издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семейный подряд на убийства

В областном суде начался процесс по громкому делу о нападениях на пенсионеров

На скамье подсудимых Иркутского областного суда семейка, совершившая, по версии следствия, убийства пяти пенсионеров с целью их ограбления, представлена практически в полном составе. Рядом с главными действующими лицами этой кроваво-кошмарной драмы 26-летней Еленой Лузиной и её сожителем 29-летним Сергеем Высоцких оказались подручные семейной пары – Ольга Лузина и Евдокия Горячкина, мама и бабушка Елены. В зале судебных заседаний отсутствовали лишь самые юные представители этого семейства – трое малышей, оставшиеся разом без матери, бабушки и прабабушки, а двое – и без отца. Подсудимые с марта, после задержания полицией по подозрению в разбойных нападениях и убийствах престарелых людей, находились под стражей в Иркутском следственном изоляторе. Первый ряд зала судебных заседаний заняли потерпевшие. Ими признаны сестра и взрослые дети убитых пенсионеров.

Процесс по громкому делу начался с выступления государственного обвинителя Татьяны Желбановой, прокурора отдела гособвинителей прокуратуры области. Советник юстиции ознакомила присутствующих в зале заседаний с основными позициями обвинительного заключения, подготовленного региональным управлением Следственного комитета России. 

Цель оправдывает средства

По мнению стороны обвинения, в январе нынешнего года Елена Лузина и Сергей Высоцких создали устойчивую организованную группу для совершения особо тяжких преступлений на территории города Иркутска. Идея нападать на пенсионеров, которые в силу возраста и здоровья не смогут оказать сопротивления, принадлежала Елене Лузиной. Ранее неоднократно судимая за кражи молодая женщина уверяла сожителя, что найти подходящие объекты для наживы будет несложно: престарелые люди имеют привычку откладывать деньги на чёрный день и хранить накопления дома. Супруги сразу договорились, что жертв нападения будут убивать, чтобы легче было скрыть следы преступления. Глава семейства, имеющий криминальный опыт и судимости за насильственные преступления, руководство кровавым бизнесом взял на себя. Разработанный парочкой типовой план совершения преступлений был прост: жена подбирает подходящую жертву – муж её убивает, между двумя этими действиями супруги под надуманным предлогом проникают в нужную квартиру. Чтобы облегчить эту задачу, Елена подбирала кандидатов в мертвецы из числа своих знакомых и даже родственников. Решили, что брать после убийства будут только деньги, чтобы не создавать лишние хлопоты сбытом краденых вещей и не попасть из-за этого в поле зрения полиции. Перед преступлением типовой план должен был корректироваться в зависимости от обстоятельств. Супруги планировали по мере необходимости привлекать помощников, но только из самых надёжных людей – близких родственников. Такова версия следствия о создании семейного предприятия, поставившего убийства с целью наживы на поток. 

Убойный бизнес просуществовал недолго, но его организаторы проявили большую активность: всего за месяц – с 3 февраля по 5 марта нынешнего года – муж с женой, по мнению стороны обвинения, совершили четыре разбойных нападения, отправив на тот свет пятерых стариков и старушек в возрасте от 76 до 88 лет. В двух эпизодах проникнуть в квартиру убийцам помогала 45-летняя Ольга Лузина, ещё в одном, завершившемся трупами дальних родственников, пособницей стала 66-летняя Евдокия Горячкина. Мать и бабушка идейной вдохновительницы кровавого бизнеса никогда раньше не преступали закон, тем более уголовный. Но предложение внести посильную лепту в хищение денег у своих давнишних приятельниц и родичей, которых предполагалось предварительно убить, женщин, кажется, не смутило. Видимо, старшие представительницы семейства не сомневались: цель – материальное благополучие семьи – вполне оправдывала такие убойные средства. Заработок на крови, кстати сказать, больших прибылей не приносил: у одной задушенной старушки в доме отыскалась заначка в 13 тысяч рублей, у зарезанного деда на чёрный день было отложено и того меньше – десять тысяч, в квартире ещё одной убитой бабули преступники нашли лишь одну купюру достоинством в тысячу рублей. Только у ветерана Великой Отечественной войны и его супруги-инвалида оказались приличные сбережения – 307 тысяч рублей. Но эти деньги преступники потратить не успели – через три дня их задержали. 

Как заявила Татьяна Желбанова, органы предварительного расследования предъявили Сергею Высоцких и Елене Лузиной обвинение в преступлении по п.п. «а», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц, совершённое организованное группой, сопряжённое с разбоем) и четырёх эпизодах по п.п. «а», «в» ч. 4 ст. 162 (разбойные нападения с применением насилия, опасного для жизни, и предметов, используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, в крупном размере, организованной группой, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших). Сергею Высоцкому вменяется также ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества путём поджога со значительным ущербом). Ольге Лузиной инкриминируют разбойное нападение и убийство, а также пособничество в разбое и умышленном причинении смерти путём предоставления информации. По последнему эпизоду в пособничестве обвиняется также старшая по возрасту представительница этого семейства.  

Дворник дядя Гена

Первой жертвой супругов-разбойников стал, по версии стороны обвинения, 76-летний дворник из дома № 38 по улице 5-й Армии. Елена Лузина с детства знала этого дедушку. Дядя Гена проживал один, убирал участок возле своего дома, в подвале которого хранил нехитрый инвентарь. Напасть на старика супруги решили в подвале с мётлами и лопатами, рассудив, что так легче будет избежать случайных свидетелей. 2 февраля Высоцких днём зашёл в нужный подъезд, отжал дверь в подвал подвернувшейся под руки железякой и позвонил своей боевой подруге, чтобы приезжала. Они вместе осмотрели место готовящегося преступления, подобрали орудия убийства – колющий предмет типа шила и обрезок металлической трубы. Чтобы заманить дворника в подвал, унесли туда его метлу – она лежала у порога. И ушли по своим делам.

К утру вернулись, надели перчатки, стали ждать. Дворник появился в дверях около восьми часов. Высоцких схватил старика и стал затаскивать его поглубже в подвал. Но тот неожиданно вырвался и начал кричать. Помогла верная соратница – пустила в ход трубу. Этим металлическим обрезком они били деда по голове, пока он не вырубился. Потом вынули из его кармана ключи от квартиры, и Лузина отправилась туда искать деньги. Пока жена выполняла порученное ей задание, муж добивал старика. Как показала судмедэкспертиза, пожилой человек, в квартире которого преступники отыскали всего 10 тысяч рублей, скончался от открытой черепно-мозговой травмы, множественных оскольчатых переломов черепа, кровоизлияний в мозг, проникающих колотых ранений в лёгкие и сердце.

Любимая подружка мамы

Как следует из обвинительного заключения, через несколько дней Елена Лузина уже обсуждала с мужем план очередного нападения. Свой выбор она остановила на старушке, которую знала всю свою жизнь: тётя Нэлла была близкой маминой подружкой, они дружили ещё в детстве. 80-летняя бабушка жила одна, убивать её решили в ночное время, чтобы не привлечь внимания соседей. Вот тут и понадобилась Елене помощь матери: тётя Нэлла в ночное время могла открыть дверь только близкой подруге. Мама не заставила себя долго уговаривать. 

В микрорайон Радужный, где проживала старушка, семейка добралась пешком к двум часам ночи. Нэлла без колебаний открыла дверь подруге, её дочке и зятю. Те объяснили, что не могут уехать домой, долго ждали транспорта, замёрзли, устали. Доверчивая хозяйка начала суетиться, поставила чайник, чтобы нежданные гости смогли отогреться. Высоцких подошёл к ней сзади, прижал к себе голову и руками перекрыл доступ кислорода. Женщины помогли ему убить бабушку аккуратно, без крови: Ольга удерживала любимую подружку за руки, её дочка обхватила ноги жертвы. Когда гости убедились в смерти хозяйки от асфиксии, они принялись рыться в доме, искать деньги. Нэлла их сильно разочаровала: все её сбережения составили 13 тысяч рублей. Сунув их в карман, осторожный Высоцких уничтожил улики, которые могли остаться на месте преступления. Для надёжности он облил вещи какой-то легковос­пламеняющейся жидкостью, которую нашёл в комнате, и поджёг квартиру. Ущерб от поджога, причинённый наследнику, сыну убитой старушки, потянул почти на 64 тысячи рублей.

Тело бабушки нашли в ту же ночь. Соседи по подъезду проснулись от дыма, вызвали пожарных, которые взломали дверь квартиры одинокой старухи. 

Тяжёлая сумка бабушки Виталины

Через пару недель, по версии следствия, в начале марта, подошла очередь 85-летней Виталины Георгиевны, жившей на улице Карла Маркса. Лет восемь назад она на свою беду случайно познакомилась с Еленой Лузиной в поликлинике. Разговорились, как водится, бабушка рассказала, что живёт одна. 2 марта нынешнего года супруги наткнулись на эту бабушку, когда гуляли по городу. Виталина Георгиевна возвращалась домой из магазина, несла тяжёлый пакет с продуктами. И была признательна мужчине, который следом за ней заходил в подъезд. Тот помог пожилой женщине донести сумку до её квартиры на втором этаже. А потом доверчивая бабушка впустила убийцу, назвавшегося сантехником, домой. Тот, и правда, постучал по батареям, прежде чем напасть на хозяйку сзади и зарезать её. Причём один нож показался ему недостаточно острым, он взял на кухне у старушки другое лезвие и продолжил своё занятие. По результатам экспертизы, смерть наступила на месте преступления от резаных ранений шеи и обильной кровопотери. Всё, что убийца нашёл, обшарив квартиру жертвы, была купюра в одну тысячу рублей. Она лежала в том самом пакете, с которым бабушка ходила в магазин. Сбережений у неё не было. Бумажку эту Высоцких отдал жене, ожидавшей его на улице. 

В долгу не остались

Сожители Елена Лузина и Сергей Высоцких решили объединить свои криминальные таланты и создать бизнес на крови

Самое дерзкое и циничное преступление, в котором, как считает сторона обвинения,  приняли участие все взрослые члены семейства, пришлось на 5 марта 2015 года. Предыдущая неудача, когда, орудуя двумя ножами, «заработать» удалось лишь одну тысячу рублей, заставила супругов серьёзнее подходить к отбору кандидатов в покойники. И ещё меньше при этом церемониться. На сей раз отправить на тот свет решено было даже не знакомых, а родственников. 88-летний Михаил Николаевич получал персональную пенсию заслуженного строителя России, кроме того, он был участником Великой Отечественной войны, 85-летняя Анна Васильевна имела доплату за  инвалидность – когда работала на стройке, потеряла глаз в результате производственной травмы. Так что Лузины были уверены: из квартиры родственников они не уйдут с пустыми руками.

Операцию продумали тщательно. Елена Лузина попросила мать и бабушку помочь её  сожителю попасть в квартиру родичей и заранее разведать, где у них хранятся сбережения. Представителей старшего поколения предложение, похоже, не ужаснуло. Ольга Лузина уже прошла к тому времени боевое крещение – участвовала в убийстве по­други детства. Пенсионерка Горячкина решила не отставать от остальных, тем более что ей полагалась доля в преступной наживе. Да и требовалось от матери и бабушки не так много. Договорились, что они заранее сходят в гости к родственникам: произведут разведку и попросят в долг денег, чтобы был предлог навестить их ещё раз. Так и сделали. Старички заняли Горячкиной 200 рублей на такси, взяв эти деньги из сейфа, стоявшего в шкафу. Престарелые родственники оказались такими же наивными и доверчивыми, как и все предыдущие жертвы. Накопления они держали в крепком металлическом ящике, но ключ всегда лежал рядом с ним на полочке. 

5 марта в восьмом часу вечера Горячкина с внучкой позвонили в квартиру дома № 5 по улице Зверева. К этому времени Высоцких уже занял удобную позицию на площадке этажом выше. Хозяйка открыла гостям дверь, пригласила на кухню. Её муж в это время находился в туалете. Пока Горячкина разговаривала с Анной Васильевной о цели своего визита и доставала из сумочки 200 рублей, её внучка впустила в квартиру сожителя. Он спрятался в ванной комнате. Гости, сделавшие своё дело, попрощались с хозяйкой и покинули квартиру. Первым попал под нож Михаил Николаевич: из сортира он направился в ванную помыть руки и наткнулся на незнакомца. Участник войны, как мог, сопротивлялся. Он даже сумел вырваться, открыть входную дверь и выскочить в подъезд с криками: «Спасите, бандиты!» Но там добросовестно несла вахту Елена Лузина, у которой хватило сил втолкнуть старика обратно в квартиру. Он запнулся о порог и упал в прихожей. Убийца быстро добил лежачего и принялся за его супругу, которая вышла в коридор на шум. Вскоре и она лежала в луже крови рядом со спутником жизни. По заключению судмедэкспертов, смерть стариков наступила на месте преступления от множественных резаных ран с повреждением внутренних органов и массивной кровопотери. Только бабушке преступник нанёс около 30 ударов в шею и грудную клетку. 

Не теряя времени, Высоцких кинулся к шкафу, где стоял сейф, и положил в карман полиэтиленовый пакет с толстой пачкой денег. Позднее выяснилось, что в пачке было 307 тысяч рублей. 

По горячим следам

Евдокия Горячкина и Ольга Лузина, бабушка и мама Елены, никогда раньше не преступали закон

Уйти через дверь убийца побоялся: по шуму, доносившемуся из подъезда, понял, что там собрались люди, привлечённые криками старика о помощи. Удирать пришлось через балкон, благо квартира находилась на первом этаже. На автобусе Высоцких доехал до Центрального рынка, где встретился с сожительницей и её бабушкой. Горячкина получила небольшую сумму из краденых денег, чтобы на такси доехать до дома. Остальную «выручку» сожители поделили между собой. 

Преступление удалось раскрыть по горячим следам. Как сообщили в полиции, сосед, живущий напротив, услышав крики, разглядел через глазок в двери, как Михаила Николаевича вталкивают в квартиру, и позвонил по телефону 02. Оперативники приехали очень быстро, но помочь старикам уже не могли: в залитой кровью прихожей они увидели два трупа.

Участников двойного убийства Сергея Высоцких, Елену Лузину и Евдокию Горячкину задержали ­9 марта, всем троим суд избрал мерой пресечения заключение под стражу. Через несколько дней в камеру следственной тюрьмы вслед за дочерью, зятем и матушкой отправилась Ольга Лузина – все уголовные дела по разбойным нападениям на пенсионеров и убийствам пяти человек были объединены в единое производство. Оно поступило в отдел по расследованию особо важных дел регионального управления СК России. Предварительное следствие длилось 9 месяцев, обвиняемые дали показания и признали вину. Активное способствование расследованию, как и наличие малолетних детей, должны стать смягчающими обстоятельствами для главных фигурантов дела.

Известно, что Сергей Высоцкий несколько лет назад получил условный срок за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере, а в прошлом году за угрозу убийством и причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшего его приговорили к ограничению свободы. К началу 2015-го, когда сожители задумали создать конвейер убийств пенсионеров, Высоцких как раз благополучно отбыл наказание, назначенное мировым судьёй. К этому времени развязанными оказались руки и у Елены Лузиной. В 2013 году она попалась при покушении на кражу, но уголовное дело было прекращено за деятельным раскаянием. На следующий год суд назначил ей за очередную, на этот раз удавшуюся кражу 2,5 года лишения свободы, но от наказания спасла амнистия. Сожители так и не устроились на работу, находились в поиске средств к существованию. Тогда, видимо, и решили объединить свои криминальные таланты и создать бизнес на крови. 

При этом эксперты признали подсудимых вменяемыми.  На сегодняшний день психическое здоровье подсудимых не вызывает сомнений у специалистов: всех четверых сочли вполне способными осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Правда, у Сергея Высоцких обнаружилось органическое расстройство личности. Но в применении принудительного лечения никто из подсудимых не нуждается. 

После выступления государственного обвинителя началось судебное следствие по делу. Допрошены трое потерпевших.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры