Яковенко согласен на премьера
Яковенко
согласен на премьера
Юрий
ПРОНИН, "Восточно-Сибирская
правда"
По согласованию с
руководством Законодательного
собрания администрация области
работает над текстом поправок и
дополнений в региональный устав.
Как сообщил "ВСП" председатель
государственно-правового комитета
Юрий Курин, готовится внушительный
пакет предложений. Во-первых, по
расширению полномочий
Законодательного собрания, его
возможностей контролировать
деятельность исполнительной
власти. Так, предлагается, чтобы все
назначенные губернатором
чиновники на уровне нынешних
заместителей главы администрации
проходили через процедуру
парламентского утверждения в
должности. Вероятно, изменится
механизм формирования
Законодательного собрания: со
следующего созыва, то есть с 2000
года, мэры городов и районов
потеряют право совмещать основную
работу с депутатским мандатом.
Исчезнет и "пересортица"
народных избранников, их деление на
"освобожденных" и
"приходящих". В XXI веке все
депутаты будут работать на
постоянной, профессиональной
основе.
Другой блок
поправок связан с грядущей
реформой местного самоуправления и
административно-территориального
устройства: в уставе появится
термин "территориальные органы
исполнительной власти", описание
их функций, а также исчерпывающий
перечень
административно-территориальных
единиц области, которых, кстати
говоря, станет меньше.
Предполагается также повысить
статус уставной палаты до
уставного суда.
Но, пожалуй,
ключевой поправкой может стать
учреждение областного
правительства вместо
администрации, причем губернатор
передаст функции главы
исполнительной власти областному
премьеру. Смелый шаг, ведь для
большинства из нас нет разницы в
самих понятиях "губернатор" и
"глава администрации"!
Напомню, однако, что это уже второй
раунд "правительственных"
дебатов, а впервые вопрос
обсуждался минувшей осенью. Вот
какие аргументы звучали тогда.
Виктор ИГНАТЕНКО,
депутат Законодательного собрания:
"… создается
областное правительство,
ответственное перед парламентом,
губернатор является главой
области, функции правительства и
губернатора разведены, губернатор
и Законодательное собрание тесно
сотрудничают в процессе
формирования состава
правительства. Это путь к
выравниванию баланса ветвей власти
и, значит, в сторону стабильности…
Сегодня же губернатор явно
перегружен по функциям, а
правительство юридически не
оформлено".
Юрий КУРИН: "Это
позволит губернатору
сосредоточиться на защите и
представительстве интересов
области в федеральных органах
власти и за рубежом, осуществлении
политического руководства
регионом, тогда как областной
премьер будет вплотную курировать
социально-экономические службы…
Кандидатуру председателя
правительства мог бы предложить
губернатор, а утвердить —
Законодательное собрание. Здесь
еще один плюс — возрастает роль
депутатов, степень их влияния и
ответственности за положение дел в
регионе".
Губернатор Юрий
Ножиков не возражал против такого
перераспределения полномочий,
однако у идеи нашлись и влиятельные
противники. Вице-спикер, а тогда еще
"просто" депутат
Законодательного собрания Сергей
Шишкин заявил, что на смену одному
чиновничьему аппарату придут сразу
два — при губернаторе и при
правительстве, содержание которых
обойдется бюджету дороже.
Категорически против высказался
первый заместитель главы областной
администрации Владимир Яковенко:
"Незачем огород городить.
Администрация — это и есть
правительство". Именно позиция
Яковенко вынудила инициаторов и
сторонников
"правительственной" идеи
взять тайм-аут.
Вопреки законам
природы Владимир Кузьмич
"дозрел" не осенью, а весной.
Для него, опытного хозяйственника,
управленческая практика куда
важнее витиеватых речей про
"функции" и "компетенции".
Нынешний объем работы столь велик,
ее направления такие разные, что
разведение постов не помешает делу.
Да и в большинстве регионов страны
федеральная схема власти
"президент (губернатор) —
правительство — парламент" уже
действует. Вот только бы и впрямь
избежать раздувания штатов…
Как бы ни было,
разногласия между Ножиковым и
Яковенко устранены, поправкам
снова дан ход. Работа над ними
ведется тщательно и неспешно. По
мнению Курина, оптимальным будет
такой режим депутатских слушаний,
когда в одно время обсуждается тот
или иной законопроект и
соответствующие поправки. Скажем,
принят областной закон "О
местном самоуправлении" и сразу
же изменения, касающиеся
самоуправления, внесены в устав;
одобрены дополнения в закон "Об
организации и деятельности
администрации области", а следом
идея правительства получает
прописку в региональной
конституции и т.д. По
предварительным расчетам,
администрация вынесет
"правительственный" блок
вопросов на сентябрьскую сессию
Законодательного собрания, причем
нормы о разделении функций
губернатора и правительства
вступят в силу не до, а сразу после
губернаторских выборов вне
зависимости от того, кто возглавит
область с весны будущего года.
Именно такой подход не позволяет
упрекнуть нынешнюю администрацию в
предвыборных маневрах и дает
возможность заранее сообщить
избирателям, какими будут
полномочия будущего губернатора.