издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Последний полёт «Николая Каманина»

В Иркутской области разбился Ил-76 МЧС России

Утром 1 июля в Качугском районе Иркутской области произошла катастрофа Ил-76ТД МЧС России, участвовавшего в тушении лесных пожаров на территории региона. Практически полностью разрушенный самолёт, разбившийся в труднодоступной местности, обнаружили двумя днями позднее. При его крушении погибли все десять членов экипажа, находившиеся на борту. На месте происшествия работают судебно-медицинские эксперты и специалисты по расследованию авиакатастроф. Предварительно называют три причины крушения «Ильюшина»: ошибка экипажа, отказ техники или воздействие окружающей среды.

Ил-76ТД с бортовым номером RA-76840 был одним из шести аналогичных самолётов, состоящих в авиапарке МЧС России. По информации портала russianplanes.net, он выпущен Ташкентским авиационным промышленным объединением имени В.П. Чкалова 31 октября 1994 года. 1 января 1995 года машину начало эксплуатировать АО «АЛИС» – «Авиакомпания лётчиков-испытателей», которая обслуживала МЧС России. 27 декабря того же года она перешла в распоряжение самого Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полтора года спустя, 31 июля 1997 года, воздушному судну торжественно присвоили имя Николая Каманина, получившего звание Героя Советского Союза за командование смешанным отрядом самолётов для спасения челюскинцев и руководившего отбором и подготовкой первых космонавтов. 

Изначально самолёту назначили ресурс в 13000 часов, 4500 посадок и 20 лет, впоследствии его продлили до 30000 часов, 8000 посадок и 30 лет. До недавнего времени его эксплуатировали не слишком интенсивно: согласно данным на 1 января 2011 года, общий налёт составлял 6816 часов. «Горбатый» выполнял меньше трёх рейсов в неделю. В ноябре 2015 года на его счету было 18 полётов. Ещё один вылет он совершил 1 декабря прошлого года, затем не использовался до 9 мая нынешнего. Всё изменилось с наступлением пожароопасного периода в Иркутской области: как сообщает сервис flightradar24.com, только в последние четыре дня июня самолёт выполнил 11 рейсов. Ещё один полёт состоялся в ночь на 1 июля 2016 года. А в 10 часов 19 минут прошлой пятницы оснащённый выливным авиационным прибором Ил-76ТД, на борту которого находились 10 человек, взлетел из аэропорта Иркутской области и взял курс на север региона. 

Тушение лесных пожаров для экипажа было привычным делом. Пресс-служба МЧС России отмечает, что командир воздушного судна Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов и бортовой радист Игорь Мурахин неоднократно участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране и за рубежом. То же можно сказать и о бортовых операторах Сергее Макарове, Сергее Суслове и Марате Хадаеве, а также авиационных техниках Вадиме Жданове и Андрее Машнинове. Леонид Филин участвовал в тушении лесных пожаров с 1996 года, в прошлом году его экипаж ликвидировал их на Байкале. Только в Иркутской области он ликвидировал семь крупных очагов возгораний, тем самым защитив от огня 30 населённых пунктов, в которых проживают 50 тысяч человек. 

Уцелел только хвост

За десять минут самолёт набрал высоту 3 км. В 10:34 flightradar24.com перестал его отслеживать. В тот момент машина, летевшая со скоростью 287 узлов (около 532 км/ч), находилась примерно в 9 км на северо-запад от Баяндая. Выйти на связь с землёй экипаж должен был в половину двенадцатого, однако этого не произошло. Незамедлительно были организованы поиски. Штаб операции был развёрнут в аэропорту Иркутска, его возглавил заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Леонид Беляев, находившийся в области с рабочей поездкой. В район, где, предположительно, мог находиться пропавший «Ильюшин», направили пять самолётов и два вертолёта, выдвинулись группировки Байкальского поисково-спасательного отряда и аварийно-спасательной службы Иркутской области. Из Подмосковья в регион вылетели три борта МСЧ России. Численность группировки спасателей в конечном итоге увеличили до 441 человека (в ликвидации последствий катастрофы участвуют уже 582 человека). Были задействованы 16 воздушных судов и 12 единиц техники на земле. 

В течение светового дня 2 июля авиация обследовала более 2400 квадратных километров территории. Из-за практически нулевой видимости, вызванной сильным туманом и дымом от лесных пожаров, поиски с воздуха не увенчались успехом. Решено было сосредоточиться на наземной стадии операции. Из базового лагеря, расположенного в Качуге, к предполагаемому месту нахождения разбившегося самолёта среди прочих направили три группы спасателей из Государственного центрального аэромобильного отряда «Центроспас» и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Одну из них высадили с вертолёта на гору, две другие пошли пешком. По-прежнему работала авиация, в помощь которой начали использовать беспилотники. В Иркутск, между тем, прибыл министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. 

Разбившийся самолёт около 7 часов 3 июля заметил лётчик-наблюдатель ОГБУ «Иркутскавиалесоохрана» Александр Антипин. К месту катастрофы вышли и спасатели «Центроспаса», работавшие на земле. Машина ударилась о склон сопки в 4 км на восток-юго-восток от населённого пункта Рыбный Уян в Качугском районе, при этом практически полностью разрушившись – уцелел только хвост. Снимки со спутника, которые публикует сайт станции дистанционного зондирования земли EOStation-Иркутск, показывают, что утром 1 июля на близлежащей территории действовали пять лесных пожаров, восточнее бушевали ещё четыре.  

«Слышали хлопок, после чего перестал шуметь двигатель»

При катастрофе, к сожалению, никто не выжил – Сибирский региональный центр МЧС России сообщает о том, что обнаружены тела всех членов экипажа. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) подтверждает, что при крушении самолёта погибли 10 человек. Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко, выступая на заседании рабочей группы правительственной комиссии по организации поисково-спасательных работ и лесопожарной обстановке на территории региона, добавил: на месте происшествия работают начальник ГБУЗ «Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Дмитрий Перфильев и начальник отдела судебно-медицинской экспертизы учреждения Александр Семёнов. Там же действует группа Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, расследующая уголовное дело по факту катастрофы, которое ранее было возбуждено по признакам преступления по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Накануне были обнаружены речевой и параметрический самописцы разбившегося самолёта. Их передадут в МАК для расшифровки. 

Накануне представитель Межгосударственного авиационного комитета Николай Якименко назвал три возможные версии причины катастрофы, которые специалисты организации рассматривают в качестве основных. «Они связаны с человеческим фактором, работоспособностью техники и влиянием окружающей среды», – цитирует его ТАСС. В пользу последних двух говорят свидетельства местных жителей, которые приводит «Интерфакс» со ссылкой на заместителя главы МЧС России: «Слышали хлопок, после чего перестал шуметь двигатель». Это может говорить о срыве пламени в одном или нескольких моторах – затухании огня в камере сгорания, вызванном попаданием разреженного горячего воздуха с низким содержанием кислорода с продуктами горения лесов. Если хлопки были многочисленными, это свидетельствует о помпаже – таком режиме работы турбореактивного двигателя, при котором нарушается газодинамическая устойчивость, что ведёт к мощной вибрации и резкому падению тяги. Вызвать его, опять же, может низкое давление окружающего воздуха или попадание продуктов горения. Ошибки экипажа в сложных метеоусловиях привели к гибели трёх Ил-76 из 74 потерянных за все годы эксплуатации машин. 

Как бы то ни было, окончательно причины катастрофы установят эксперты Межгосударственного авиационного комитета. Министерство по чрезвычайным ситуациям сообщает о том, что выплатит семьям погибших лётчиков и членов экипажа по 1 миллиону рублей, ещё 1,75 миллиона рублей перечислит группа «СОГАЗ», с которой у Аварийно-спасательной компании МЧС России заключён договор страхования. В Иркутской области 4 июля было объявлено днём траура, приспущены флаги региона и всех его муниципальных образований, учреждениям культуры и телерадиокомпаниям, работающим в регионе, рекомендовано не проводить развлекательные мероприятия и не транслировать развлекательные передачи. Тушение лесных пожаров не прекращается, их количество, как следует из сводок ФБУ «Авиалесоохрана», сократилось с 31 утром 1 июля до 24 утром 4 июля, а общая площадь уменьшилась с 24,36 тысячи гектаров до 19,93 тысячи. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры