издательская группа
Восточно-Сибирская правда

День школьных воспоминаний

В суде допросили друзей детства подсудимых по делу «молоточников»

  • Автор: Ксения ЛАЗАРЕВА

Продолжается судебное следствие по уголовному делу о серии из шести зверских убийств, восьми покушений на убийство, глумления над трупом и ограблений, совершённых зимой и весной 2010-2011 годов в иркутском Академгородке. Во вторник гособвинитель провёл допрос нескольких потерпевших и свидетелей, среди которых были двое школьных друзей обвиняемых Артёма Ануфриева и Никиты Лыткина, а также инструктор тренажёрного зала «Демо», в котором пытались заниматься молодые люди. По свидетельствам последнего, и Лыткин, и Ануфриев были физически неразвитыми и неспособными за себя постоять.

«Тихоня снова на физкультуру не пошёл»

В ходе судебного следствия, начавшегося 5 сентября, уже допрошены родственники погибших и свидетели по эпизодам убийств. Сейчас государственный обвинитель представляет доказательства по покушениям на убийства. Только за один день 18 сентября допросили больше десяти человек. Это потерпевшие, свидетели, спасшие их жизни, бывший участковый Академгородка, инициатор создания дружины, которая патрулировала микрорайон после захлестнувшей его волны убийств, а также давнишние знакомые обвиняемых Артёма Ануфриева и Никиты Лыткина. У школьных друзей следствие интересуется личностями подсудимых.

Один из допрошенных сейчас учится в Иркутском госуниверситете, дружба с Лыткиным связывала их в начальной школе. Он рассказал, что главным увлечением подсудимого были компьютерные игры, ребята ходили друг к другу в гости, гуляли вместе, иногда посещали кинотеатры, часто в компании с ними бывал и Ануфриев. По словам свидетеля, волевым и лидерским характером в младшей школе не обладал никто из подсудимых, однако когда в пятом классе Лыткин замкнулся в себе и постепенно стал объектом насмешек, «наступила черта», после которой лидером он не мог считаться однозначно. Ануфриев, который учился на год старше, по показаниям свидетеля, наоборот, «всегда был в центре внимания и мог предложить то, что всем понравится».

Показаниями обвинение подтверждает свой тезис о том, что в «маньячной паре» старший, Ануфриев, был инициатором, а младший, Лыткин, заражался его идеями и первым шёл на исполнение убийств. По мнению одноклассника, в детстве последний не выражал ненависти ко всему человечеству, но завидовал сверстникам, которые обладали материальными ценностями, например сотовым телефоном. Изменения в его характере, рассказывает молодой человек, произошли резко: однажды Лыткин, зайдя в класс, не поздоровался с друзьями. И на все их попытки выяснить, в чём дело, никак не реагировал, только ещё больше замыкался в себе. Постепенно мальчик скатился в учёбе, перестал справляться с заданиями, а одноклассники стали его «шпынять». Но, по словам свидетеля, по-настоящему над ним не издевались.

Показания другого одноклассника Лыткина в целом сошлись с ответами первого. В классе, говорит он, были три-четыре задиры, которые могли толкнуть, взять за шкирку или обозвать. «Они могли сказать: «О, тихоня опять на физкультуру не пошёл. Ну и пусть не ходит», – но сильно над ним не издевались», – говорит молодой человек. Один раз, правда, ему испортили пиджак, специально пролив на него канцелярский штрих. Как пояснила мать Никиты Лыткина, в младшей школе дети нормально общались с ребёнком, но в пятом, математическом, классе, куда его зачислили по результатам тестирования, «одноклассники его не приняли».

В качестве свидетеля, знакомого с подсудимыми до совершения убийств, также выступил инструктор тренажёрного зала, который Лыткин и Ануфриев посещали с 2008 по 2010 год. По мнению мужчины, оба были слабо развиты физически, но при этом Ануфриев руководил ходом тренировок и был вежлив с окружающими. Лыткин же запомнился инструктору необщительностью и неопрятностью, дважды ему пришлось делать замечание и просить принять душ.

Лиц никто не видел

Как показывают результаты предварительного следствия, «молоточники» выбирали своими жертвами не только слабых, спящих, пьяных или малолетних. Однажды они напали на физически крепкого 18-летнего парня, выжившего, несмотря на полученные ранения, которые при обычном стечении обстоятельств и без квалифицированной своевременной медпомощи вызывают смерть. Студент одного из иркутских вузов 30 января проводил время в ночном клубе «Стратосфера» и возвращался домой под утро. На него напали сзади, но боковым зрением он увидел рост и телосложение нападавших, их одежду и цвет кожи лица. По ощущениям удары напоминали молоток, говорится в протоколе допроса потерпевшего.

По затылку его ударили семь раз, но молодой человек не упал, а успел добежать до подъезда дома, где и пролежал без сознания около двух часов. Очнувшись, он сумел дойти до своей квартиры в соседнем подъезде, и только тогда его сестра вызвала «скорую», которая приехала быстро и успела спасти молодого человека. Как выяснилось, один из подсудимых живёт в этом же доме. В суде потерпевший заявил, что подсудимые вполне подходят под описание, однако не стал отрицать, что лиц их не видел и уверенно опознать не сможет. Все свидетели и потерпевшие пока сообщают одни и те же приметы, но со стопроцентной гарантией узнать в подсудимых нападавших никто не может. По их словам, было слишком темно, всё происходило быстро, и преступникам удавалось скрыться так, что никто не может вспомнить или описать их детально.

По одному из покушений, рассмотренному в этот день в суде, Лыткин, признавший вину по всем эпизодам, кроме создания экстремистского сообщества, ещё в ходе следствия опознал потерпевшую, на которую нападал. Нетрезвая женщина возвращалась домой из кафе в ночь с 9 на 10 декабря. Её ударили по голове один раз, на истошный крик отреагировал мужчина, который высунулся с балкона и спугнул преступников. Узнать нападавших на неё и её беременную тётю «пацанов» не сможет и восьмилетняя девочка, которую от преследования спасла неожиданно выехавшая на дорогу машина. Эпизод с покушением на убийство беременной женщины вызвал особый интерес адвокатов. По их мнению, её беременность была неочевидной: женщина была на четвёртом месяце, и зимняя одежда скрывала её положение. Но, по показаниям свидетельницы, потерпевшая успела крикнуть о том, что она беременна, когда её начали избивать.    

Следующее заседание, на которое в качестве подсудимых и потерпевших приглашены 17 человек, состоится во вторник, 25 сентября. После того как доказательства представит сторона обвинения, суд ознакомится с позицией защитников Лыткина и Ануфриева. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры