издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Травиата» в Иркутске: прошлое и настоящее

  • Автор: Иван Колокольников

В конце минувшего года в концертном зале Иркутской областной филармонии шла опера «Травиата» Джузеппе Верди. Хочется подчеркнуть, что речь идёт не о концертном исполнении, а о настоящей постановке, хотя полного сценического оформления и не было. Тем не менее значимость данного события для Иркутска, где до сих пор нет оперного театра, трудно переоценить. В постановке были задействованы вокалисты из Москвы, Башкортостана, Татарстана, Новосибирска и, конечно же, иркутские певцы, а также Губернаторский симфонический оркестр и камерный хор Иркутской филармонии. За дирижёрским пультом находился маэстро Илмар Лапиньш.

Посетители филармонии в оба вечера находились в немалом волнении. Уже хотя бы потому, что выдающееся творение Верди не может не волновать. Хорошо известно, что сюжетной основой данной оперы послужил роман «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, который, в свою очередь, отразил в нём свой роман с парижской куртизанкой Мари Дюплесси. Она была удивительно утончённой женщиной, обладавшей пытливым умом и другими дарованиями. Именно этим можно объяснить живость образа главных героинь произведения Дюма и оперы Верди, которая была написана в 1853 году. Примечательно, что автор романа, лёгшего в основу оперы, познакомившись с ней, сказал: «Через 50 лет никто не вспомнил бы о «Даме с камелиями», но Верди обессмертил её».

Согласно данным исследований музыковеда Ирины Харкеевич, иркутяне впервые услышали оперу «Травиата» в сезоне 1898-1899, когда в городе работала оперная труппа антрепренёра Кравченко. Ставилась опера и впоследствии. Например, в начале 1917 года «Травиата» исполнялась в Иркутске силами труппы Русской оперы, руководимой Фёдоровым и Скляровым. Входила «Травиата» и в репертуар Симфоперы, образованной в Иркутске в 1920 году. Увы, жизнь этого сильного творческого формирования оказалась короткой.

Шла «Травиата» на иркутской сцене и в период Великой Отечественной войны, когда в городе находились в эвакуации оперные театры из Харькова и Киева, работавшие здесь как единый коллектив, именовавшийся в афишах и печати «Киевским театром оперы и балета». Большинство опер, поставленных тогда, уже были знакомы жителям Иркутска. Однако отличительной чертой спектаклей киевского театра было высочайшее качество исполнения. В первую очередь запомнились иркутянам солисты театра. Среди них – певицы Зоя Гайдай и Мария Бем, блиставшие в партии Виолетты. В рецензии на данный спектакль, одним из авторов которой был известнейший иркутский музыковед Владимир Сухиненко, особо выделялась вторая артистка, поскольку колоратуры первого действия исполнялись ею «с завидной точностью и лёгкостью». Недавно ушедшая из жизни Тамара Самуиловна Кузнецова, ветеран Иркутской областной школы искусств, заслуженный работник культуры РФ, в беседе с автором этих строк вспоминала (воспроизвожу по диктофонной записи): «…меня поразил спектакль «Травиата», потому что это было на высоком уровне. И замечательные были певцы. Запомнилась мне Мария Бем, хотя потом я её уже никогда и нигде не слышала. Она была не только певицей замечательной – она была замечательной актрисой. И внешне была очень интересна». Также эффектны были в этой постановке два ярких вокалиста, работавшие в тот период в киевском театре – Константин Лаптев и Андрей Иванов. Первый из них впоследствии стал солистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, как назывался в советское время Мариинский театр. Второй продолжил свою карьеру на сцене Большого театра.

Когда работники украинских театров покидали наш город, киевский режиссёр Владимир Манзий отмечал, что «высококультурный Иркутск  должен иметь оперный театр». К сожалению, несмотря на любовь иркутян к опере, подобного театра нет в нашем городе и сегодня. Поэтому любое исполнение той или иной оперы в столице Приангарья приобретает особую значимость. А попытки осуществления оперных постановок являются грандиозными событиями. Вот почему в начале 1950-х с успехом работал оперный ансамбль Иркутской филармонии, ставивший оперы без хора и оркестра, под аккомпанемент двух роялей. Зато артисты были в гриме, а на сцене присутствовали лёгкие декорации. В числе трёх опер, подготовленных ансамблем за период своего существования, была и «Травиата». Примечательно, что в данном спектакле в роли маркиза Д’Обиньи выступил начинающий вокалист Леонид Харитонов, ныне народный артист России. Впоследствии, уже в 1969 году, попытку постановки данной оперы осуществил и Иркутский театр музыкальной комедии. В роли Виолетты выступала прима театра Валентина Дей-Дей.

Неоднократно «Травиату» привозили в Иркутск во время летних гастролей различные оперные театры. Исполнялась опера и в концертном виде. Особенно свежо в памяти местных меломанов последнее подобное исполнение, осуществлённое два года назад. Тогда требовательная иркутская публика не могла быть удовлетворена услышанным (в особенности неудачным выступлением рижского тенора Евгения Иганса, исполнявшего партию Альфреда). Впрочем, данное исполнение достаточно подробно описано в рецензии Арнольда Берковича.

Сейчас не меркнущая от времени музыка Верди вновь зазвучала в концертном зале Иркутской филармонии. И не просто зазвучала, как два года назад. Во-первых, в нынешнем случае даже строгие знатоки, с которыми автор статьи беседовал по окончании оперы, отмечали в целом высокий уровень исполнения. Во-вторых, иркутянам был приготовлен настоящий сюрприз. Ведь их ожидало не концертное исполнение «Травиаты», а самая настоящая постановка. Не было разве что декораций, заменённых видеоэкраном. Зато костюмы и присутствующий на сцене реквизит впечатлили всех присутствующих. Человек, который не посетил данной постановки, может удивиться, где же был размещён оркестр. Решение было найдено весьма удачное: он разместился прямо в зале вместо нескольких передних рядов.

Все исполнители в кратчайшие сроки провели титаническую работу по подготовке оперы. Руководил же этой работой Эдуард Трескин, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист России. Он проявил незаурядные режиссёрские способности. Кроме того, им была исполнена одна из наиболее ответственных ролей в опере – Трескин сыграл Жоржа Жермона. Этот яркий артист выступил и как автор вступительного слова перед началом оперы.

Роль Виолетты Валери исполнила московская вокалистка лауреат международных конкурсов Екатерина Клементьева. Именно на неё прежде всего было устремлено внимание пришедших. Певица является обладательницей красивого лирического сопрано широкого диапазона. Иркутяне, которым небезразлично музыкальное наследие классиков, уже имели возможность познакомиться с этой одарённой вокалисткой, когда она была гостьей фестиваля «Дыхание Байкала». Теперь можно было оценить её артистические данные. Кстати, певица является правнучкой известнейшего в дореволюционное время оперного певца Льва Клементьева. Вокалистка так же, как и её прадед, высоко проносит знамя служения подлинному искусству. Выступая в «Травиате», Клементьева произвела большое впечатление на слушателей. Кажется, особо обворожительно звучал её голос на пианиссимо, придавая какую-то особую задушевность сложному образу её героини.

Эдуард Трескин в роли Жоржа Жермона

Исполнение роли Альфреда было поручено Ильгаму Валиеву, заслуженному артисту Республики Башкортостан, лауреату Национальной театральной премии «Золотая маска». Он сумел пленить слушателей в первую очередь вдохновенностью своей игры. Как уже было отмечено выше, роль Жоржа Жермона исполнил Эдуард Трескин. Этот опытный артист, обладающий сильным баритоном, запомнился всем присутствующим той убедительностью, с которой он сыграл свою роль. Ещё одним приглашённым вокалистом стал Андрей Исаков из Новосибирского театра оперы и балета, исполнивший небольшую, но весьма заметную роль барона Дюфоля.

Отрадно было видеть и то, как проявили себя местные вокалисты. Это солистка Иркутской филармонии Екатерина Переверзева, исполнившая роль Флоры Бенуа, подруги Виолетты, а также Денис Ветров (виконт Гастон де Леторьер), Артём Дудкевич (маркиз Д’Обиньи), Анастасия Мельникова (Аннина, служанка Виолетты) и Илья Поляков (доктор Гренвиль).

В очередной раз все присутствующие смогли оценить растущее мастерство камерного хора при Губернаторском симфоническом оркестре Иркутской филармонии. Это плоды большой работы руководителя хора Елены Бояркиной, а также работающих с коллективом хормейстеров Натальи и Владимира Овчинниковых. Однако в данном случае хористы показали не только своё вокальное мастерство. Особый эффект произвело выступление хористов Олэны Непомящей и Алексея Морозова, показавших свои незаурядные танцевальные возможности, что в условиях отсутствия балета очень украсило действие.

Безусловно, филармония провела огромную работу по подготовке оперы. Вот что рассказывает главный дирижёр и художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш: «Главное, что нынешний спектакль удался. В первую очередь благодаря исполнителям главных ролей. Это певцы такого уровня, что могут украсить любую сцену. В будущем мы планируем постановку оперы «Кармен» Бизе и хотим вновь пригласить этих певцов. Очень радостно и то, что наш хор в высшей степени индивидуален, хористы находятся в творческих исканиях. Интенсивно работал оркестр, хотя зарплаты его участников, увы, пока весьма скромные. Наконец, хочется поблагодарить драматический театр, ТЮЗ и музыкальный театр за реквизит и костюмы».

А вот что рассказывает художественный руководитель Иркутской филармонии, музыковед Марина Токарская: «Опера требует большой подготовки, материальной базы. Вот почему следует отметить старания руководства филармонии по подготовке всего необходимого. Увы, у нас нет цеха работы над декорациями. Но в будущем работа над оформлением подобных постановок будет усилена. Однако уже сейчас сделано очень многое. Хочется отметить дирижёрское мастерство Илмара Лапиньша, ведь в опере много различных оттенков, которые оркестр сумел передать. Надо вспомнить и большую работу хора, который в данной опере очень важен, поскольку является выразителем общественного мнения. Наконец, чудесные голоса солистов. Отрадно, что нашли такую исполнительницу главной роли. Клементьева очень музыкальна. Кстати, не только её прадед известен в музыкальном мире. Отец певицы – дирижёр Георгий Клементьев. Он, кстати, приехал в Иркутск, сидел в зале и сопереживал дочери».

Совершенно ясно, что нынешняя работа филармонии над «Травиатой» была поистине неординарным явлением. Конечно же, музыканты-профессионалы и ценители оперного искусства могли отметить отдельные погрешности исполнения, но общее впечатление у всех присутствующих было очень светлым. В будущем филармония планирует продолжить практику осуществления подобных постановок. Наполненность зала и бурные овации посетителей при обоих показах «Травиаты» убеждали, что в Иркутске немало людей, которые ценят оперное искусство. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры