издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особое пространство

Завершился пятнадцатый региональный конкурс «Лучший ученик года»

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА

Все, кто когда-либо участвовал в областном конкурсе «Лучший ученик года», уверяют, что соискатели, организаторы и члены жюри за пять дней становятся большой дружной семьёй. И что по окончании конкурса школьники разъезжаются домой с тоской на душе и слезами на глазах. Вот и снова, уже в пятнадцатый раз, на территории оздоровительного центра «Галактика» министерство образования собрало сильнейших старшеклассников Иркутской области с целью выявить из них лучшего. Газета «Ступеньки» отправилась вместе с участниками на конкурс, чтобы увидеть, как живут «луговцы», и понять, как конкуренты становятся друзьями.

9 ноября. Понедельник. Время 11.15. Из здания министерства образования 46 школьников с чемоданами и сумками в руках идут к автобусам, которые минут через 15 должны в сопровождении ГИБДД отправиться в оздоровительный центр «Галактика» в Ангарском районе.  Дети идут молча.  Среди них мало кто ещё знает друг друга, и поэтому никто практически не разговаривает. И только у всех участников во взгляде можно прочитать одно и то же: «Что я тут делаю? Куда меня везут? И чего мне ждать от всех этих людей?».  

Не больше часа в автобусе, и вот школьников оказались в «Галактике». На четыре дня это место станет их домом. В одном сером двухэтажном здании они будут проводить свободное время и спать. В другом таком же, напротив, они будут проходить испытания, участвовать в тренингах и играх, общаться с представителями оргкомитета и жюри.  

По традиции на ЛУГ приехала министр образования,
чтобы пообщаться с участниками конкурса

Всех разместили по комнатам, затем накормили обедом и повели на первое организационное собрание в актовый зал. Там ребятам представили членов жюри: начальника отдела дополнительного образования министерства образования Иркутской области Инну Торунову, директора специальной коррекционной школы для обучающихся с нарушением речи № 11 Антона Кутимского, специалиста центра профилактики, реабилитации и коррекции Марину Бочило, лауреата областного конкурса «Лучший ученик года – 2013» Михаила Ерёменко и председателя жюри доцента кафедры политологии, истории и регионоведения Алексея Петрова. Эти люди для участников станут не только судьями. Совсем скоро ребята поймут, что на ближайшее время это их наставники и учителя. 

«Не бойтесь подходить к нам. Мы специально отрываемся от семей, от всех своих дел, чтобы эти пять дней быть с вами, быть вашим спасательным кругом, когда нужна поддержка. Так что задавайте любые вопросы», – первое наставление, настраивая ребят на дружественный лад, даёт Инна Анатольевна Торунова, член жюри и один из основателей конкурса. Она советует на конкурсе быть открытыми для всех. «Многое здесь зависит от того, как относятся к тебе окружающие люди. Либо они придают уверенности и сил, либо ты закрываешься ото всех, тебе это мешает и внутренне дестабилизирует», – продолжает член жюри. 

Вечер, когда назвали финалистов,
был самым эмоционально сложным

На первом организационном собрании Инна Торунова обращает внимание ребят на то, что на конкурсе все друг друга обнимают – это традиция. «Это ощущение обмена энергии, которая здесь очень важно. Мы же с вами в замкнутом пространстве. А «Галактика» – это вообще совершенно особое пространство. Много лет меня связывает с этим местом, и совершенно точно вам говорю: здесь особая атмосфера, особая энергетика. Говорят «намоленный храм», здесь «намоленное место». Здесь стены пропитаны творческой энергией», – рассказывает Инна Анатольевна. Её дополняет и другой член жюри – психолог Марина Георгиевна Бочило. «Не тот лидер, кого сильнее слышно. И это не тот конкурс, где самое главное – блеснуть своей чешуёй. Нужно уметь договариваться, уметь слушать друг друга», – объясняет она. 

Напоминать участникам члены жюри и оргкомитета, что на «Лучшем ученике года» нет конкурентов, что нужно полюбить всех людей, которые тебя в «Галактике» окружают, будут ещё не раз. Потому в любви к своим коллегам, товарищам, друзьям и к своему делу как раз и заключается секрет конкурса. И сразу стало заметно, как школьники начали оттаивать, перестали сторониться друг друга и постепенно начали налаживать общение.  

Конкурс за конкурсом

Большую часть дня участники ЛУГа проводили
в актовом зале на конкурсах и тренингах

На конкурсе «Лучший ученик года» семь испытаний. Первые три дня все 46 участников должны пройти четыре конкурса: «Эссе», «Самопрезентация», «Эрудиция», «Социальное партнёрство». После каждого этапа жюри выставляет оценки. Их конкурсанты могут увидеть на листочках, которые вывешивают на стене в холле возле актового зала. Но на этих листках нет имён ребят. Только прозвища, которые каждый из участников сам себе придумал втайне от других, чтобы потом никто не смог догадаться, на каком он месте. 

Больше всего разговоров среди участников было о конкурсе «Социальное партнёрство». Кого ни спросишь из ребят, что было самым сложным, все упоминают именно это испытание. Это было последнее состязание перед объявлением финалистов, за него давали самое большое количество баллов.  Началось испытание за час до обеда и продлилось до самого ужина. Всех участников разделили на пять команд. Командам нужно было придумать свой проект и защитить его. А затем с представителями пяти разных станций – «Бизнес», «Власть», «Некоммерческие организации», «СМИ», «Кот в мешке» – каждый участник в отдельности за две минуты должен договориться о взаимовыгодном партнёрстве. 

Запоминающимся для многих ребят стал конкурс «Эрудиция», и в особенности для десятиклассника из Братска Юры Щеглова. И даже не так: одним из самых запомнившихся участников этого ЛУГа стал Юра Щеглов после конкурса «Эрудиция». Тогда участник из 30 вопросов ответил на 28, обогнав даже членов жюри, которые для интереса тоже проверяли свои знания. Вопросы были разноплановые, связанные с отечественной и мировой историей, живописью, музыкой, фильмами, литературой. Были задания на сообразительность и внимательность. Спрашивали даже про футбол и марки автомобилей. «Так получилось, что многие вопросы были мне близки, и я знал на них ответы», – объяснил Юра. 

На третий день ЛУГа объявили девять финалистов, которые за все испытания набрали наибольшее количество баллов. Десятого финалиста с помощью голосования выбирали сами участники конкурса среди трёх предложенных кандидатур. Вечер, когда назвали финалистов, был самым эмоционально сложным. Тогда были волнение и страх. Были разочарование и досада, безграничная радость и восторг. Было удивление. Были слёзы и счастливые улыбки. 

Больше всего разговоров
среди
участников
было о конкурсе «Социальное партнёрство»

Перед тем как объявить имена, всем участникам конкурса раздали красные футболки с надписью «Лучший ученик года». Специальные отличительные футболки «луговцев» – тоже одна из традиций. После министр образования Иркутской области Валентина Перегудова, которая опять же по традиции приехала на ЛУГ пообщаться с конкурсантами и ответить на все их вопросы, зачитала имена лауреатов.

«Было очень неожиданно, когда я услышала своё имя в числе финалистов. По результатам трёх этапов было ещё непонятно, пройду я или нет. За последний конкурс «Социальное партнёрство» давали максимальное количество баллов. Если в этом конкурсе себя проявишь, то может всё измениться и стать так, как никто не ожидал, – говорит Настя Ермакова из Тулунского района. – Я очень счастлива, эмоции меня переполняют. Остался всего один конкурсный день, самый напряжённый. И на него стоит потратить все свои силы. А отдохнуть можно и дома».

Итак, финалисты известны. Теперь из них жюри нужно выявить победителя. Прежние баллы этих конкурсантов обнуляются. За последний, четвёртый день конкурса участникам нужно заработать оценки на трёх испытаниях. Но их не объявляют, чтобы сохранить интригу. И только  на следующий день на церемонии закрытия все услышат имя победителя.    

Финальный день был тяжёлым: испытания шли друг за другом. На первом конкурсе «Поединок» участники работали в парах. Ведущий каждой паре, по очереди выходившей на сцену, предлагал конфликтную ситуацию, роли и цели, которые каждый из героев преследует. Конкурсантам, окунувшись в предлагаемые обстоятельства, нужно было разрешить конфликт в пользу своего героя. 

Конкурсанты брали интервью у членов жюри для газеты
«ЛУГовые новости»

Второй конкурс назывался «Мастер-класс». К нему участники готовились ещё дома. Конкурсанту нужно было показать какое-то своё умение и научить ему присутствующих в зале. В этом году зрители учились озвучивать рекламу, делать из воздушных шариков цветы, пытались лёгким способом сосчитать площадь многогранной фигуры. Играли на музыкальных инструментах, пробовали рисовать иероглифы, танцевали русский народный танец. 

Третий, заключительный конкурс – «Пресс-конференция». На этом испытании члены жюри задавали финалистам различные вопросы. Конкурсантам пришлось говорить о мировых глобальных проблемах и о проблемах, сосредоточенных в стране, в регионе, в городах и посёлках, где живут участники. Жюри разговаривали с ребятами об образовании, о политике. Задавали вопросы и о планах на поступление в вуз и о видении будущей профессии. Два часа участники стойко отвечали на все вопросы. А когда закончился конкурс, выдохнули – больше испытаний нет. Всё пройдено. 

Жизнь после испытаний

Для ребят члены жюри стали не только судьями, но и наставниками

Помимо конкурсных испытаний на ЛУГе организаторы для участников каждый день устраивали игры. В день приезда были тренинги на знакомство и сплочение. На следующий день школьники играли в «Вертушку», тогда они командами ходили по различным станциям и выполняли весёлые задания. В перерывах кураторы для ребят устраивали танцевальные разминки. На третий день пребывания конкурсанты делали выпуск газеты «ЛУГовые новости», брали интервью у жюри и оргкомитета, фотографировали, писали заметки об испытаниях и тренингах. И ещё в этот день устроили «Вечер талантов»: пели, играли на инструментах, танцевали, читали стихи. 

– Ничего сложного нет во всём, что здесь происходит. По сути дела, это модель современной образовательной среды. Школа должна быть такой. Такая модель партнёрского взаимоотношения должна быть между детьми, между детьми и взрослыми, – отмечает Инна Торунова. – Создать для них среду можно разными способами – интересными заданиями, тренингами. Занимай их тем, что тебе самому интересно. Поступай с ними так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Эти прописные истины здесь работают.

Не менее интересно протекала жизнь участников после испытаний и тренингов, когда они возвращались в корпус, где отдыхали и проводили свободное время. Правда, свободного времени у ребят было совсем немного, только по ночам. Поэтому участники часто или не спали совсем, или спали очень мало – всем хотелось часы, отведённые на сон, потратить на разговоры по душам, на любимые игры, на песни под гитару.

– Вчера в коридорах было тихо. Все сидели в комнатах и разговаривали о каких-то безумно интересных вещах. Одна девочка рассказывала про медитацию. А парни собирали-разбирали автомат. Была группа, которая учила танец. Другие играли в «Мафию», – рассказывает про досуг участников куратор Анна Баронина. – Ребята делятся на группы по интересам. Но в течение вечера каждый переходит из одной группы в другую. 

Член жюри Михаил Ерёменко, лауреат конкурса «Ученик года – 2013», живёт в одном корпусе с участниками. Ребята воспринимают его не только как члена жюри, но и как куратора. Михаил говорит, что такое его положение на конкурсе, с одной стороны, помогает ему оценивать конкурсантов на испытаниях, так как он их знает лучше, чем другие члены жюри, а с другой – мешает. «Приходится убирать субъективизм и очень обдуманно ставить оценки», – говорит Михаил.

Член жюри Инна Торунова отмечает, что в любом случае на оценки влияет общее впечатление о человеке. «Мы живём здесь все вместе, здороваемся, смотрим друг на друга, разговариваем. Это тоже заложено в конкурс – таковы условия, – продолжает Торунова. – Здесь нельзя быть на сцене одним, а в жизни другим. Ребёнок, например, вышел на сцену, представляет себя перед нами хорошим, воспитанным человеком,  но перед этим мы видели, как он грубо, высокомерно с кем-то разговаривал, кого-то оттолкнул. И это, конечно, повлияет на баллы».

«…Здесь все мы быстрее, выше, сильнее»

Участники помогали друг другу готовиться к конкурсам

В последний вечер в «Галактике» участники конкурса, члены жюри и оргкомитета собрались в актовом зале. Сели в небольшой кружок, прижались друг другу. «Смотрите, как мало места мы стали занимать, – обращает внимание Инна Анатольевна. – Чем ближе люди становятся, тем меньше пространства им нужно». 

Час «луговцы» разговаривали, делились впечатлениями, эмоциями, накопленными за конкурсные дни, благодарили друг друга. «Заметил такую вещь: ты, например, пишешь эссе, а у тебя нет чувства, что надо написать лучше. И ты в это время не только за себя, ты за соседа своего переживаешь. Сидишь, например, на «Социальном партнёрстве», и ведь не только за себя волнуешься, ты ещё волнуешься, что и как твой сосед ответит, – признаётся участник конкурса Саша Васильев. – Тут нет такого: я быстрее тебя, выше, сильнее. Здесь все мы быстрее, выше, сильнее».

Чем больше тёплых и трогательных слов звучит, тем с большей силой льются слёзы. За четыре дня все так сроднились, все так сблизились и привыкли друг к другу, что уже не хочется уезжать. 

– Первые два дня кажется, что конкурс никогда не закончится. Такие длинные дни, такие эмоционально непростые. А потом наступает этот вечер – последний. А дальше закрытие, «Дружба» и всё, страница перевёрнута, – говорит с грустью Инна Анатольевна.

В последнюю ночь разговоры в коридорах стихли только под утро. Затем все встали, позавтракали, дособирали сумки. И вот 13 ноября, в пятницу, в одиннадцать часов утра два автобуса с участниками ЛУГа из «Галактики» отправились в Иркутск в детский культурный центр «Дружба» на закрытие областного конкурса «Лучший ученик года – 2015». 

Закрытие прошло быстро. Выступили официальные лица, участники конкурса показали несколько творческих номеров. Все с нетерпением и любопытством ждали объявления победителя. На сцену вызвали сначала 36 участников, которые не прошли в финал, им вручили дипломы и подарки. Затем пригласили десять лауреатов, им также вручили подарки и дипломы. И вот долгожданный волнующий момент. Министр образования Валентина Перегудова берёт в руки заветный конверт, открывает его, достаёт  листочек и читает имя победителя. Итак, «Лучшим учеником года – 2015» стала Яна Панфилова, ученица общеобразовательной школы № 4 города Усть-Кута. Девушка получила в подарок планшет. И ещё школьница будет представлена на присуждение премии губернатора и станет кандидатом на присуждение премии президента РФ.

После закрытия церемонии награждения все ещё долго обнимаются, фотографируются, плачут. Но не потому, что не получили звания «Лучший ученик года» – это уже неважно. А потому, что нужно уезжать домой, отрывать от сердца «Галактику». Потому, что со многими, может, и не доведётся больше встретиться. Победительница Яна Панфилова плакала больше всех. Сначала это были слёзы радости, а потом горечи, потому что не успела попрощаться с участниками. После награждения от школьницы очень долго не отходили журналисты. А ей не хотелось больше говорить о победе, ей хотелось на прощание обнять ребят. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры