издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наследие святителя Иннокентия

Межрегиональная научно-практическая конференция «Наследие святителя Иннокентия Вениаминова и православной миссионерской деятельности в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях» в рамках празднования 220-летия со дня рождения и 40-летия со дня канонизации святителя Иннокентия Вениаминова состоялась в Иркутске, в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Доктор философии Оксфордского университета Сотери Андреас Мусалимас, также побывавший в Иркутске в эти дни, прочитал лекцию о святителе для студентов теологического отделения ИГУ.

Православный американец греческого происхождения, доктор философии Оксфордского университета, ныне профессор института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета в Якутске Сотери Андреас Мусалимас активно участвует в подготовке празднования дней святителя Иннокентия Вениаминова, апостола Аляски. Профессор занимается исследованием жизни святителя Иннокентия уже много лет. 

Аляска в сердце

После окончания магистратуры греческой богословской школы Святого Креста в США Сотери Мусалимас отправился на Аляску. Попав в среду православных тлинкитов, которые являются одной из коренных народностей Аляски, молодой богослов был совершенно очарован. Жизнь на Аляске настолько поразила и увлекла Мусалимаса, что он отложил на год поступление в Оксфорд, хотя имел положительный ответ о зачислении. Более того, он сумел сменить тему заявленной докторской диссертации, что для Оксфорда является событием из ряда вон выходящим. Новая тема «Переход из шаманизма в Русскую православную церковь на Аляске» оказалась более созвучной его внутреннему состоянию. Так Аляска и святые, связанные с ней, вошли в жизнь и в сердце богослова. 

В самый разгар перестройки профессор Мусалимас читал доклад по исследованию жизненного уклада коренных народов в университете Аляски. На конференции присутствовала делегация из Якутии во главе с президентом республики. В составе делегации находился директор государственного музея Якутии Егор Шишигин. «Нас представили друг другу, мы обменялись визитками, а в январе я получил письмо из Якутска, от Егора Спиридоновича, – говорит профессор. – В нём содержалось приглашение принять участие в мероприятиях по случаю 100-летия Якутского государственного музея. А ещё там содержалась просьба рассказать немного о святителе Иннокентии». 

Это был неожиданный шаг, поскольку в Якутске в ту пору не было епархии, она была закрыта ещё в советское время. На всю огромную Якутию действовал один небольшой деревянный храм, и тот находился на окраине Якутска. Но уже в 1997 году в Якутии на республиканском уровне прошли мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия. В то же время состоялись международные конференции в Оксфордском университете, университете Эдинбурга, заинтересованность проявила греческая церковь и церковь Франции. Лекции прошли в университете Бостона в США, университете Калифорнии. В штате Аляска 1997 год и вовсе на государственном уровне был объявлен годом святителя, которого там называют Иннокентием Аляскинским. 

В 2000 году были организованы мероприятия в Южной Корее, поскольку святитель Иннокентий считается одним из покровителей православной церкви в Корее. В 2007 году большая научно-практическая конференция, посвящённая его памяти, прошла в Москве в рамках дней Якутии в Москве. Тогда патриарх Алексий отслужил литургию, на которой был использован якутский и церковнославянский язык. «Потом был банкет, на котором подавали якутские национальные блюда, и это было очень необычно и интересно, – говорит профессор Мусалимас. – В тот день я увидел, что патриарх Алексий для своего народа действительно как отец родной. Это было очень трогательно». Именно Якутия в то время спонсировала издание полного собрания трудов святителя Иннокентия, которое составило семь томов. 

– Только в 2014 году мы увидели, что из Иркутской области, региона, в котором святитель Иннокентий родился и вырос, наконец появилась инициатива, – говорит Сотери Мусалимас. – Мы очень рады, что ваш регион тоже захотел принять участие в торжествах по случаю 220-летия со дня его рождения. В этом отношении я должен вас всех поздравить, подготовка мероприятий проходит замечательно. Региону даже удалось придать этим мероприятиям федеральный статус. 

В рамках празднования уже запланирован целый ряд международных мероприятий. Небольшая конференция пройдёт в Оксфорде, она будет посвящена миссионерской работе православной церкви в разных странах мира. Труды святителя Иннокентия будут позиционироваться как образец миссионерской работы. На конференции соберутся представители Московского патриархата, Антиохийской и Александрийской православных церквей. Лекции, конференции и прочие мероприятия пройдут в Лондоне, Бостоне, Сан-Франциско, в городах Кореи и на острове Корфу в Греции. 

– В принципе, можно было сделать ещё много всего, – говорит профессор. – Почему? Потому что не только в России, но и за рубежом велик интерес к жизни и трудам святителя. Люди видят в нём истинного святого, они готовы следовать его примеру, они хотят подражать ему. Даже та небольшая часть работы, которую мы в состоянии сделать, будет способствовать распространению его славы. 

Три тезиса Сотери Мусалимаса

– Я вам хочу предложить три тезиса для размышления, для изучения жизни святителя, – говорит профессор Мусалимас. – Я хотел бы поставить эти вопросы. А ответы можете найти вы, поскольку вам удобнее, чем мне, работать с архив­ными российскими документами.

Святитель Иннокентий, конечно, сын своего отечества и своей малой родины. Здесь он родился, вырос и сформировался как личность. Всю свою жизнь он провёл в Восточной части России. Лишь однажды он побывал в центральной части страны, прежде чем в 1867 был призван в Москву, чтобы стать митрополитом Московским. Это был самый высокий сан в Русской Православной церкви и одна из самых высоких должностей во всей Европе. 

Не какой-то родовитый дворянин, а человек из маленькой сибирской деревни Анга занял этот пост. Как такое вообще возможно, спросите вы? С одной стороны, это был человек невероятно талантливый. Но с другой, этот феномен неразрывно связан с той социальной и религиозной матрицей, в которой он развивался. 

– Ещё один тезис, который я вам предлагаю рассмотреть, заключается в том, что святитель Иннокентий поехал на Алеутские острова не в качестве миссионера, – говорит профессор Мусалимас. – Понятно, что каждый священник так или иначе, миссионер. И всё-таки он по­ехал простым приходским священником. 

Сотери Мусалимас занимается исследованием жизни святителя Иннокентия уже много лет

Если прочесть дневники святителя за те годы, можно увидеть, что он редко кого крестил в первые годы своего служения на Аляске. Народ на Алеутских островах частично уже был крещён. Священник по имени Макарий около года пробыл в тех местах до святителя Иннокентия. Потом детей крестили сами миряне, что допускается при отсутствии священника. Когда святитель приехал на место своего служения, он встретил там сообщество людей, которые уже были крещены и практиковали православную веру. Его принял тайон Иван Пеньков – глава поселения Уналашка, который стал во всём покровительствовать и помогать молодому пастырю. 

– Когда я начинаю объяснять людям, куда приехал и в каком контексте работал святитель Иннокентий, им бывает трудно это принять, – отмечает Сотери Мусалимас. – Люди хотят видеть миссионера, который привёз веру и насадил её среди людей. Но это ещё один аспект, в котором святитель ломает стереотипы. 

Нужно учитывать также, в каком политическом контексте приходилось проповедовать святителю Иннокентию. В истории Русской Америки были разные этапы, не все из них были лёгкими. Святитель Иннокентий приехал на Аляску в 1824 году. Это время принято считать  более гуманным, чем предыдущие годы. 

– Эпоха, которая ему предшествовала, это даже не управление территорией Российско-Американской компанией, а скорее семейное управление Григория Шелехова и его команды, – говорит профессор Мусалимас. – Этот период сохранился в памяти коренных народов как достаточно брутальный. В первый этап доминировала личность Григория Шелехова. Он умер достаточно рано, дела приняла его жена. Она была женщиной достаточно суровой. Именно она поставила памятник своему мужу около Знаменского монастыря. На памятнике написано много замечательных слов. Но это была самопропаганда, не более того. 

Святитель Иннокентий приехал на Аляску позже, он не застал этот жёсткий период в истории края.

– Мне кажется, условность этапов в истории Русской Америки носит скорее политический характер, – взял слово настоятель Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев. – Есть такое мнение, что святитель Иннокентий не крестил людей первое время оттого, что желал добиться качественного обращения и более евангельского восприятия жизни своей паствой. 

Из переписки святителя с обер­прокурором или митрополитом можно судить о том, что он как раз сдерживал желающих принять крещение. Ему не нужны были количественные показатели, ему нужна была нравственная жизнь паствы. Поэтому, если могла состояться перемена в отношениях между персо-налом Русско-Американской компании и местным населением, то она состоялась в том числе благодаря святителю. 

– Поэтому при исследовании его жизни, нужно больше внимания обращать не на количественные показатели, а на качественные, – говорит Евгений Старцев. – Благодаря человеколюбивому отношению ему удалось изменить в корне ситуацию в Русской Америке. Это отношение повлияло не только на местное население, но даже на экспедиционный корпус.

Если мы обратим внимание на качество его работы, тогда и увидим его особую роль в создании русской миссионерской школы. Не случайно русская миссия оказалась успешной. У святителя Иннокентия был замечательный ученик и последователь Николай Японский. Он воспользовался его наставлениями и принципами миссионерской работы и смог добиться очень больших результатов миссии в Японии. 

Сегодня алеуты и колоши помнят святителя больше, чем других миссионеров. Благодаря своему человеколюбивому отношению он смог перевернуть отношение к русским в целом. При этом большинство исследователей рассматривают его работу с исторической точки зрения и гораздо меньше – с духовной. Настало время изменить эту ситуацию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры