издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Kids travel по-горняцки

Или Новое поколение в гостях у горняков «Тулунугля»

  • Автор: Алексей СИВЕНЯ

– Это экскаватор? – А как он шагает? – А сколько весит «БелАЗ»? – Сколько энергии потребляет роторный экскаватор? – Какими средствами связи обеспечиваете покрытие площадки? – Как происходит регулировка движения локомотивов по внутренним путям?

На такие «детские и недетские» вопросы отвечали сотрудники филиала «Разрез «Тулунуголь» во время «Малой образовательной экспедиции Тулун – 2016». Мероприятие собрало 60 подростков из разных городов области (Иркутск, Ангарск, Братск и Черемхово), участвующих в программе «Школа нового поколения» (ШНП). Главная цель проекта – комплексное знакомство учащихся с работой угледобывающего предприятия, его производственными подразделениями и инфраструктурой, ранняя профориентация и погружение в тему «Бережливое производство» на примере Мугунского участка «Тулунугля». 

– Преемственность поколений и верность горному делу – это то, что отличает угледобывающую отрасль, и «Востсибуголь» в частности, от многих других сфер деятельности, – говорит Евгений Мастернак, генеральный директор предприятия. – Почему нам интересны такие проекты? Чтобы помочь будущему специалисту найти себя. При выборе профессии подростки часто ориентируются на профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Думаю, не следует ожидать, что по итогам мероприятия каждый ответит себе, кем именно он хочет стать, но положительным результатом будет ориентировка подростка на профессиональное поле, сферу деятельности. 

Встречали экскурсантов учащиеся школы № 25 города Тулуна, которые уже третий год являются участниками программы ШНП. В стенах учебного заведения растят инженеров нового поколения, которые с младших классов начинают изучать робототехнику и программирование, а в средних ­осваивают более сложное направление 3D-моделирования. 

Участники проекта в подробностях увидели процесс добычи уголя

– Мы впервые выступили в качестве не только организаторов сегодняшней программы, но и принимали непосредственное участие в ней, – рассказывает директор школы Лариса Шардакова, – спасибо компании «Востсибуголь» и филиалу «Тулун­уголь» за всестороннюю поддержку. В программе «Школа нового поколения» мы принимаем участие уже третий год, и добились, я считаю, неплохих результатов.

Программа визита была весьма насыщенной. Начали знакомство с посещения промплощадки Мугунского участка «Тулунугля». Все гости были разбиты на три подгруппы, каждая из которых двигалась по собственному маршруту, побывав на основных объектах производства. Специалисты Мугунского участка рассказали визитёрам об этапах добычи угля и работе подразделений и служб, выполняющих одно общее дело.

Диспетчерский пункт и проект диспетчеризации – одни из самых интересных точек в маршруте. Всё здесь напоминает игру-стратегию, только на экране не виртуальное пространство, а горный участок, где в реальном времени видно работу всего технического парка Мугунского участка. На всех экскаваторах, локомотивах, автомобилях «БелАЗ», бульдозерах, буровых станках установлены специальные модули, которые связаны с оперативной диспетчерской через спутниковую систему GPRS и Wi-Fi и позволяют в реальном времени отслеживать обстановку на участке, для чего создана и внедрена специальная компьютерная программа. Под кон­тролем буквально всё – от непосредственных операций, выполняемых в данный момент любой единицей техники, до их перемещения, загрузки и расхода топлива. Точность системы произвела сильное впечатление. Например, ёмкость топливных баков локомотивов порядка полутора тысяч литров. Система реагирует на изменения объёма топлива с точностью до литра, тем самым защищая от несанкционированных сливов. Особый интерес участников экспедиции вызвала предусмотреная возможность кон­троля ситуации на предприятии его руководителем или лицами, имеющими к этому специальный допуск, на расстоянии. Например, даже находясь в командировке в другом городе, даже за рубежом, можно через сеть Интернет узнать состояние дел на горных работах и при необходимости внести коррективы. О таком ещё несколько лет назад приходилось только мечтать.

– Меня удивила работа оперативной диспетчерской, – делится впечатлениями Максим Шишков из школы № 80 города Иркутска. – Вся текущая ситуация на производстве – буквально как на ладони, всё ясно и понятно в любой момент. Думаю, при наличии такой компьютерной системы организовывать и корректировать рабочий процесс намного проще и удобнее.

Побывали участники экспедиции в недавно построенных железнодорожном депо и боксе для ремонта и технического обслуживания больше­грузных автомобилей «БелАЗ», задействованных на вывозке добытого в забоях угля. Оба объекта отлично иллюстрируют как раз то самое бережливое отношение к производству, которому в последние годы уделяется пристальное внимание на всех предприятиях, входящих в ООО «Компания «Востсибуголь». До прошлого года локомотивы для ремонтов приходилось перегонять своим ходом со станции Алгатуй на станцию Угольная (депо имелось только там). Расстояние между станциями около 70 километров. Но главной проблемой было то, что часть пути приходилось преодолевать по линии ВСЖД, что значительно увеличивало сроки перемещения локомотивов и, как следствие, время их ремонта. Сегодня эта проблема решена. Как решена и проблема с техническими осмотрами и необходимыми ремонтами самосвалов «БелАЗ». В современном боксе для ремонта этой техники есть всё необходимое оборудование, специально обучены сотрудники, внедрена и успешно действует производственная система – это с удовольствием отметили гости. Достаточно привести хотя бы один пример, который наглядно показывает изменения к лучшему. Если до пуска ремонтного бокса с колесом «БелАЗа», весящим до полутора тонн, приходилось заниматься в течение чуть ли не суток, то теперь эта процедура сократилась до полутора, максимум двух часов.

Из ремонтного бокса наша группа отправилась непосредственно в забой, где познакомилась с работой вскрышного экскаватора-драглайна ЭШ-40/100 № 1 (единственной машиной такого класса в России), роторного экскаватора ЭР-1250 № 99, занимающегося погрузкой вскрытого угля из пласта прямо в железнодорожные вагоны. Размеры техники произвели огромное впечатление на участников экспедиции. Например, упоминавшийся чуть выше экскаватор ЭШ-40/100 может за один цикл, длящийся несколько минут, переместить около восьмидесяти тонн грунта (40 кубических метром) на расстояние 200 метров. Если бы вскрышные работы велись только с применением автомобильной техники, это намного замедлило и осложнило бы производственный процесс. С такой же большой производительностью могут работать и роторные экскаваторы 

ЭР-1250. Цифра в названии модификации машины говорит о том, что максимальная производительность экскаватора – 1250 тонн погруженного в вагоны угля в час. В каждый вагон грузится 65 тонн. 

– Наша экскурсия на разрез была очень интересной и познавательной, – считают Маша Халина и Настя Речкина, учащиеся гимназии № 8 из города Ангарска. – Приятно удивило то, что система 5S существует не на словах, а действительно внедрена и используется на деле. Удивил высокий уровень компьютеризации предприятия. Поразили размеры и производительность горнодобывающей техники. Мы, конечно, и раньше предполагали, что эта техника совсем не маленьких размеров, но знакомство с этими машинами превзошли все ожидания. Уверены, что мы побывали здесь не зря.

Экскурсия – это лишь один из этапов экспедиции. После возвращения в Тулун участники, разделившись на подгруппы, готовили видеопрезентации – по самым свежим впечатлениям посещения Мугунского участка разреза «Тулунуголь». А в спортивном зале школы учащаяся школы № 1 города Черемхова Анастасия Гончарова провела мастер-класс по пионерингу – сбору условных макетов бурового станка и экскаватора, особое внимание было уделено бережливому и рациональному отношению к организации. На собственном примере участники этой части программы смогли убедиться, что даже в таком нехитром деле, как сборка макетов, необходима смекалка, сноровка и рациональное распределение сил.

По итогам участия в «Малой образовательной экспедиции Тулун – 2016» каждая делегация должна будет подготовить видеофильм на условную тему «Моё открытие Тулуна». Итоги конкурса видеофильмов будут подведены на кинофестивале во время проведения угольной и энергетической смен лагеря «Сердце Байкала» летом нынешнего года. 

– «Школа нового поколения« – это, по сути, своего рода научно-методический центр, созданный в рамках фонда «Вольное дело« Олега Дерипаска, – рассказывает методист этого подразделения фонда Игорь Гребенников. – У нас уже имеется определённый набор методик, технологий и различных программ, которые мы предлагаем сотрудничающим с нами коллективам школ в Российской Феде­-

рации. Малая экспедиция проводится нами уже во второй раз, в прошлом году такая встреча прошла в Черемхове, где участники кроме работы угольного разреза познакомились ещё и с работой Черемховской ТЭЦ, то есть посмотрели всю технологическую цепочку – от добычи угля до его потребления. А в будущем всех нас ждут не менее интересные встречи, программы и конкурсы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры