«Крестили кукушку», «топили берёзу»
«Иркутский репортёр» отпраздновал Троицу
Троица в этом году выпала ранняя. В последних числах мая, на выходные, в посёлке Анга Качугского района собралось более полутора тысяч человек – гостей с области и представителей районных поселений, мастеров народных ремёсел и творческих коллективов, паломников. Второй год подряд Иркутский областной Дом народного творчества возрождает здесь старорусскую традицию празднования Пятидесятницы, планируется сделать этот праздник ежегодным, а само место – интересным для туризма. В этом году Троицу в Анге отпраздновали широко и весело, а одним из центральных неожиданно стал обряд «крещения кукушки», который при подготовке к празднику выведал у старожилов один из творческих коллективов деревни Куреть Ольхонского района…
Праздник «под ключ»
Ещё два года назад Анга была одним из многочисленных ничем не примечательных сёл Иркутской области – в стороне от тракта, в тридцати километрах от райцентра. Особого развития духовности и возвращения к истокам ждать было неоткуда – в селе не было даже церкви. При этом всем краеведам да и просто людям культурным и образованным это отдалённое от цивилизации место было хорошо известно – именно здесь родился Ваня Попов, ставший впоследствии митрополитом Московским и всея Руси Иннокентием (Вениаминовым), крестителем Аляски, обошедшим полмира.
Концепцию национального проекта «Путь святителя Иннокентия» в рамках брендинга региона придумывало несколько человек – от министра культуры области до сотрудников областного краеведческого музея, так что автора изначальной идеи сейчас не найти. Идея понравилась губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко, и он дал ей путёвку в жизнь. Проект также поддержан президентом России Владимиром Путиным.
Хотя день рождения святителя Иннокентия в августе, его чествование решили совместить с одним из самых светлых и радостных народных праздников, с началом лета и праздником любви, пятидесятым днём после Пасхи, Троицей.
Нужно отметить, что празднование Троицы – это не единичное мероприятие, проходящее раз в год, в Анге параллельно и постоянно идёт строительство целого комплекса культурной инфраструктуры. Уже восстановлен домик, где родился святитель Иннокентий, к 2017 году должны закончить строительство церкви – сейчас готов деревянный сруб с куполами, будет организован дом-музей с выставочным и конференц-залами и отведено специальное место для размещения паломников.
Воплотить в жизнь эту необычную и смелую идею – с нуля, «под ключ» создать традицию, сделать праздник ежегодным и народным – пришлось сотрудникам Иркутского областного Дома народного творчества. Организаторы рассказывают, что нужно было привлечь внимание людей к этому месту, поэтому они выбрали самый красивый православный праздник. А учитывая масштаб личности святителя Иннокентия, было понятно, что Анга должна также стать местом паломничества.
Вопросы веры, проведения богослужений, с которых праздник традиционно начинается, отдали Иркутской митрополии, а сами сосредоточились на своей основной работе – народном творчестве. Главная идея праздника проста и понятна: чтобы народные фольклорные коллективы со всей области собирали и показывали троичные обряды и обычаи на какой-то единой площадке во время собственного ежегодного фестиваля.
Даже «первый блин» в прошлом году не был «комом», а в этом идея была развита и приумножена – на празднование Троицы в Ангу приехало более тридцати народных коллективов со всей области.
– Прежде всего это, конечно, праздник, – улыбается директор Дома народного творчества Елена Дмитриева. – Символом праздника является берёза – из неё плетут венки с полевыми цветами, её наряжают, украшают лентами. В финале праздника её топят, то есть отпускают по течению – так человек отпускает все беды и проблемы, накопившиеся за год. Кроме того, девушки плели венки и отпускали их по реке, когда искали суженого – к какому двору он приплывал, там они и находили свою любовь. Истоки праздника, конечно, языческие, он очень красивый…
– А все эти многочисленные фольклорные коллективы? Что они будут показывать, если обряд, так сказать, единый, прописанный и установленный?
– Нужно учитывать, что в разных районах, в разных деревнях у этого обряда есть свои особенности, отличия, какие-то оттенки, свойственные только этой местности. Обычно мы накануне праздника рассылаем фольклорным коллективам положение о проведении праздника – то, каким он должен быть в общем. Но обряды и песнопения коллективы ищут и разучивают сами – вспоминают, как праздновали Троицу в их семьях, разговаривают со стариками. Например, в этом году забавная история приключилась с кукушкой…
В заявке на участие в празднике от одного из народных коллективов деревни Куреть Ольхонского района сотрудники оргкомитета прочитали про обряд «крещения кукушки»: сплетённую из луговых трав фигурку птички уносили глубоко в лес, читали заговор и оставляли там висеть на ветке. Обычно считалось, что так можно избавиться от своих бед, оставить их в лесу. Но для одиноких женщин это имело дополнительный смысл – так снималось проклятие безбрачия. Сотрудницы Дома народного творчества по секрету рассказали, что когда про этих кукушек узнали их знакомые, взрослые тётеньки с двумя высшими образованиями, самодостаточные бизнес-вумен, то стали ультимативно требовать подарить им этот травяной символ, чуть ли не в очередь на него записываться.
– Мы заказали кукушек народным мастерам. Нашли в Интернете, что их можно сшить из разноцветных тряпочек, но мастера сказали – нет, так неправильно, нужно делать из травы. Потом ещё рассказали, что кукушек не только «хоронят», то есть оставляют в лесу, но и на Троицу их можно топить вместе с берёзой, – прокомментировала ситуацию с дефицитными кукушками Елена Дмитриева. – Мастера сделали нам семьдесят птичек, и мы решили, что часть во время проведения обряда пустим в воду, часть подарим участникам на память.
Особенности народного мастерства
Праздник начался в полдень – участники народных коллективов прошли к сцене через несколько арок из берёзовых ветвей, украшенных разноцветными лентами, и начался концерт, на котором были представлены, наверное, все варианты обрядов и песнопений, посвящённых Троице, которые существуют на земле иркутской. Тем временем «Иркутский репортёр» заинтересовался работами народных мастеров, которые также были представлены в рамках этого фестиваля. Интерес вызывали отличия ремёсел, существующих в разных районах области. Понять особенности помогла искусствовед Наталья Ленкова, ведущий специалист Дома народного творчества.
– Ольхонский район – самодостаточный, с бурятским колоритом, – начала обзор Наталья Игоревна, остановившись у стенда Ольхонского муниципального образования. – Много сувенирной продукции, потому что много туристов. Например, вот эти блестящие куколки – не очень, а вот те, что сделаны из глины, внешне грубо – это вообще высший пилотаж, – она показала на группу фигурок, изготовленных к Ёрдынским играм. – Здесь минимальное влияние современности, очень деликатно сделано.
– Здравствуйте, Ольхонский район! Показывайте свои поделки, – вторгся в палатку какой-то шумный покупатель. Наталья Игоревна, уходя к соседнему стенду, поморщилась:
– Слово «поделки» вообще нельзя употреблять. Это – работы народных мастеров, народное искусство…
У работ мастеров Заларинского района она остановилась и сказала:
– У них очень хорошо, качественно сделанные вещи. Но не эти – это ярмарочный вариант, не для художественной выставки. Видимо, здесь только то, что смогли привезти. У этих мастеров обычно очень хорошие костюмные куклы – из глины, соломы, тряпичные. У нас несколько лет назад была мастер из Петербурга, Марина Мишина, она нас научила делать тряпичные куклы правильно, и у заларинских мастеров это хорошо получается.
Тулун привёз туеса из берёзовой коры, но искусствоведа заинтересовали рушники, на которых они стояли:
– Вот эти полотенца и рубашки сделаны очень близко к аутентичной приангарской традиции.
– Это традиция, характерная именно для наших мест, здесь складывавшаяся веками?
– Нет, именно такая вышивка –от переселенцев, со смешением стилей, это тот опыт, который приезжие мастера из разных мест наработали именно на этой земле, в Сибири. Здесь браное шитьё, русский костюм Приангарья. А эти работы, – она обратила внимание на туеса и корзины, – сибирская лоза из черёмухи и береста. Так больше вообще никто не делает, никто так не работает. Очень интересные вещи…
Про мастеров из Бельска Наталья Игоревна сказала:
– Это у нас Черемховский район, прекрасный коллектив, который давно сложился. Они изучили изнутри и выработали своё, чего никто больше не умеет, – изделия из соломы.
Мастер Светлана Борисовна показывает каркас лошади – пучки соломы, перевязанные суровой ниткой:
– На каркас наплетаются различные плетёнки, их украшают. Обычно эти работы имеют обереговое значение, поэтому здесь нет никаких посторонних материалов – только солома: рожь, пшеница, овёс, ячмень… Работы использовались как семейные обереги.
У стенда района, который Наталья Ленкова попросила не упоминать из деликатности, она остановилась и непримиримо сказала:
– Вот это то, что делать никогда нельзя. Это – дурновкусие!
На стенде стояли работы из бисера – розочки из бисера, какие-то растения из бисера в горшочках…
– Почему?
– Народ у нас в художественном смысле плохо воспитан и этим восхищается. А это беспредельно пошло. Есть произведения искусства, а есть розочки из бисера…
Качугская школа ремёсел была представлена разнообразно, но настороженное внимание искусствоведа привлекла девушка, делавшая утюги из обожжённой глины, как оказалось – шкатулки.
– Ну, если не утюг, то нормально сделано, со вкусом, – успокоилась Наталья Игоревна.
– Нижнеудинский район. Совершенно особенный, – слегка торжественно возвестила она ещё через несколько шагов. – Особенный, потому что там занимаются льном. Выращивают его из семечек и заканчивают готовым изделием.
Мастерицы рассказали, что льном они занимаются с 2008 года – сами садят, сами выращивают, сами обрабатывают на мялке и чёске.
Закончился обзор выставкой Союза народных мастеров Прибайкалья из Иркутска, которые занимались широким спектром ремёсел – красили батик, лепили из глины, занимались прочими декоративно-прикладными видами искусства и проводили мастер-классы для детей.
Около шести часов вечера концерт народных коллективов завершился походом всех участников и зрителей через Ангу на берег реки, где украшенную берёзу торжественно утопили, отправив по течению все горести и заботы прошлого года. Народный праздник закончился за общим столом. Ранняя Троица вступила в свои права.