издательская группа
Восточно-Сибирская правда

13 лет за смерть ребёнка

Во вторник, 15 февраля, был вынесен приговор родителям Никиты Чемезова, скончавшегося почти год назад в реанимационном отделении детской клинической больницы. Отчим Владимир Шишкин, ставший «непреднамеренным» убийцей двухлетнего пасынка, получил 13 лет колонии строгого режима, мать Олеся Чемезова, чьё безразличие стало косвенной причиной смерти Никиты, – год исправительных работ.

Усольским городским судом за полгода судебного разбирательства было установлено, что Владимир Шишкин истязал Никиту Чемезова более двух месяцев. 

С января 2009 года Шишкин с Олесей Чемезовой и её сыном начали сожительствовать в деревянном доме в посёлке Мальта, и вначале у мужчины не было претензий к двухлетнему малышу. Однако в процессе совместного проживания у Шишкина «на бытовой почве сформировалась неприязнь к несовершеннолетнему Чемезову, в силу возраста неспособному контролировать свои эмоции в степени, удовлетворяющей требованиям Шишкина», зачитала заместитель председателя по уголовным делам Усольского городского суда в Иркутской области Людмила Борзенкова. 

В итоге Шишкин решил «принудить Никиту к приемлемому для него поведению». Как отчим сам объяснял во время следствия, ему хотелось сделать из двухлетнего мальчика «настоящего мужчину». Для этого с февраля по апрель 2009 года мужчина систематически избивал малыша, заставлял его отжиматься, стоять, упёршись руками в пол, по 30 минут, а когда мальчик падал от усталости, пинал того в живот. 

– В первой декаде февраля 2009 года Шишкин умышленно, используя беспомощное состояние Никиты Чемезова, нанёс тому множественные удары руками, ногами и кованым ремнём с металлической пряжкой по голове, по телу и по конечностям, – зачитывала Людмила Борзенкова детали преступления. – Днём 15 февраля Шишкин схватил малолетнего Чемезова за одежду и с силой бросил того на диван. Затем нанёс потерпевшему три удара ладонью по спине.  24 или 25 марта Шишкин принудил Чемезова лечь на пол, а затем схватил его за голову и дважды с силой ударил потерпевшего головой о деревянный пол. 1 или 2 апреля Шишкин заставил встать мальчика лицом к стене в зале, а после с силой толкнул того ногой в спину, отчего тот ударился головой о стену. 

Всё это время (если говорить с судейской точностью, то с 15 февраля по 6 апреля 2009 года) мать Никиты, Олеся Чемезова, «не исполняла обязанности по воспитанию сына» или делала это «ненадлежащим образом». Безразлично относилась к избиениям ребёнка, не старалась защитить его или обратиться за помощью, плохо кормила его, из-за чего Никита был сильно истощён. 

А 3 или 4 апреля, «проявив жестокость и бессердечие, умышленно, на почве личной неприязни» Олеся Чемезова с силой приставила к оголённому животику подошедшего к ней Никиты тлеющий окурок папиросы, «которую удерживала на теле потерпевшего вплоть до формирования у того термического ожога кожи третьей степени». 

Результатом жестокости и попустительства стали события, произошедшие 6 апреля. В этот день, в момент, когда Олеся Чемезова пошла в туалет, находящийся во дворе дома, Шишкин вновь принялся избивать Никиту. Как уточнил суд, делал отчим это «с целью причинения тяжкого вреда здоровью, не предвидя возможности наступления смерти Чемезова, хотя при должной внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть». Мужчина бил малыша кулаками и кожаным ремнём по голове и по телу. Олеся Чемезова на следствии признавалась, что даже со двора слышала «грохот» в доме. 

Когда она вернулась, Никита лежал на полу без сознания. С того времени и до своей смерти, произошедшей почти через год, 1 марта 2010-го, в реанимационном отделении детской областной клинической больницы, мальчик так и не очнулся. Его гибель наступила из-за черепно-мозговой травмы, сопровождающейся внутричерепными кровоизлияниями. 

Шишкин, взятый под стражу через два дня после трагедии и всё время до суда находившийся в СИЗО, свою вину так и не признал. Во время следствия он утверждал, что пасынка никогда не бил, зато видел жестокое обращение с ним Олеси Чемезовой. Суд к этим заявлениям отнёсся критически, как и сокамерники Шишкина, которые избили его за издевательства над ребёнком. Данные об этом имеются у суда, тогда как сам Шишкин говорил, что побои ему были нанесены следователями, вынуждавшими дать признательные показания. Олесю Чемезову во время недолгого содержания под стражей «некая женщина из камеры» облила кипятком. 

Отчим-убийца получил 13 лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима. Он  был признан виновным в систематическом нанесении побоев  несовершеннолетнему лицу, находящемуся в беспомощном состоянии (п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ), и  умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). 

Олеся Чемезова, все три часа процесса вынесения приговора просидевшая, натянув капюшон старой серой дублёнки на голову так, чтобы не было видно лица, вину свою признала частично. Она была признана виновной в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ). В качестве наказания женщина должна будет год заниматься исправительными работами. От обвинений в оставлении в опасности и умышленном причинении лёгкого вреда здоровью прокурор Роман Шергин отказался, так что затушенная о живот сына папироса останется только на совести Чемезовой. 

После объявления приговора полпред президента РФ по правам ребёнка Павел Астахов поспешил заявить в своём твиттере, что считает наказание слишком мягким. Сам Роман Шергин объяснил, что действовавшая на момент совершения Чемезовой преступления редакция 156-й статьи позволила назначить наказание только в виде исправительных работ – оно максимальное. «Соверши Олеся Чемезова своё преступление позже, она точно села бы на три года», – сказал он. Хотя, конечно, лучше бы этого преступления вообще не было. 

Роман Шергин и адвокат стороны защиты потерпевшего Инна Миронова считают приговор Усольского городского суда справедливым и пока не собираются его обжаловать. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры