Закрытый филиал
На встречу преподавательского коллектива с руководителем ЕАЛИ МГЛУ не пропустили представителей прессы и профсоюзов
- У меня распоряжение директора посторонних не пускать, - строго сказал мужчина и преградил корреспонденту «ВСП» проход в здание бывшего ИГЛУ. Журналистское удостоверение на этот раз ничем не помогло. Впрочем, я оказалась в хорошей компании. Около электронного турникета уже стояла председатель областной организации профсоюзов Валентина Федосеева, которая также безуспешно пыталась пройти на встречу коллектива с и.о. ректора МГЛУ Игорем Манохиным, прибывшим из Москвы всего на один день. Директор филиала Евразийского лингвистического института МГЛУ Татьяна Музычук стояла по другую сторону вахты и спокойно наблюдала за этой картиной, не опускаясь до каких-либо комментариев и никак не реагируя на попытки журналистов получить хотя бы объяснения.
Вскоре выяснилось, что Татьяна Музычук стояла на входе вовсе не для того, чтобы не пускать СМИ. Она ждала ректоров ИГУ и БГУ и старательно делала вид, что вообще не видит никаких журналистов. Её ожидало более важное событие — на 10 часов была назначена встреча Игоря Манохина и ректоров иркутских вузов с преподавателями неаккредитованных направлений. Администрацией бывшего ИГЛУ было заявлено, что на встрече будут решаться вопросы о трудоустройстве преподавателей, попадающих под сокращение.
Председатель областной организации профсоюзов Валентина Федосеева тоже безуспешно пыталась попасть на эту встречу, кстати — по просьбе преподавательского коллектива.
— Коллеги мне рассказали по телефону, что коллектив только что выразил просьбу об участии председателя организации профсоюзов в этой встрече, — говорит Валентина Федосеева. — Чтобы обозначить своё настойчивое желание, преподаватели даже встали с мест. Однако просьба была отвергнута. Меня не пустили на собрание, мотивировав это тем, что «присутствие председателя областной организации профсоюзов не конструктивно, профсоюзы рабочие места не принесут. Пройти на мероприятие могут лично приглашённые ректором люди».
Валентина Федосеева отметила, что, по её информации, на собрании решался вопрос о переводе преподавателей в другие вузы. Однако вопросы расторжения и заключения трудового договора, а также перевод работников из числа профессорско-преподавательского состава на другое место работы имеет свои особенности. В частности, заключение трудового договора возможно только на конкурсной основе, а перевод к иному работодателю без проведения конкурсного отбора недопустим. Принимающий вуз в любом случае должен объявить вакантные места и объявить открытый конкурсный отбор.
— Если даже преподаватели пройдут процедуру конкурсного отбора, возникнет вопрос по срокам действия договора, — говорит Валентина Федосеева. — В этом случае возможно заключение бессрочного трудового договора либо срочного на срок до 5 лет. Но, может быть, это будет договор и на год, и на полгода. В любом случае требовалось бы уточнить, как будет проходить сама процедура перевода, чтобы учесть разные нюансы.
Есть и ещё одна тонкость. Сейчас под удар ставится категория преподавателей, у которых трудовые договоры действуют до 30 июня. Согласно приказу министра образования РФ, за два месяца до окончания учебного года руководство образовательного учреждения должно обнародовать список работников, у которых срок действия договоров истекает в этом учебном году, и объявить новый конкурс. В противном случае должна начаться процедура сокращения. Но пока никаких действий не предпринимается.
Вопрос трудоустройства предстоит решить по 60 преподавателям неаккредитованных направлений. В это число следует добавить несколько десятков преподавателей, у которых срок договоров истекает в июне.
Стоит отметить, что, не пустив на встречу представителя профсоюзов, дирекция ЕАЛИ МГЛУ допустила грубое нарушение законодательства.
— Я являюсь председателем областной организации профсоюзов и главным трудовым инспектором, — говорит Валентина Федосеева. — Как уполномоченное лицо, я имею право беспрепятственно, в любое время и без какого-либо предварительного оповещения посещать образовательные организации, в которых работают члены профсоюза. В ЕАЛИ МГЛУ 100 сотрудников, или 49% преподавательского коллектива, являются членами профсоюза,
Кроме вопросов трудоустройства перед преподавателями стоят и другие проблемы. Например, заведующие кафедр недавно получили дисциплинарное взыскание за несоответствие учебных программ филиала требованиям ФГОС. Именно это несоответствие якобы и стало причиной лишения аккредитации филиала по 13 направлениям подготовки специалистов. Однако сотрудники ЕАЛИ до сих пор не имели возможности ознакомиться с заключением аккредитационной экспертизы.
Но не это главное. Главное, что за содержание основных образовательных программ отвечает головной вуз. Все программы, по которым работал Иркутский филиал, были признаны соответствующими требованиям ФГОС учёным советом головного вуза. Кстати, то историческое заседание вёл проректор по учебной работе Игорь Манохин.
— Руководство университета имело возможность дать оценку программам, заявленным от Иркутского филиала, выявить несоответствие и либо предложить исправить программы, либо вообще их не утвердить, — говорит Валентина Федосеева. — Возникает ещё один закономерный вопрос: почему администрация вуза не ознакомила коллектив филиала с заключением аккредитационной экспертизы? Второй вопрос, почему головной вуз вовремя не отозвал учебные программы и почему само решение пришлось на конец учебного года? Тем более непонятно, почему административное взыскание получили руководители кафедр МГЛУ. Все эти вопросы мне хотелось бы задать и.о. ректора, но такой возможности я лишена.
Ну и наконец, стоит отметить, что в последнее время информационная политика ЕАЛИ МГЛУ и БГУ отличается экстравагантностью. Время от времени на официальных ресурсах вузов появляются провокационные заявления. Последнее сделал БГУ, обвинив Иркутский государственный университет в недобросовестной конкуренции и попытках завладеть имущественным комплексом ЕАЛИ.
Первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко попросил участников общественной дискуссии о судьбе иркутского филиала МГЛУ не накалять страсти и не превращать дискуссию в информационную войну.
— Правительство Иркутской области идёт по конструктивному пути, — отметил Виктор Игнатенко в комментарии для одного из информационных агентств. — Наша задача – сохранить качественное лингвистическое образование и высокий научный потенциал иркутской лингвистической школы. Именно в этом направлении мы и предпринимаем все усилия. На следующей неделе на уровне заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова будет обсуждаться проблема с иркутским инязом. Думаю, что будут найдены разумные решения.
Виктор Игнатенко прокомментировал также заявление, размещённое на официальном сайте БГУ. «Личные выпады и распространение клеветнических измышлений – это негодные средства ведения дискуссии и определения позиций сторон. Такое впечатление, что это обращение было написано восемьдесят лет назад и вынырнуло из той эпохи, когда поиск и осуждение врагов народа считались чуть ли не доблестью, а доносы писались не только с целью сведения счетов с неугодными, но и с целью приобретения благ».