издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чемпионы получаются из лучших»

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

«Школа технического лидера» представила свой третий выпуск будущих руководителей. По модульной программе развития в течение года занимались 27 сотрудников бизнесов ГК «ЕвроСибЭнерго». Как отметил директор по работе с персоналом ОАО «Иркутскэнерго» Владимир Корнев, перед каждым набором программа, в зависимости от поставленных задач, изменяет свою структуру. «Практика показала, что концентрация основных ресурсов (время, деньги) на отборе и дальнейшем системном развитии ограниченного количества наиболее талантливых и перспективных специалистов в целом более эффективна, чем обязательное обучение всего резерва», – рассказал заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Новиков.

Скамейка запасных

Впервые модульная программа развития «Школа технического лидера» в ОАО «Иркутскэнерго» заработала в 2010 году. Сегодня Владимир Корнев вспоминает, что предпосылки создания образовательного продукта, который сможет в краткие сроки подготовить специалистов-руководителей на вакант­ные долж­ности, появились ещё в 2008 году. Именно тогда в компании начался кадровый голод, отметил Евгений Новиков.

«Для нашей компании 2008-й оказался кризисным, у нас появились проблемы с персоналом в техническом блоке. В первом полугодии нам приходилось поднимать все свои тепловые активы, мы искали технических руководителей, которые смогли бы работать в новых условиях. Например, только на ТЭЦ-10 у нас сменилось четыре главных инженера. Кроме того, компании даже на фоне кризиса было необходимо расширять свой бизнес», – вспомнил Евгений Новиков.

Он добавил, что в энергокомпании был резерв специалистов, желающих повышения. Однако специалисты со «скамейки запасных» не всегда справлялись с новыми задачами и условиями. По словам Корнева, традиционная система формирования резервного состава показала свои недостатки: люди ждали повышения, но при этом не готовились к ответственности, не повышали самостоятельно свои знания, а самое главное, не были готовы менять привычный уклад жизни. Компания столкнулась с проблемой: толковые специалисты, формально подходившие по многим показателям, не соглашались ради повышения переезжать на север области или просто переходить в другой филиал. 

Именно в этот момент руководство компании осознало, что необходимо в целом менять подход к формированию кадрового резерва. Тогда было принято решение создать комплексную, максимально наполненную образовательную программу, которая за год-два могла бы подготовить технических руководителей к их новым обязанностям, «Созданная программа была направлена на решение конкретной проблемы бизнеса. Наличие заинтересованного заказчика – 90% успеха, и лишь 10% – это методология», – отметил Корнев. Основная концепция программы – сочетание профессиональной подготовки с управленческой. Профессиональная подготовка может включать как работу над проектом, так и стажировку с отрывом от производства – возможно, длительную (около полугода) с переводом на специально созданную для участника позицию. Всё определяется индивидуально.

Управленческая подготовка, как правило, включает 3-4 сессии с отрывом от производства. Её цель – развитие управленческих компетенций. Акценты определяются в зависимости от потребностей каждой конкретной группы. Подготовка реализуется с привлечением как корпоративных тренеров, так и внешних ведущих тренеров России.

В первый год работы отбор кандидатов в ОАО «Иркутскэнерго» решили провести на основании рекомендаций руководителей. Всего на собеседование пришло 20 кандидатов, 12 из них стали участниками программы. 

Упор в обучении делали на стажировку: для резервистов специально создавались временные должности на чужих для них станциях. Такая «шоковая терапия» дала свои результаты – специалисты изучали новые объекты, повышали свой уровень профессиональных компетенций, учились выстраивать взаимоотношения с новыми подчинёнными. Создание обучающей среды для участников (стажировки, ротации), позволяющей приобрести конкретные практические профессиональные навыки, – это основной акцент подготовки в ШТЛ.

Новиков отметил, что из первого выпуска на сегодняшний день 90% специалистов назначены на позиции технических руководителей. 

На следующий год при наборе очередной группы будущих технических лидеров решили не ограничиваться одними рекомендациями руководителей филиалов, а предложили принять участие в программе всем желающим сотрудникам компании. Это к тому же позволило в целом сделать оценку интеллектуального ресурса в техническом направлении. 

«Заявки на участие подали 111 человек, до собеседования добрались 40 сотрудников, прошедших многоступенчатый отбор. Но даже после такого отсева нашлись люди, которые не понимали, во что они решили ввязаться. На собеседовании нам отвечали: «Я не знаю, зачем пришёл, но я хочу быть директором. Главным инженером не хочу – работать придётся, а вот просто руководить мне понравится». Сталкивались даже с таким детским подходом», – с грустной улыбкой добавил Новиков.

Примечательно, что на второй год работы программы подавали заявления на участие даже те специалисты, которые находились на новой должнос­ти всего три месяца. Они толком не разобрались в своей сфере, но уже желали идти дальше. Таким кандидатам сразу объясняли: руководить – это не значит «не глядя подписывать бумажки», руководить – значит принимать ответственные решения, вводить на производстве технические новации. Это невозможно без досконального знания сферы деятельности.

Владимир Корнев рассказал, что уже более половины выпускников второй группы ШТЛ получили как горизонтальное, так и вертикальное карьерное продвижение. Были даже примеры, когда сотрудники исполнительной дирекции ОАО «Иркутскэнерго» соглашались на новые должности в филиалах. Таким специалистам компания шла навстречу, помогала решать квартирные и другие бытовые вопросы. «Поддержание кредита доверия участников, выполнение данных обещаний – это также один из ключевых факторов успеха программы», – отметил Евгений Новиков.

Двигаться дальше

Евгений Новиков отметил,
что три выпуска «Школы технического лидера» выровняли кадровую ситуацию
в сфере технических руководителей

Программа «Школа технического лидера» с 2010 года наработала большой опыт. Поэтому при наборе третьей группы организаторы предложили перейти на уровень ОАО «ЕвроСибЭнерго». Откликнулись специалисты прак­тически всех бизнесов группы компаний. В итоге сформировалась команда из сотрудников ЗАО «Волгаэнерго», ОАО «ИЭСК», ЗАО «Байкалэнерго», ООО «Автозаводская ТЭЦ», ООО «Заводские сети», компании «Востсиб­уголь», ООО «Иркутская энергосбытовая компания», ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и, конечно, ОАО «Иркутскэнерго». 

При обучении группы 2013-2014 годов организаторы школы решили дать будущим техническим лидерам больше самостоятельности. Так, из программы ушёл пункт об обязательных консультациях с куратором. Лидеры самостоятельно выбирали частоту встреч с куратором. Школа в данном случае является долгосрочным методом оценки кандидата, позволяющим принять максимально объективное решение о его готовности к назначению. «Порой, – отметил Новиков, – за целый год обу­чающиеся ни разу не обращались за подсказкой». Таким путём пошла начальник химического цеха Ново-Иркутской ТЭЦ Наталия Колесникова. Она рассказала, что для неё важно было научиться справляться с трудностями самостоятельно. «Думаю, со «школой технического лидера» меня свела судьба. Семь лет я занимаю свою должность, Когда на корпоративную электронную почту пришла рассылка о программе, я поняла: вот шанс показать, что я способна на большее, что у меня есть потенциал», – вспоминает Наталия Колесникова.

Она легко прошла собеседование, её порыв раскрыть себя поддержали организаторы школы. Колесниковой предложили самостоятельно заняться решением конкретной проблемы на производстве – экономии средств компании при лабораторных исследованиях. Свой проект она представила экс­пертному совету на заключительном этапе. «Мне удалось разработать форму анализа эффективности деятельности филиалов. Думаю, оценку стоит продолжить, я хочу развиваться дальше в этом направлении, могу принести пользу компании», – отметила Колесникова.

Большинству участников программы кураторы предложили разработать проекты, внедрение которых оптимизирует деятельность компании. Для этого участникам в первую очередь пришлось учиться оценивать работу производства. Как рассказал начальник департамента оптового рынка ЗАО «Волгаэнерго» Алексей Россиев, после обучения в школе он стал по-новому относиться ко всем проблемам. «Теперь я при возникновении трудностей не теряюсь, не паникую, а ищу способы разрешить все вопросы», – поделился с аттестационной комиссией своим личным достижением Алексей Россиев.

Результат участия в школе индивидуален для каждого участника и зависит от первоначально поставленных куратором задач. Отдельных участников направляли на стажировку на другие предприятия. «Я работал начальником турбинного цеха на Ново-Иркутской ТЭЦ, когда решил попробовать себя в ШТЛ. На собеседовании главный инженер «Иркутскэнерго» Евгений Новиков предложил взяться за целевую задачу: руководить пусконаладочными работами, пуском, испытанием новой турбины ТГ-6 на Ново-Иркутской станции. Конечно, я с удовольствием согласился: в компании не часто происходят такие масштабные технические события, было интересно поучаствовать», – рассказал специалист ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрий Егранов. После того как успешно справился с поставленной задачей, Дмитрий получил повышение: стал заместителем главного инженера ТЭЦ-10. По окончании стажировки за ним закрепили назначенную должность. 

Все участники «Школы технического лидера» попали в пул преемников, именно они теперь занимают первые позиции в списках кандидатов на повышение. Некоторые участники программы, наиболее ярко заявившие о себе и доказавшие свою готовность к новой ответственности, получили карь­ерный рост уже в процессе обучения в ШТЛ. Так, заместитель начальника цеха внешних котельных ГК «Волгаэнерго» ООО «Автозаводская ТЭЦ» Владимир Щуплов стал заместителем начальника ООО «Генерация тепла». Начальник производственно-технического отдела ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Владимир Василенко получил назначение на должность заместителя главного инженера по электрической энергии и работе с сетевыми организациями. 

После стажировки перешёл в исполнительную дирекцию ОАО «Иркутскэнерго» заместитель директора по капитальному строительству Ново-Иркутской ТЭЦ Денис Пивоваров. Начальника котлотурбинного цеха ТЭЦ-6 Игоря Самойлова повысили до заместителя технического директора станции. 

Евгений Новиков отметил, что три выпуска «Школы технического лидера» выровняли кадровую ситуацию в сфере технических руководителей. Сегодня перед компанией стоит вопрос о необходимости подготовки резерва руководителей среднего звена. Возможно, ШТЛ, отвечая на запросы бизнеса, изменит свой формат. «У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Нужно не только бороться со слабостями, но и учиться максимально эффективно использовать сильные качества. Помните, чемпионы получаются из лучших, нужно всегда стремиться к новым высотам», – обратился к выпускникам и будущим участникам «Школы технического лидера» Владимир Корнев. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры