издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Виват, королева чардаша!»

К 100-летию первой постановки «Сильвы»

  • Автор: Юрий МАЙОРНИКОВ, член Союза журналистов России, член Союза театральных деятелей РФ

Мировая сокровищница шедевров короля венской оперетты Имре Кальмана хранит около двух десятков великолепных образцов жанра. Настоящим коллекционным алмазом в этой золотой короне сверкает знаменитая «Сильва». Известность главной героини оперетты Кальмана не знает границ ни временных, ни географических. Сегодня, как и много лет тому назад, в Иркутском музыкальном театре имени Загурского нас встречает лучезарная певица варьете, неподражаемая королева чардаша, звезда сцены – Сильва Вареску.

История восхождения на мировой сценический Олимп этой прекрасной особы началась в конце 1915 года, когда на сцене венского «Иоганн Штраус – театра» состоялся первый показ «Королевы чардаша». Совсем скоро начала она своё триумфальное шествие по миру. Российская сцена смогла познакомиться с «Сильвой» чуть позднее западной: премьера прошла в июне 1917 года в петербургском театре «Летний буфф». Первыми исполнительницами партии Сильвы были полька Казимира Невяровская и известная шведская актриса Эльна Гистэдт.

Один из старейших театров музыкальной комедии в СССР – Дальневосточный пролетарский трудовой коллектив артистов комической оперы, организованный в Хабаровске, распахнул свои двери в октябре 1926 года, представив на суд первых зрителей «Сильву». К сожалению, до наших дней дошла только фамилия исполнительницы этой партии – Христофорова. За свою богатую, почти 90-летнюю, историю Хабаровский краевой музыкальный театр обращался к оперетте Кальмана более 10 раз. Город на Ангаре уступает Хабаровску и по дате рождения театра, и по количеству постановок «Сильвы». 

Иркутяне познакомились с одним из лучших образцов классической венской оперетты в сезоне 1928-1929 годов. В то время на знаменитой ныне сцене охлопковского театра работала драматическая труппа под руководством известного театрального директора Морица Шлуглейта, в которой наряду с классической драматургией было поставлено несколько музыкальных спектаклей. Первым удачным опытом стала оперетта Оффенбаха «Перикола», потом были «Баядера», «Подвязка Борджиа», «Жрица огня», «Свадьба Марион» и, наконец, «Сильва». История сохранила имена постановщиков этого спектакля: Константин Тимофеевич Бережной, известный провинциальный режиссёр, работавший в театрах Петербурга, Таганрога, Днепропетров­ска, Тамбова, Архангельска, Казани, Тулы, окончивший свой путь секретарём правления Большого драматического театра; дирижёр Иосиф Иванович Гладунюк, много лет служивший главным дирижёром Ивановского театра музкомедии; балетмейстер Мария Ивановна Баскакова, трудившаяся в театрах музкомедии Волгограда и Омска. В заглавной партии блистала юная Маруся Викс, как её тогда называли. 18-летняя сибирячка, родившаяся в месте ссылки отца, на Ленских приисках, по приглашению Морица Шлуглейта вступила в труппу Иркутского театра, пройдя отличную школу сестёр Балабиных, одна из которых, Ольга Николаевна, в прошлом была певицей, другая, Елена Николаевна, – пианисткой. Их имена известны далеко за пределами Иркутска, а гео­графия деятельности воспитанных ими великолепных вокалистов чрезвычайно широка. Но вернёмся к творческой биографии Марии Густавовны Викс. В дальнейшем, после Иркутска, она была связана с передвижными музыкальными коллективами, работавшими в Омске, Ижевске, Хабаровске и Ленинграде. С 1933 года жизнь актрисы неотделима от истории открывшегося Свердловского театра музыкальной комедии, первого театра этого жанра в СССР, носящего звание академического. В нём Мария Викс служила без малого 50 лет, став лауреатом Государственной премии СССР, народной артисткой РСФСР.

Клавдия Новикова. Фото из книги О.П. Грековой-Дашковской «Старые мастера оперетты»

Осенью 1940 года в Иркутск на гастроли приехал Горьковский театр музыкальной комедии. Коллектив покорил публику областного центра яркими постановками «Свадьбы в Малиновке», «Сорочинской ярмарки», «Коломбины», «Роз-Мари», «Принцессы цирка», «Жрицы огня» и, конечно, «Сильвы». Солистка Московской оперетты Клавдия Новикова, тоже оказавшаяся в Иркутске в то время, не только сыграла главную роль в «Сильве», но и была одним из постановщиков спектакля. Масштаб дарования актрисы определялся как уникальными вокальными данными – редчайший в оперетте голосовой диапазон Новиковой включал три октавы, – так и подлинным драматическим талантом. Огромное признание публики заслуженная артистка РСФСР Клавдия Михайловна Новикова получила благодаря выступлениям на эстраде.

Неизменным зрительским успехом на протяжении нескольких лет пользовалась постановка «Сильвы» Григорием Гроссом. Этот замечательный актёр и режиссёр приехал в Иркутск в составе Горьковского театра музкомедии со своей женой Августой Воробьёвой. За девять лет работы в театре Григорий Семёнович поставил немало прекрасных спектаклей, среди которых «Коломбина», «Цыганская любовь», «Голубая мазурка», «Весёлая вдова». Августа Воробьёва блистала на сцене музкомедии в образе Сильвы. После Иркутска Григорий Гросс и Августа Воробьёва несколько сезонов прослужили в Московском театре оперетты, а в 1953 году переехали в Сталинград, где проработали до конца жизни. Народного артиста РСФСР Григория Семёновича Гросса не стало в 1959 году, заслуженная артистка РСФСР Августа Андреевна Воробьёва пережила своего мужа на 29 лет. Одна из дочерей, Татьяна, продолжила театральную династию, став заслуженной артисткой Азербайджана, актрисой Русского театра имени Самеда Вургуна в Баку.

Одной из первых ролей на иркутской сцене заслуженной артистки Коми АССР Веры Пясковской, при­ехавшей из Воркутинского музыкально-драматического театра в ноябре 1949 года, стала Сильва. Постановку спектакля осуществили главный режиссёр театра Александр Николаевич Орлов и художник Геннадий Васильевич Будрин. Без малого три десятилетия отдала Вера Макаровна Иркутскому театру музкомедии, став одной из его ярких легенд. Зрители помнят её Марицу, Тоню Чумакову, Роз-Мари,  Шуру Азарову… Уйдя на пенсию, Вера Пясковская вместе с мужем народным артистом РСФСР Николаем Загурским, актёром и директором, имя которого носит сегодня Иркутский музыкальный театр, уехала в Кисловодск, где окончила свой жизненный путь.

Партнёрами Клавдии Новиковой, Августы Воробьёвой и Веры Пясковской в «Сильве» были Михаил Снегов (Эдвин), Дмитрий Квитко (Эдвин), Павел Литхен (Эдвин, позднее исполнял роль Ферри), Макс Шнейдерман (Бони), Григорий Муринский (Бони), Мария Морозова (Стаси). Судьба Михаила Снегова была тесно связана с Иркутском. Красивый баритон и яркая внешность молодого героя сразу сделали актёра любимцем публики. Роли Баринкая, Раджами, Эдвина стали лучшими работами Михаила Снегова в Иркутске. Запомнились зрителям яркие образы, созданные другим артистом-героем 1940-х годов – Дмитрием Квитко: граф Данило в «Весёлой вдове», Никита Батурин в «Холопке», Пикильо в «Периколе». В разные годы Михаил Снегов и Дмитрий Квитко покинули Иркутск, работали во многих театрах музыкальной комедии страны. Имена заслуженных артистов РСФСР Григория Муринского и Макса Шнейдермана, артистов Павла Литхена, Марии Морозовой навсегда вписаны в историю театрального Иркутска. До конца своих дней верой и правдой служили они родному зрителю и сцене.

Поистине легендарным стал спектакль, поставленный заслуженным артистом РСФСР, режиссёром Александром Николаевичем Орловым в самом начале 1950-х: он продержался в репертуаре Иркутской музкомедии очень длительное время, пройдя рекордное количество раз. В образе Сильвы в разные годы на сцену выходили яркие представительницы труппы, известные и любимые солистки театра, среди них заслуженные артистки РСФСР Ирина Рогозинская, Алла Зибольд, Людмила Любименко, Наталия Данилина, Нина Горбунова, актрисы Тамара Лагунова, Нина Рощина. И каждая из исполнительниц внесла в замечательный образ свои неповторимые краски, наделив свою Сильву обаянием, изяществом и грацией. А какими незабываемыми партнёрами были Владимир Пасиков, Николай Бочкун и Владимир Пономарёв – блестящие исполнители партии Эдвина. Благодарная зрительская память сохранила искромётный образ Бони, созданный в разные годы народными артистами РСФСР Виктором Жибиновым, Николаем Хохолковым и артистом Геннадием Данилиным. Как обворожительна была Стаси у Светланы Анкудиновой, Нины Унд (ныне народной артистки России), Валентины Ермошкиной. Неподражаемы были Ферри в исполнении Константина Аркадьева, Бориса Пенькова и Юрия Кашина, Юлиана  Антонины Комаровой и Веры Пясковской, князь Леопольд Николая Загурского и Макса Шнейдермана.

Новая постановка «Сильвы» увидела свет рампы в 1987 году. Спектакль Натальи Печерской стал тогда новогодним подарком иркутскому зрителю. Он был тепло принят публикой, большой успех имели исполнители партии Сильвы – заслуженная артистка РСФСР Софья Якубова и актрисы Е. Жукова, Н. Седова, Эдвина – Вячеслав Варлашов, Юрий Знаменский, Ерофей Васильев, Николай Прошин. По-настоящему украсили спектакль талантливые артисты Виктор Лесовой, Николай Мальцев, Владимир Попов, исполнявшие роль Бони, народный артист РСФСР Николай Хохолков – Ферри, народная артистка РСФСР Елена Волошина и заслуженная артистка РСФСР Людмила Любименко – Цецилии, артист Виктор Брагин – князя Леопольда.

XXI век подарил новую встречу с нестареющими персонажами произведения Кальмана. Постановщик спектакля 2001 года известный режиссёр, художественный руководитель Красноярского музыкального театра Вячеслав Цюпа пригласил на главную роль Елену Бондаренко, Любовь Полякову (ныне заслуженных артисток России) и дебютантку иркутской сцены молодую героиню Беляеву. В партии Эдвина выступили заслуженные артисты России Вячеслав Варлашов, Николай Нестеров и молодой солист театра Александр Айдаров. Совсем недавно, в ноябре 2015 года, состоялась премьера «Сильвы» в постановке нового главного режиссёра Иркутского музыкального театра имени Загурского Анны Фекета…

Августа Воробьёва. Фото из архива Н.Д. Флоровой. Публикуется впервые

Что ж, следует надеяться, что любовь Сильвы, покорившая век ХХ, проверенная временем  и жизненной мудростью, предстанет и в новом веке, в очередной раз удивив своих поклонников красотой и лёгкостью. И актёры, выходя на поклон к восторженной публике, вновь и вновь заполняющей до отказа театральный зал, как и сто лет назад, сквозь гром аплодисментов услышат: «Виват, королева чардаша! Сильва, брависсимо!»

При подготовке материала использованы книги: «Музыкальная культура Иркутска» И. Харкеевича, «Спасибо, память. Театральные мемуары» М. Викс, «Старые мастера оперетты» О. Грековой-Дашковской, «Иркутский музыкальный театр. Очерки по истории театра 1940–2000» Д. Скоробегова, буклет «Kalman-Gala. К 130-летию со дня рождения Имре Кальмана», буклеты Иркутского театра музыкальной комедии разных лет (с 1958 по 1988 год). 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры