издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Случайные мгновения Джона Пеппера

  • Автор: Татьяна Постникова

Выставка итальянского фотографа Джона Рэндольфа Пеппера открылась на минувшей неделе в Иркутском областном художественно музее имени Сукачёва. «Испарения» – это три десятка чёрно-белых фотографий, снятых на 35-милиметровую плёночную камеру, которые фиксируют случайные встречи и впечатления фотографа. Ключевая тема, которая объединяет эти кадры, вода. «Потому что вода – это одна из самых важных частей мироздания: мы вышли из воды, мы окружены водой и мы нуждаемся в воде, чтобы жить», – объясняет Пеппер. К слову, перемещается выставка Джона Р. Пеппера тоже в некотором смысле вдоль воды: первыми в России её увидели жители Владивостока, затем Иркутска, а закончит своё путешествие по миру она в Нью-Йорке.

Итальянский фотограф американского происхождения Джон Рэндольф Пеппер – удивительно приятный собеседник. За те несколько дней, что он провёл в Иркутске, готовя выставку к открытию, Пеппер успел покорить своим итальянским обаянием всех сотрудников Иркутского областного художественного музея имени Сукачёва. А на пресс-конференции блеснул знанием русского языка, произнеся с приятным акцентом фразу: «Извините, я чуть-чуть разговариваю по-русски, но больше всё-таки по-итальянски, французски, английски». Впрочем, то, что хотел сказать своей выставкой автор, понятно без слов. Возможно, именно поэтому Пеппер целенаправленно не делает подписей к своим фотографиям, не указывая ни год, ни место съёмки, ни тем более название. «Потому что мои снимки существуют вне времени и вне пространства», – объясняет фотограф.

Творческая манера Пеппера любопытна. Он работает исключительно с плёночной 35-миллиметровой камерой. Его снимки всегда чёрно-белые, немного отстраненные, как взгляд случайно проходящего человека, построенные на контрастах и неожиданной динамике. Свою привычку фотографировать именно так Пеппер объясняет тем, что он был приобщён к школе великих европейских фотографов. «Когда я был маленьким, мне была оказана привилегия встречаться, разговаривать и слушать таких известных фотохудожников, как Анри Картье-Брессон, Сэм Джонс и Уго Мюлос. Они традиционно работали в чёрно-белом свете, – вспоминает Джон Р. Пеппер, – и хотя все они были фотожурналистами, их задача была поймать момент и человека в нём. Поэтому я подобно им тоже иду по миру: когда я фотографирую людей, я не спрашиваю у них разрешения, а словно невидимка делаю всё, чтоб они меня не видели, и ловлю момент».

Именно поэтому свою задачу Пеппер видит не в том, чтобы выстроить идеальный кадр, отвечающий всем законам жанра. Он стремится проникнуть в мир случайно встретившихся ему людей, которых мы потом видим на его снимках. Стремится зафиксировать те мгновения жизни, которые не предназначены для фотоаппарата и для запоминания и показать эти случайные мгновения жизни зрителям. «Именно поэтому, как только меня замечают герои моих фотографий, я сразу перестаю снимать», – объясняет Пеппер.

Иркутяне далеко не единственные, кому посчастливилось увидеть выставку «Испарения» Джона Р. Пеппера. Её международное турне началось в 2014 году в Палермо, затем она была представлена в Венеции и в Санкт-Петербурге. В этом году выставка передвигается по городам России, первым из которых был Владивосток, теперь – Иркутск. Далее её увидят жители Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Самары и затем Москвы. А закончится её путешествие в 2016 году в Нью-Йорке. 

[dme:igall/]

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры