издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Судебная «перезагрузка»

Апелляционные инстанции дают дополнительный шанс на пересмотр дела

  • Записала: Ольга ШИНДАЕВА

В областных, краевых, верховных судах общей юрисдикции в этом году появились апелляционные инстанции. Как пояснила заместитель председателя Иркутского областного суда по гражданским делам Любовь Зуева, закон, по сути, дал человеку дополнительный шанс на пересмотр дела по существу. Изменились и сроки подачи жалобы на постановление суда первой инстанции: если раньше его можно было обжаловать в течение десяти дней, то теперь срок продлён до месяца.

– Любовь Михайловна, закон о введении апелляции – с 2012 года в гражданском судопроизводстве, с 2013-го в уголовном – даже в юридическом сообществе был воспринят неоднозначно. На некоторых интернет-форумах звучало мнение о том, что предложенная реформа судоустройства – всего лишь переименование.

– Скептики были и будут всегда. Но я думаю, что введение апелляции – это шаг вперёд, поскольку она автоматически повышает объём процессуальных гарантий граждан, обратившихся в суд. А чем больше возможностей обжаловать решение суда, тем больше доверия к самой судебной системе.

В чём главное отличие апелляционного пересмотра судебных решений от существовавшего ранее кассационного порядка? Апелляция сочетает в себе сразу две функции: контрольную – по проверке решения нижестоящего суда, и функцию разрешения дела по существу с вынесением нового решения в определённых законом случаях. Для граждан особенно важно, что при отмене решения, например, районного или городского суда дело не будет возвращаться на пересмотр, окончательное решение по нему в этом случае обязана принять именно апелляционная инстанция. 

Поэтому введение апелляции, на мой взгляд, повысит уровень и качество отправления правосудия на всех ступенях судебной системы, обеспечив при этом процессуальную экономию времени. Представьте, сколько раньше уходило времени, пока дело по отменённому нами решению районного суда доставляли обратно, например в Усть-Кут или Ербогачён, – область-то у нас немаленькая! Теперь граждане будут избавлены от подобных неудобств. К тому же в апелляционной инстанции дело будет пересматриваться тремя судьями, что позволит нам не только снизить количество судебных ошибок, но и в конечном счёте повысить ответственность судей при принятии решений.

 К введению апелляции мы готовились очень серьёзно: анализировали кассационную и апелляционную практику, причины отмены судебных решений и направления дел на новое рассмотрение. Нагрузка на судей ожидается немаленькая: только в 2011 году судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела в кассационном порядке около 15 тысяч жалоб; в этом году жалоб, уже апелляционных, думаю, будет не меньше. Поэтому мы увеличили количество судебных составов.

Весьма остро перед нами стоял вопрос о дополнительных помещениях для апелляционной инстанции. Председатель Иркутского областного суда Николай Павлович Дубовик разрешил эту проблему в максимально короткие сроки. В ближайшее время гражданская коллегия переедет в здание, расположенное по соседству с главным корпусом областного суда – на улицу Партизанскую, 136. В пятиэтажном строении общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров разместятся не менее семи залов судебных заседаний, 38 судей коллегии, помощники, секретари, канцелярия. 

– Планируется ещё одно нововведение – оповещение участников процесса о дате и времени судебного заседания СМС-сообщениями на мобильный телефон. Как скоро такой порядок будет введён в Иркутском областном суде?

– В феврале 2012 года Верховный суд России своим постановлением официально закрепил дополнительное извещение участников судопроизводства посредством СМС-сообщений. Обязательные условия введения такого порядка – добровольное согласие адресатов и фиксирование факта отправки и доставки им СМС-извещения. Работу в этом направлении мы начали: подготовили образец специального бланка, где участник процесса должен подтвердить согласие на такое извещение и указать свои данные – номер мобильного телефона и адрес электронной почты. Обкатку новой технологии извещения граждан решили начать с Саянского городского суда. 

В этом новшестве главное – не использование современных средств связи, а сокращение сроков рассмотрения дел, ускорение судебного процесса. Сроки ведь зависят не только от судьи, но и от дисциплинированности участников разбирательства, их явки в суд. Человеку, пострадавшему от волокиты, совершенно не важно, кто в ней виноват – вторая сторона по делу, умышленно затягивающая процесс, или судья, не сумевший как следует его организовать.

– Более полутора лет в России действует Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Как работает этот закон в Приангарье? Удалось ли создать в судебной системе эффективное средство правовой защиты против волокиты?

– Для начала следует разъяснить, что это такое разумные сроки рассмотрения дел. Это оценочное понятие. Для каждого гражданского или уголовного дела оно индивидуально. Но в законе указаны критерии оценки. Прежде всего – сложность дела, правовая и фактическая. Кроме того, нужно будет установить, какие последствия возникли в результате длительного его рассмотрения. Наконец, суд будет учитывать и поведение самого гражданина. Всегда ли он добросовестно являлся по повестке? Не затягивал ли рассмотрение дела?

В 2011 году в Иркутский областной суд поступило 81 заявление о присуждении компенсации за нарушение разумного срока при разбирательстве дела и исполнении судебного постановления. 63 из них, то есть абсолютное большинство, заявителям возвращены. Причины разные: либо документы были поданы с нарушением установленного ГПК порядка, либо речь в заявлениях шла о делах, рассматриваемых до вступления закона о компенсации в силу. 

К рассмотрению принято 17 дел, семь исков граждан удовлетворены. Суммы, назначенные к уплате заявителям, составили в общей сложности 1 млн. 860 тысяч рублей. Компенсация пострадавшим от волокиты гражданам, как указано в законе, выплачивается Министерством финансов России за счёт средств федерального бюджета. При определении размера компенсации национальным судам предписано учитывать практику Страсбурга. А Европейский суд за нарушение права на справедливое судебное разбирательство взыскивает от 500 до 3000 евро. 

– Ни для кого не секрет, что судебная система работает с большой перегрузкой. Отсюда возможны и судебные ошибки, и нарушения сроков. 

– Нагрузка на суды увеличивается ежегодно. К примеру, в 2011 году к Фемиде по разным вопросам обратился каждый седьмой житель Приангарья, суды рассмотрели более 370 тысяч дел различных категорий, в том числе 275,5 тысячи гражданских. При этом в среднем нагрузка на одного районного судью составляет примерно 38 гражданских и уголовных дел в месяц, на мирового – около 147. А ежегодный прирост гражданских дел на 10–15% стал уже традицией. Большая нагрузка обычно негативно сказывается на качестве. Но в Иркутской области этого не произошло. Наоборот, качество отправления правосудия заметно улучшилось: сегодня оно составляет 95%, в то время как ещё два года назад было 87%. 

Суды недаром называют социальным барометром общества: возникает какая-то проблема в обществе, не решается соответствующими органами, что остаётся людям? Защищать свои права через суд. Наверное, отчасти рост числа исков, поступивших в суды региона, обусловлен как раз тем, что граждане не находят правды и помощи во внесудебном порядке.

Любое дело, находящееся в производстве судьи свыше установленных законом сроков, автоматически ставится на контроль. Прежде всего, председателя областного суда и его заместителя по гражданским делам. За волокиту при рассмотрении дел судьи и председатели районных и городских судов несут персональную ответственность. 

Эта работа, как показывает практика, принесла свои плоды: в 2011 году в производстве судов не было ни одного дела, которое рассматривалось бы свыше года. В семь раз по сравнению с 2009 годом снижен показатель количества дел, рассмотренных с нарушением сроков (он составляет сейчас один процент). От граждан теперь приходят другие жалобы: некоторые недовольны тем, что дела рассматриваются в одном судебном заседании, хотя такой порядок, на мой взгляд, и должен быть нормой. Ведь заседанию всегда предшествует досудебная подготовка. Выносится определение, в котором указывается, какие доказательства необходимо дополнительно собрать сторонам. И когда граждане либо организации проявляют активность, представляют доказательства в подтверждение или возражение исковых требований, суд будет, как мы говорим, скорый и справедливый. 

– Какие права чаще всего защищают в суде жители Приангарья?

– В нашем регионе своя специфика гражданских исков – преобладают в основном споры, вытекающие из трудовых отношений (15% от всех рассмотренных гражданских дел) и защиты прав потребителя (7,3%), в то время как по России предметом разбирательства в суде чаще становятся жилищные отношения.

– Несколько лет назад в Иркутской области остро стоял вопрос о задержках с заработной платой. Теперь эта проблема потеряла актуальность.

– Но противоречия в трудовых взаимоотношениях между работниками и работодателями по-прежнему остаются. И с этими вопросами люди идут в суд. Есть, например, бюджетные организации, которые не выплачивают своим сотрудникам так называемые «северные» надбавки за работу в особых климатических условиях. 

Эта категория споров была в 2011 году очень актуальной. Причём в законодательстве этот вопрос недостаточно чётко отрегулирован, и судам Иркутской области пришлось взять на себя ответственность трактовать закон так, чтобы были защищены права работников бюджетной сферы. Отрадно, что нашу точку зрения поддержал Верховный суд России. 

Думаю, что судьи Иркутской области, несмотря на большое количество поступающих дел, в итоге получают моральное удовлетворение от того, что имеют возможность реально защитить права человека. Возьмём те же трудовые дела. В 2011 году районными и городскими судами рассмотрено 5,5 тысячи гражданских дел, связанных с оплатой труда, и 85% из них разрешены в пользу обратившихся за защитой к Фемиде граждан. 

– Суды Приангарья стали «пилотами» в России по вынесению решений в пользу граждан по банковским делам. 

– 2011 год «отметился» резким ростом количества дел о защите прав потребителей. Их число увеличилось в 6 раз (с 965 до 6036), и основная часть (4725 дел) приходится на иски по договорам с финансово-кредитными учреждениями. Особенно много таких исков в Ангарске, Братске, Усть-Илимске. Речь идёт о платежах, которые банк взимает помимо процентов за пользование кредитом: это различного рода комиссии, например за рассмотрение заявки о выдаче кредита, за выдачу самого кредита, открытие и ведение ссудного счёта, досрочный возврат суммы кредита. 

Думаю, будет нелишним каждому приобрести домой пару кодексов, прежде всего гражданский. И перед подписанием важного документа, например договора на оказание какой-либо услуги или приобретение товара, стоит заглянуть в него, оценить предлагаемые условия, прежде чем поставить свою подпись. И помните: суд сможет защитить ваши права, если они действительно нарушены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры