издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Здравствуйте, я здесь!»

К 85-летию Иркутского областного радио

  • Автор: Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ

В конце ноября «Радио России – Иркутск», старейший радиовещательный орган нашей области, отметит 85-летний юбилей. В истории иркутского радиовещания есть немало интересных страниц. Старожилы города, безусловно, помнят время, когда Иркутский радиокомитет был одним из важнейших организационных центров культурной жизни города, ведь он обладал рядом профессиональных музыкальных коллективов, которые были крупнейшими формированиями подобного рода во всей области. Помнят иркутяне и дикторов радио, их голоса связаны со многими событиями в жизни региона, о которых эти люди сообщали широкому кругу слушателей. Сложно перечислить имена всех одарённых редакторов и журналистов, в разные годы готовивших радиопередачи.

Стоит пояснить, что юбилей сейчас празднует именно старейшая радиовещательная организация региона. Само же радиовещание по­явилось в нашем городе ещё в 1924 году. Правда, тогда слушательская аудитория была невелика, а само по себе вещание было экспериментальным. О том, что оно собой представляло, достаточно подробно рассказывается в материале Юлии Переломовой, посвящённом работе иркутских связистов (опубликован в номере «ВСП» от 28 октября). Но сегодня хотелось бы напомнить, что радио является не только средством связи, но ещё и творческим пространством. 

Уже к 1927 году радиовещание в Иркутске шагнуло на новый, качественный уровень. Теперь оно стало не только техническим экспериментом, ведь появились первые передачи. С ноября 1927 года городской радиоузел транслировал «Музыкальные пятницы». Так назывались лекции-концерты, проводившиеся в зале педагогического факультета Иркутского госуниверситета. Чаще всего их вёл Борис Попов, юрист по профессии, необычайно увлечённый музыкой человек. Он был блестящим лектором и одним из лучших музыкальных критиков в стране. Жизнь Попова доказывает, что компетент­ность человека в тех или иных вопросах определяется не специальным образованием, а глубиной проникновения в ту или иную сферу. Не случайно в период, когда в Иркутске существовал музун (музыкальный университет), Попов был одним из ведущих педагогов этого заведения и даже деканом одного из факультетов. 

С октября 1929 года Иркутский радиоузел перешёл на плановое вещание. Отныне передачи шли значительно чаще, чем ранее. Они были чётко упорядочены согласно специальному плану, который составлялся на две недели вперёд. Отныне три раза в неделю в эфире должны были передавать радиогазету. Стоит заметить, что в те годы это был наиболее распространённый тип новостных передач. То есть в эфире просто зачитывались большие информационные материалы. Впоследствии радиогазету заменили лаконичными сводками, которые проще воспринимать на слух. 

В состав радиогазет, появившихся в иркутском эфире в 1929 году, входили следующие блоки: «внешняя» информация, «внутренняя» информация, материал по вопросам текущей жизни и художественно-музыкальная часть. Последний пункт показывает, что уже тогда работники радио осознавали необходимость «разбавления» информационных сводок музыкальными произведениями или художественным словом. А ещё двухнедельный план радиовещания включал шесть тематических циклов радиолекций с определёнными темами («Основы пятилетнего плана», «Беседы агронома» и т.д.) и один тематический вечер, где предмет обсуждения каждый раз был новым. 

3 октября 1929 года газета «Власть труда» опубликовала статью, посвящённую переходу радио­узла на плановое вещание. В статье, помимо всего прочего, отмечалось намерение работников радио обеспечить серьёзное музыкальное вещание. Вот что сообщается в этом газетном материале: «План намечает регулярные цикловые концерты, посвящённые отдельным композиторам или музыкальным школам и трансляции «музыкальных пятниц» из педфака Иргосуна. Большим шагом в деле музыкального воспитания явится организация при радиостанции симфонического ансамбля, которая тормозится причинами материального характера». Задумка была действительно серьёзная. 

Переход на плановое вещание и меры по повышению качества художественных передач – это шаги к созданию радиоцентра, то есть полноценной радиовещательной организации. Это и был предшественник теперешнего областного радио. Официальной датой образования Иркутского радиоцентра считается 29 ноября 1929 года. Однако в нескольких публикациях можно встретить и другую дату – 5 октября 1930 года. Достаточно долго я искал в архивах города документ, отражающий решение о создании радиоцентра. Даже в диссертации, посвящённой становлению радиовещания в нашей области, ссылка на подобный документ отсутствовала. Наконец, после долгих поисков удалось обнаружить в Государственном архиве новейшей истории Иркутской области ряд документов, наглядно демонстрирующих то, как формировался радиоцентр. Все они подтверждают, что 29 ноября 1929 года обоснованно считается датой возникновения старейшей радиовещательной организации региона. Ведь именно в этот день на заседании агитпропколлегии окружкома ВКП(б) была заслушана информация о работе Иркутского радиоузла, после чего утверждена резолюция, в которой предлагалось в недельный срок органи-

зовать на базе радиоузла полноценную вещательную организацию – радиоцентр. 

Отсутствие документов по работе радиоцентра в первые годы его существования не даёт возможности сказать, когда точно возникла та или иная редакция. Но, по всей видимости, процесс создания сети специализированных редакций шёл уже в первые два года существования радиоцентра. Совершенно чётко известно, что именно в это время активно велось формирование симфонического и хорового ансамблей. Впоследствии первый коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, второй – высококлассным камерным хором. Также ещё при радиоузле был создан ансамбль народных инструментов, который успешно продолжил свою работу при радиоцентре. В 1930 году начала формироваться группа солистов и концертмейстеров. Музыкальные коллективы радио просуществовали до 1953 года, являясь ведущими профессиональными коллективами на территории области. Во многом радио выполняло в этот период функции филармонии, а в течение полутора лет и оперного театра. Сильным был и состав музыкальной редакции. Её «родо-

начальником» считается уже упомянутый выше Борис Попов. Впрочем, о музыкальной деятельности радио, думаю, надо будет рассказать отдельно. 

После создания радиоцентра бурными темпами велась радиофикация всей Иркутской области. Советская власть придавала большое значение радио как средству пропаганды. Поэтому в кратчайшие сроки оно проникло в самые глухие уголки. А летом 1930 года Иркутск стал центром Восточно-Сибирского края, куда помимо нашей области вошли территории Красноярского края, Бурят-Монгольской АССР и Читинской области. Радиоцентр отныне стал носить статус Восточно-Сибирского. Его передачи слушали жители всех перечисленных территорий.

Если в областных центрах, где привыкли к телефону и телеграфу, люди могли дать разумное объяснение такому явлению, как распространение и приём радиоволн, то в маленьких селениях радио воспринимали как нечто сверхъестественное. А ещё люди всерьёз пытались разговаривать с радио­рупором и удивлялись, почему он им не отвечает. 

Недавно, собирая материал о музыкальных работниках радио, я заинтересовался братьями Пьянковыми, которые долгие годы играли в оркестре народных инструментов радиокомитета. Удалось отыскать их сестру, Лену Дмитриевну, которой в настоящий момент 91 год. Вот что она вспоминает об одном любопытном случае, про­изошедшем в те годы, когда велась интенсивная радиофикация населённых пунктов Восточной Сибири: «До 1930 года наша семья жила в маленьком провинциальном городке Сретенске. Незадолго до нашего отъезда оттуда произошёл любопытный эпизод. Сретенск встречал вхождение в город радио. На уличных столбах укрепили громкоговорители. По улицам потянулись провода, ожидали чуда. Тишину разорвал неожиданный треск. Одна женщина быстро вскочила на стул, вцепилась в чёрную тарелку и закричала приветственно: «Здравствуйте, я здесь!»

Сообщение
в «Восточно-Сибирской правде»
от 25 июля 1931 года

Советская власть считала, что в первую очередь радиовещание должно служить интересам рабочего класса. Поэтому велся учёт, сколько радиоприёмников сосредоточено в руках его представителей. Сегодня подобные документы вызывают лишь снисходительную улыбку. Уж таковы были идеологические установки времени. 

Какими были первые передачи Иркутского радиоцентра? Об их качестве и содержании говорить крайне трудно. Причиной является то, что сценарных планов довоенных передач до наших дней не дошло. Однако остались названия некоторых программ из вещательного плана, утверждённого в январе 1930 года: «Рабочая радиогазета», «Пионерчас», «Профчас», «Час батрака», «Международный обзор», «Красные деревенские посиделки»… Каждый день в эфире звучало большое количество музыкальных произведений различных жанров и форм. Часть из них передавалась в грамзаписи. Передачи, состоящие из записей, носили название «Граммофон». Но особенно выделялись выступления молодых коллективов радиоцентра. В первой половине тридцатых без них невозможно было представить местное вещание, ведь передачи из Москвы транслировать ещё не могли. Поэтому концерты и оперные постановки из столицы дошли до нашего слушателя позднее. Примечательно, что уже в первые годы своего существования симфонический ансамбль Иркутского радио включал в свои концерты такие вещи, как 4-я симфония Чайковского. 

Ведущими передач в эти и последующие годы практически всегда были дикторы. «Первым диктором Иркутского радио» принято считать Валентину Дубовик. По воспоминаниям очевидцев, она была настоящим мастером слова. А вот авторы передач со своими материалами в эфир практически не выходили. Известны имена лишь двух людей, которые сами и составляли, и вели передачи на радио – это музыкальные редакторы Борис Попов и Владимир Сухиненко. 

В 1933 году был образован Всесоюзный радиокомитет, которому были подчинены все радиоцентры страны, в том числе и наш. Отныне он именовался Восточно-Сибирским радиокомитетом. В этот же год была налажена радиосвязь с Москвой. Тогда её называли «радиотелефоном». Со столицей впервые беседовал председатель радиокомитета Елшин. «Восточно-Сибирская правда» то­гда опубликовала снимок, запечатлевший этого человека среди приборов «радиотелефонной связи». 

За пять лет, прошедших со дня возникновения радиоцентра, эта организация стала одним из мощнейших культурных очагов в Восточно-Сибирском крае. Есть сведения, что даже за его пределами люди слушали программы, готовившиеся в Иркутске. 

Сегодня в связи с ликвидацией вещания на длинных и средних волнах многие населённые пункты области лишены возможности слушать радио. Безусловно, жаль, что так произошло. И всё-таки во многих уголках нашей области люди продолжают, как бывало в далёких тридцатых, слушать любимые передачи из Иркутска. Значит, связь с прошлым ещё не прервалась. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры