мне довелось стать
свидетелем интересного разговора
руководителей двух хозяйств. Речь в
нем как раз шла о председателе
колхоза имени Парижской коммуны
Тулунского района Романкевиче,
которому только что под бурные
аплодисменты зала, собравшего цвет
кормильцев Приангарья, вручили
Почетную грамоту губернатора за
первое место по итогам
завершившейся накануне уборки
урожая.
— Наш пенсионер и
тут поспел, — объявил один из
собеседников, глядя на степенно
проходящего перед ним Николая
Тимофеевича. — И почему ему дома не
сидится? Будто двужильный. Я бы на
его месте давно на покой ушел и с
внуками нянчился.
— Скажешь тоже —
пенсионер, — решительно возразил
другой. — Да ты посмотри на его
выправку, он еще молодым фору даст.
Сразу видно, старой закалки
человек: сколько на него ни грузи,
все равно свой воз тянет.
Что верно, то
верно — Романкевич действительно
человек старой закалки, привыкший с
юных лет трудиться от зари до зари.
Едва ему, уроженцу села Верхний
Бурбук Тулунского района, стукнуло
четырнадцать лет, пришлось
впрягаться в крестьянскую работу —
началась Великая Отечественная
война. Рано возмужавший паренек
пахал, сеял, боронил, убирал хлеб, а
два года спустя был назначен
звеньевым по выращиванию зерновых
культур. На этой должности, впрочем,
находился недолго — в
семнадцатилетнем возрасте
добровольцем пошел на войну и успел
понюхать пороху, правда, не на
Западном, а на Восточном фронте — в
качестве воздушного стрелка
принимал участие в боевых
действиях против
империалистической Японии, за что
получил орден и медаль.
В родные края
Николай вернулся лишь через семь
лет после окончания войны —
дотягивал армейскую лямку в
Мурманске. Вернулся и сразу угодил
в кресло председателя сельского
Совета. Потом трудился
заместителем бригадира
комплексной бригады и заместителем
председателя колхоза
"Рассвет". В феврале 1962 года
его повезли сватать в село Мугун на
пост председателя колхоза имени
Парижской коммуны. Местным жителям
Романкевич приглянулся, хотя
звучали голоса и против. Дескать,
зачем нам привозной голова, даешь
своего, из местных. Но страсти
улеглись, когда кто-то с места
крикнул:
— Какой же он
привозной, он наш, тулунский.
Всего две
пятилетки понадобилось Николаю
Трофимовичу, чтобы вывести свой
колхоз в число лучших хозяйств
Приангарья, слава о котором
перешагнула пределы Иркутской
области. За эти успехи руководителя
представили к Золотой звезде Героя
Социалистического труда, а колхозу
присвоили звание "Хозяйство
высокой культуры земледелия".
Высокая культура
земледелия и сейчас остается
основным коньком "Парижской
коммуны", вот уже тридцать пять
лет бессменно возглавляемой
Романкевичем. С нее, высокой
культуры земледелия, и берут начало
рекордные для Приангарья урожаи
зерновых культур. Какие бы
эксперименты ни проводились над
деревней прошлыми и нынешними
правителями страны, здесь ежегодно
намолачивают на круг обычно до
тридцати центнеров хлеба.
Хлеб всегда
выручал местных крестьян, сегодня —
особенно, ведь пшеница, в первую
очередь, конечно,
продовольственных сортов, является
для колхоза главным источником
дохода, в отличие от мяса и молока,
приносящих сплошные убытки. Это и
вынудило недавно старейшину
председательского корпуса
свернуть общественное
животноводство, раздать скот по
домам, а часть — прирезать. Столь
непопулярное решение вызвало самые
разноречивые мнения в Тулунском
рйоне, да и в области. Приходилось
слышать немало осуждающих
откликов. Когда я сказал об этом
самому Романкевичу, он в ответ
сокрушенно покачал головой:
— Знаю, знаю такие
толки. Но я бы хотел видеть тех, кто
на них горазд, в своей шкуре. За моей
спиной сотни людей, которые требуют
за труд достойную оплату. Деньги же
колхозу, такова нынешняя жестокая
реальность, дает только хлеб. На
него и продолжим пока делать
ставку, что бы о нас ни говорили.