издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Останемся с голой реальностью»

«Иркутскпромстрой» задолжал сотрудникам около 30 млн рублей

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Бывшие работники компании «Иркутскпромстрой» пытаются взыскать с предприятия долги по зарплате на общую сумму почти 30 млн рублей. Некогда мощный строительный гигант, одно из старейших предприятий области с внушительным послужным списком, оказался на грани банкротства. Опасаясь, что новые хозяева компании оставят их ни с чем, сотрудники написали обращения к губернатору региона и президенту страны. «Мы хотим, чтобы нас услышали», – говорят люди, потерявшие работу.

В Иркутской области трудно найти территорию, на которой бы не работали специалисты «Иркутскпромстроя»: предприятие строило Байкальский ЦБК, цеха «Саянскхимпласта» и Ново-Иркутской ТЭЦ, Иркутского алюминиевого, авиационного и многих других заводов, международный сектор в аэропорту столицы Приангарья, детские сады, школы, вузовские корпуса, очистные сооружения, котельные и подстанции – всего и не перечислить. В январе «Иркутскпромстрой» отметил шестидесятилетие. Но для его работников (многие из них теперь уже бывшие) праздник оказался не таким уж радостным – с декабря прошлого года начались перебои с зарплатой. 

– Сначала нам сказали, что будут платить половину, потом – что, как только будет возможность, предприятие всё компенсирует, – рассказывает сотрудница предприятия, попросившая не называть её имени. – За два месяца нам выдали по 50% от зарплаты, а потом и вовсе перестали платить. Однажды в мае я зашла к председателю совета директоров Антону Иосифовичу Шлойдо, чтобы спросить, как решается вопрос с зарплатой, он сказал: «Не переживай, сегодня-завтра выплатим», а через два часа улетел в другой город. 

Мы ходили к генеральному директору – в общем-то, каждый вхож к нему – и спрашивали, когда будет зарплата. «Завтра-послезавтра, вот сейчас деньги придут, мы вам выплатим». И так до июня. А в июне некоторые люди уже стали увольняться по соглашению сторон – большинству предложили сокращение. 

Кто-то ушёл сам, кто-то – по сокращению штата. Но выходного пособия, как и обещанной выплаты долгов по зарплате, люди не получили. Па данным на 1 октября, задолженность предприятия перед 470 работниками составляла около ­30 млн рублей, говорится в обращении коллектива к президенту страны Владимиру Путину. 

Закат крупнейшего строительного предприятия начался со смены формы собственности с ЗАО на АО, считают собеседники издания из числа его бывших сотрудников. В 1992 году трест «Иркутскпром­строй» был преобразован в закрытое акционерное общество, а с 1 апреля 2015-го, следуя изменениям в законодательстве, стал просто акционерным обществом. 

– Когда было ЗАО, акции могли ходить только внутри предприятия, – рассуждает главный диспетчер «Иркутскпромстроя» Владимир Белых. – Потом его преобразовали в акционерное общество и тут же продали акции. Тем самым загнали [сотрудников] ниже плинтуса, вот и всё.

Первой ласточкой стала забастовка рабочих «Иркутскпромстроя» весной 2014 года, когда они перекрыли выезд техники с автобазы, чтобы добиться выплаты жалованья. 

По словам генерального директора АО «Иркутскпромстрой» Олега Рычкова, сейчас руководство делает всё возможное, чтобы выплатить долги: 

– Мы занимаемся реализацией техники, чтобы рассчитаться с людьми. Понятно, что на неё не ажиотажный спрос.

Причину нынешнего состояния предприятия его глава видит в общем состоянии экономики региона.

– Крупные заказы когда-то заканчиваются, – говорит Олег Рычков. – У нас в области сегодня практически нет промышленного строительства. А мы работали на 95% по подрядам по промышленному строительству: строили Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод. Но эта работа закончилась, и мы не нашли больше себе заказов. 

Впрочем, нельзя сказать, что эта работа закончилась для «Иркутскпромстроя» удачно. По данным картотеки Арбитражного суда Красноярского края, ЗАО «Богучанский алюминиевый завод» подало иск к строительной компании о взыскании убытков в размере более 44,4 млн рублей, большая часть из которых – расходы на проведение экспертизы и устранение дефектов строительных конструкций. Суд встал на сторону истца и вынес решение о частичном удовлетворении иска – взыскании более 30 млн рублей в пользу БоАЗа. 

Ещё два долгосрочных контракта, которые могли бы если не спасти, то облегчить положение «Иркутскпромстроя», предприятие не смогло выполнить из-за недостатка оборотных средств. «Хозяина не оказалось у фирмы» – такое мнение о причине упадка компании высказывает одна из сотрудниц. 

В апреле коллектив узнал, что в числе собственников предприятия появились две компании (обе, как водится, с уставным капиталом по 10 тыс. рублей) – ООО «Правовой стандарт» (55,342% акций) и ООО «Инвест­ДевелопментГрупп» (14,398%  акций). Первая компания, согласно ЕГРЮЛ, образована в марте этого года. Учредители «Правового стандарта» – Константин Якубенко и Дарья Теплова, генеральный директор – Дмитрий Колосовский. Все трое работают в Восточно-Сибирском филиале Российского государственного университета правосудия: Якубенко заведует кафедрой теории и истории права и государства, Колосовский – старший преподаватель этой же кафедры, Теплова – заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин. 

ООО «Инвест­ДевелопментГрупп» появилось в 2007 году, его учредитель и генеральный директор – Андрей Емельянов. Он может быть знаком иркутянам как бывший член совета директоров Северного и Западного управлений жилищно-коммунальными системами. Нынешний председатель совета директоров  АО «Иркутскпромстрой» Олег Устьянцев – эксперт по вопросам управления жилищным фондом СРО «Содружество ЖКХ». 

К новым хозяевам люди, работавшие в «Иркутскпромстрое»многие годы, относятся настороженно. В мае-июне бывшие работники начали обращаться с исками к предприятию-должнику. Суд безоговорочно встал на сторону сотрудников, люди получили на руки исполнительные листы. В настоящее время судебным приставам-исполнителям поступило 135 исполнительных производств на сумму 13,979 млн рублей, говорит начальник отдела организации работы по реализации имущества должников УФССП по Иркутской области Валерий Газарх, и решения суда продолжают поступать. Разброс задолженности перед работниками – от 30 до 305 тысяч рублей. Однако выплаты пока не последовали. 

Сейчас на предприятии введено внешнее наблюдение, которое должно закончиться в январе 2016 года, после чего может начаться процедура банкротства. Счета предприятия арестованы. Кроме долгов у «Иркутскпромстроя» есть имущество, отчуждение которого запрещено. Например, производственная база, которую приставы предварительно оценили в 11 млн рублей, земельный участок площадью 2,7 га. Ведётся работа по дебиторской задолженности, говорит Валерий Газарх. 

Но бывшие работники опасаются, что ценные активы «Иркутскпромстроя» будут выведены и они вовсе останутся ни с чем. В августе предприятие уже лишилось двух земельных участков. Согласно выписке из ЕГРП, с баланса предприятия новой «дочке» «Иркутскпромстроя» ООО «СпецМонтажПром-1», зарегистрированной по тому же адресу в конце июня, переданы два земельных участка: под существующей производственной базой площадью 8 578 кв. м и участок под базу отдыха в местности Зуун-Хагун Ольхонского района площадью 7 320 кв. м. «Денежные средства на счета предприятия по данным сделкам не поступали, и, соответственно, погашение задолженности по зарплате не осуществлялось», – говорится в письме работников президенту. 

По словам Олега Рычкова, участки были выведены на тот случай, если у «Иркутскпромстроя» всё же появятся какие-то контракты:

– Мы всё-таки планируем начать работу, эти участки нужны, чтобы можно было взять хоть какой-то кредит на первоначальном этапе работы – банкам нужен залог. Даже в сегодняшнем состоянии мы сможем консолидировать работников. Но вы же видите, что происходит в области – промышленного строительства практически нет.

Генеральный директор предприятия не считает эти участки «серьёзными активами», тогда как благодаря им уставный капитал ООО «СпецМонтажПром-1» превысил 12,2 млн рублей. К слову, генеральным директором дочерней структуры АО «Иркутскпромстрой» является уже упоминавшийся старший преподаватель Дмитрий Колосовский, глава ООО «Правовой стандарт».

– Возникает вопрос: почему с таким опозданием наложен арест на имущество? Ведь первые постановления о возбуждении исполнительного производства были оформлены 20-21 июля. Что это – бездействие службы приставов? – недоумевает сотрудник предприятия.

Арест на недвижимость «Иркутск­­промстроя» был наложен лишь 23 октября, сообщил Валерий Газарх. Дело в том, что до недавнего времени в УФССП не знали, насколько велика будет сумма к взысканию. «На 1 июля было вынесено постановление на взыскание 780 тысяч рублей. Активно исполнительные листы пошли в октябре, и мы начали понимать, что ситуация гораздо сложнее», – говорит чиновник. 

При этом 10 августа прокуратура Свердловского района уже сообщала о результатах проверки исполнения трудового законодательства АО «Иркутскпромстрой»: «Выявлена задолженность по заработной плате в размере 24,279 млн рублей перед 470 сотрудниками предприятия, – говорится в пресс-релизе. – Проверкой установлено, что задолженность по заработной плате выражена в частичной невыплате заработной платы работникам предприятия в период c января по февраль 2015 года, а также невыплате заработной платы в полном объёме за март–июнь 2015 года». Материалы проверки направлены в следственные органы.

Выходит, что все правоохранительные ведомства делают свою работу. Но бывшие работники, между тем, всё ходят по инстанциям.

– У каждого из нас дети, семьи, – говорит собеседница издания. – Меня сократили с 1 июля, и я ни одного пособия ещё не получила. На работу не устроиться – пенсионный возраст. Сидим ни с чем. То к прокурору ходили, то в управление Федеральной службы судебных приставов, в общественную приёмную [бывшего губернатора области Сергея] Ерощенко и нынешнего губернатора Левченко обращались. Нам ответили, что материалы направлены в госинспекцию труда. Нас везде принимают, но везде отписки. – В подтверждение женщина достаёт толстую папку с письмами и ответами. – В январе признают предприятие банкротом, и мы останемся с голой, как говорится, реальностью. Жить уже не на что.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры