Мастерство и вдохновенье
Мастерство и
вдохновенье
Беседа с
народной артисткой СССР Галиной
Шойдагбаевой
Анатолий
СЕМЕНОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Иркутянам,
как и жителям Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа,
вряд ли надо представлять ведущую
солистку Бурятского
академического театра оперы и
балета Галину Шойдагбаеву. Ее
хорошо знают и любят, поклонники ее
таланта считают ее не просто
оперной солисткой, а явлением в
музыкальном искусстве.
Я встречаюсь с
Галиной Шойдагбаевой в тот момент,
когда она выступила в первом
отделении большого концерта,
прошедшего недавно в Иркутском
музыкальном театре во время
праздника Белого месяца. Ее
чарующий голос покорил всех
присутствующих в зале. Возгласы:
"Бис!", "Браво!" не
покидали зал. Кажется, солистка
привыкла к столь бурной реакции, но,
как всегда, держится строго "в
рамках", ведь впереди второе
отделение. Она будет исполнять не
только оперные арии, но и песни
бурятских композиторов, написанные
специально для нее, и песни
народные.
На нашу беседу
отводится не столь много времени,
минут двадцать-тридцать, что вполне
понятно; ведь актрисе нужно
сосредоточиться, чтобы снова выйти
к своим слушателям.
Интересуюсь, был
ли кто из ее родных наделен столь
редким и красивым голосом?
— Я родилась и
выросла в Еравне, в одном из
северных районов Бурятии, — говорит
актриса, — родители мои были самые
простые люди, крестьянствовали. До
поры до времени я и не помышляла об
оперной карьере. Просто любила
петь. Это и привело меня в
Улан-Удэнское музыкальное училище.
Моим педагогом стала народная
артистка России Надежда Казаковна
Петрова, в прошлом замечательная
солистка театра оперы и балета,
вместе с тем и опытнейший педагог.
Она со свойственной ей
страстностью и настойчивостью
начала заниматься постановкой
моего голоса. Работа была трудной
для меня. Надежда Казаковна не
позволяла расслабляться, каждый
раз подчеркивая, что сольное пение
просто так не дается. Надо работать
и работать.
Корр.:
Надежда Казаковна Петрова (а с нею
мне посчастливилось познакомиться)
— наша землячка. Она тоже из семьи
колхозников, ее родина — улус
Шаралдай Боханского района. Юной
девушкой, а это было в 1936 году, она
стала студенткой Бурятского
театрально-музыкального училища. И,
как призналась в одной из наших
бесед, оперной певицей тоже не
помышляла становиться. Ее
привлекали роли драматические,
даже сыграла Катерину в
"Грозе" А.Н. Островского. Но
судьба распорядилась иначе. Когда
готовилась первая декада
бурятского искусства, проходила
она в 1940 году в Москве, ей была
поручена партия Арюн-Горхон в
первой бурятской национальной
опере "Энхэ-Булат-Батор". Ее
успех на оперной сцене был огромен.
В газетах писали: "Надя Петрова —
одна из талантливейших молодых
певиц нашего театра… У Нади
Петровой великолепное лирическое
сопрано большой звучности. Голос
сулит ей прекрасное будущее
оперной певицы-актрисы".
Г.
Шойдагбаева. А
ведь так оно и случилось. Она прошла
огромный и плодотворный путь в
оперном искусстве, исполнила
десятки партий в русской и
зарубежной оперной классике, в
операх бурятских композиторов. Для
меня она всегда остается примером
подвижнического служения
музыкальной сцене. С ее легкой руки
я стала студенткой Ленинградской
консерватории. Когда в начале
восьмидесятых годов я пришла на
сцену Бурятского академического
театра оперы и балета, она
по-прежнему оставалась моей
наставницей, ее советы и пожелания
я всегда ценила и ценю.
Моим дебютом на
оперной сцене стала партия
Микаэллы в опере Жоржа Бизе
"Кармен". Конечно, волновалась,
но уроки, полученные у Н.К. Петровой,
в консерватории, затем на
стажировке на сцене прославленного
"Ла Скала" в Милане не прошли
даром. Первое десятилетие в театре
оперы и балета, как я считаю, было
творчески интересным. Пела
Виолетту в "Травиате" Джузеппе
Верди, Ярославну в "Князе
Игоре" и другое. Сейчас же наш
театр переживает очень трудные
времена, репертуар в основном
прокатывается старый, каких-то
новых поисков почти не происходит.
Это меня как солистку очень
огорчает.
Разумеется, все
это связано с труднейшей
финансово-экономической
обстановкой в стране, в нашей
республике. Много думала, как быть
дальше. И вот вместе со своим мужем,
народным артистом России
Вячеславом Бальжинимаевым, мы
принимаем решение сосредоточиться
на преподавательской работе в
Восточно-Сибирской академии
культуры и искусства. Работаем на
музыкальном отделении, это
позволяет быть в творческой форме,
кроме того, отдавать свои знания
молодежи, как нам в свое время
отдавали наши педагоги.
Корр.:
И все же вы не оставляете
концертную деятельность, о чем и
свидетельствует ваш очередной
приезд в Иркутск.
Г.
Шойдагбаева. К сожалению,
если раньше были возможны и
зарубежные поездки в европейские и
азиатские страны, то в настоящее
время приглашений мы получаем мало.
И дело вовсе не в том, что с нами
слушатели не хотят встречаться.
Напротив. Но многим организовать
даже обыкновенную нашу
концертно-гастрольную поездку ныне
не под силу. Нет денег. И все же
Бурятский культурный центр
Иркутска держит с нами постоянную
связь, мы с большим удовольствием
откликаемся на его приглашения,
чтобы принять участие в
праздновании Белого месяца. От
своих выступлений в Иркутске
получаем большое удовлетворение.
Слушатель здесь внимательный и
отзывчивый, он тонко чувствует
сущность исполняемых музыкальных
произведений.
Корр.:
Наши слушатели действительно
отзывчивы. Это замечено не раз. Но
когда вы выступаете на сцене, то вас
постоянно просят исполнить песни и
на бурятском языке. Кто из
бурятских композиторов пишет
специально для вас?
Г.
Шойдагбаева. Я с большим
удовольствием сотрудничаю с
известным талантливым
композитором Анатолием Андреевым.
Его песни пронизаны высоким
чувством лиризма, в них как бы
сконцентрирована национальная
душа нашего народа. И потому они
воспринимаются слушателями с
большим душевным подъемом.
Корр.:
И все же вы исконно оперная певица,
обладающая замечательным
лирическим сопрано; есть ли
надежда, что снова вернетесь на
сцену театра оперы и балета?
Г.
Шойдагбаева. Свою
точку зрения на этот вопрос я уже
вам высказала. В этом театре
сегодня неинтересно работать.
Изменится там обстановка, будет
больше творчества — тогда,
возможно, пересмотрю свое
отношение. Простите, но беседа наша
получилась грустной, все же будем
надеяться на лучшее.
Наша беседа
заканчивается, и актриса начинает
готовиться к выходу на сцену
Музыкального театра. В зале ее ждут,
ее появление озаряет зал. И она
снова одаряет своих слушателей
высоким искусством сольного
исполнения. Кто-то из моих соседей
по залу замечает: "Послушал
Галину Шойдагбаеву — словно
побывал на своей родине, в
Бурятии". Слова эти были
произнесены с большой теплотой и
признательностью выдающейся
бурятской певице. Она сейчас
находится в расцвете своих
творческих сил, и остается только
пожалеть, что на оперной сцене ее
талант остается во многом
невостребованным…