«…Наукой пользуются как должно»
«Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею владеет. И когда наукой пользуются как должно, это самое благородное и мощное из приобретений рода человеческого» – ну как не подписаться под этим высказыванием мудрого Монтеня. Тем более когда переступаешь порог храма науки, в данном случае одного из старейших в Иркутском академическом центре, – Института земной коры, отмечающего в эти дни свой 65-летний юбилей. В прежние годы мне много раз доводилось бывать в стенах этого учреждения, общаться со светилами геологической науки, писать репортажи и очерки о первопроходцах – так подчас называют изыскателей земных недр. Ведь они, как правило, первыми приходят на места будущих строек, исследуют, сопоставляют, прогнозируют…
Вселенная идей
Сегодня мой собеседник – директор Института земной коры СО РАН, доктор геолого-минералогических наук Дмитрий Гладкочуб. Накануне нашей встречи в актовом зале института состоялось расширенное торжественное заседание учёного совета с участием сотрудников, многочисленных гостей. Атмосфера праздника – цветы, подарки и поздравления – ещё раз утверждала в мысли: здесь не умеют унывать, ценят и приумножают традиции, словом, «наукой пользуются как должно».
– Дмитрий Петрович, в годы активного освоения зоны БАМа, строительства городов, сооружения железнодорожных станций, мостов, промышленных предприятий, помнится, численность сотрудников института составляла более 600 человек. А сегодня?
– За три-четыре десятилетия, конечно же, многое изменилось, в первую очередь масштабы, объём изысканий. Но костяк института – мощные лаборатории, скажем, гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии, петрологии, геохимии и рудогенеза, палеогеодинамики, да и другие (всего их 13) – сохранился и продолжает развиваться. На сегодняшний день штат института насчитывает чуть более 300 сотрудников. На мой взгляд, количество «штыков» оптимальное и вполне соответствует целям и задачам, стоящим перед коллективом. Исследования ведутся по двум основным научным направлениям. Первое – современная эндо– и экзогеодинамика. Геологическая среда и сейсмический процесс. Ресурсы, динамика подземных вод и геоэкология. И второе: внутреннее строение, палеогеодинамика, эндогенные процессы и флюидодинамика континентальной литосферы. Под эти основные направления и выстроена структура, укомплектован штат, сформирована приборно-аналитическая и материально-техническая база.
– Для обычного, скажем так – непрофессионального, уха некоторые темы и направления звучат несколько экзотично, но это – специфика! Меня же интересует преемственность традиций, научных изысканий, творческих стилей и манер, отношения к идеям, фактам, гипотезам – всё то, что вмещает в себя понятие «школа».
– Вплане научных школ нам есть чем гордиться. В институте успешно развиваются научные школы, созданные выдающимися учёными, в том числе основателями института. Обо всех – а их количество приблизилось к десятку – говорить не буду, но как не отметить таких столпов, учёных мирового уровня, как Флоренсов (неотектоника и геоморфология), Одинцов (поисковая геология), Солоненко (сейсмогеология, инженерная геология), Пиннекер (гидрогеология), Тресков (сейсмология), Логачёв (кайнозойский рифтогенез), Летников (флюидный режим), Скляров (петрологические индикаторы тектонической эволюции) – словом, что ни имя, то целая вселенная идей, мыслей, открытий. Научная школа подразумевает, на мой взгляд, и сам дух, атмосферу коллективного творчества, взаимоотношения с коллегами.
В рейтинге – одни из первых
– На торжественном заседании учёного совета довелось услышать о практике проведения специальных совещаний, посвящённых памяти основателей и ведущих учёных ИЗК…
– Цель этих научных форумов – сохранение и развитие в институте научных школ и традиций. В 2010 году, к примеру, провели всероссийский научный симпозиум «Кайнозойский континентальный рифтогенез», посвящённый 80-летию со дня рождения академика Николая Алексеевича Логачёва, с участием иностранных учёных. Памяти члена-корреспондента АН СССР Михаила Михайловича Одинцова мы посвятили всероссийскую конференцию на тему «Геология, тектоника и алмазоносность Сибирской платформы». Всероссийское совещание по подземным водам – дань памяти члена-корреспондента РАН Евгения Викторовича Пиннекера. Этой же цели – сохранению традиций, развитию научных направлений – служит такой вид поощрения молодых учёных, как премии имени основателей научных школ, упомянутых выше.
Добавлю к этому, что стабильно высокие научные результаты, полученные в рамках основных направлений фундаментальных исследований и научных школ, позволяют институту на протяжении последних десяти лет постоянно занимать лидирующие (первое и второе) места в рейтинге институтов Отделения наук о Земле Сибирского отделения РАН.
Стажёр – академику
– Мне неоднократно довелось общаться с академиком Николаем Алексеевичем Логачёвым – до сих пор живёт в душе обаяние его личности. Будучи директором института, он умел не просто ладить с людьми, поддерживать думающих и энергичных сотрудников, но и, когда это было необходимо, «снять стружку» с нерадивых. К слову, Логачёв полагал, что понятие научной школы, а здесь он авторитет непререкаемый, имеет скорее нравственное содержание, чем узкое научно-профессиональное. По его мнению, понимание того, что под твоим влиянием кто-то пришёл в науку, не менее приятно, чем осознание того, что ты сам в ней смог что-то сделать.
– Логачёв – это целая эпоха в истории института. Мне посчастливилось около десяти лет поработать под его руководством, с 1990 года, когда я пришёл в институт в качестве стажёра-исследователя после окончания геологического факультета ИГУ. Время было, как вы помните, смутное, трудное – возникали проблемы в финансировании, срезали деньги, людей переводили на неполную занятость. Помню заседание учёного совета, на котором выступил Логачёв. Он сказал, что согласен перевести на полставки всех, кого угодно, но только не молодых сотрудников, у которых деньги и так невелики. Точка. В то время я подрабатывал на двух-трёх работах, мало-мальски был обеспечен. Словом, назавтра прихожу к 8.00 в институт, вижу на стене приказ, согласно которому всех сотрудников перевели на 0,5 ставки, включая молодых. Вот тебе раз! Обидно стало – не за себя, а за других, тех, кто не подрабатывал. Написал письмо на имя директора. Дескать, вы же обещали. Но вот появляется приказ – и как я могу теперь верить слову директора? И подписался: стажёр-исследователь такой-то. Проходит примерно час, звонок из приёмной: «Зайдите к директору». Захожу. Логачёв поднимается из-за стола: «Дмитрий Петрович, вышла накладка, отдел кадров не получил выписку из решения учёного совета. Приказ отменяется, все молодые сотрудники, как и было обещано, переведены на полную ставку». Вот такой случай. О чём он говорит? Всего дороже для нашего директора было стремление сохранить молодых для науки, не допустить утечки мозгов. До сих пор вспоминаю этот эпизод с благодарностью.
Секрет – в гармонии
– В последнее время в связи с реформами РАН всё чаще со стороны чиновников от науки можно услышать предложения о сокращении «неэффективных» научных коллективов. По их мнению, «надо оставить столько науки, на сколько хватит средств». И ещё: «Хорошая наука должна себя кормить». Какова ваша точка зрения на такое положение дел? В чём видите выход из столь непростой ситуации?
– Выход, на мой взгляд, и я уже об этом упоминал, заключается в умении соотнести фундаментальные и прикладные исследования, обеспечить гармоничный баланс между ними. В этом плане особых проблем у коллектива нет. Чтобы в полном объёме проводить фундаментальные изыскания, надо обеспечить тылы. Что я имею в виду? Конечно же, выполнение комплекса ориентированных (прикладных) научных работ. Нам в этом отношении проще, чем некоторым нашим коллегам по филиалу. Наш институт и организован-то был с расчётом на развитие минерально-сырьевых ресурсов Восточной Сибири. Высоко котируются как в нашем регионе, так и в Российской Федерации такие направления, как изучение потенциальной алмазоносности юга Сибирской платформы; разработка рекомендаций по отработке месторождений полезных ископаемых; геоэкологические и инженерно-геологические исследования под проектируемые промышленные и инфраструктурные объекты; изучение сейсмичности Байкальского региона, в том числе проведение микросейсмического районирования и мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах страны (каскад ангарских ГЭС, АЭХК и др.), а также на территории Монголии. Это и изучение гидроминеральных ресурсов Сибири (рассолов, лечебных и минеральных вод), и поиск источников водоснабжения для населённых пунктов и промышленных объектов Восточной Сибири. Успешная реализация прикладных разработок позволяет решать целый ряд масштабных исследований фундаментального характера.
В чём обаяние науки
– Одной из проблем, являющихся головной болью для многих научных учреждений, является кадровая. Не секрет, что молодёжь не очень-то охотно стремится в науку, о которой в своё время ещё физик Пьер Кюри выразился достаточно определённо: «Как тяжела, однако, жизнь, которую мы избрали…» С этим трудно поспорить. И всё же, как показывает пример того же Логачёва, проблема решаема, не так ли?
– Не скажу о других научных коллективах, но в нашем Институте земной коры вопросы омоложения кадрового состава решаются, и весьма успешно. На протяжении всей своей истории институт имел хорошо развитые связи с ведущими вузами Иркутска, в которых проводилась подготовка кадров по широкому спектру геологических специальностей. Подобная научно-педагогическая деятельность не теряет своей актуальности и сегодня. С целью совершенствования системы подготовки кадров и объединения исследований вузовской и академической науки в ИЗК четыре года назад был организован научно-образовательный центр «Геология и минеральные ресурсы Восточной Сибири». В прошлом году совместно с ИрГТУ создали Центр по реализации комплексных исследований института и инженерно-геологических изысканий на территории региона для выполнения работ по договорам.
Сотрудниками института, ведущими преподавательскую и научную деятельность, организованы совместные кафедры – четыре на базе Иркутского госуниверситета, одна – при ИрГТУ, а также несколько научно-исследовательских лабораторий. Учёные института читают курсы лекций, принимают активное участие в работе экзаменационных комиссий геологического факультета ИГУ, диссертационных советов при вузах Иркутска, руководят дипломными проектами и регулярно организуют учебные практики для студентов. И как результат, каждый год к нам в институт приходят работать выпускники иркутских вузов, желающие посвятить себя науке.
– Любопытно, каков средний возраст научных сотрудников в целом по институту?
– Около 50 лет. По самым строгим меркам это хороший показатель.
В русле намеченных реформ
– В связи с юбилеем в адрес института поступило большое число поздравлений из-за рубежа, среди гостей можно было увидеть ваших коллег из Монголии, Китая, других стран…
– Это не может не радовать. Развитие международной научной кооперации занимает важное место в научной и научно-организационной деятельности ИЗК. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что за пять последних лет наши учёные приняли участие в 16 совместных международных проектах – с Национальным центром научных исследований Франции, с Национальной академией наук Украины, с Академией наук Монголии, с Государственным научным фондом Китая, с Европейским институтом нелинейных исследований (Италия), также работали с десятками зарубежных институтов и университетов.
За этот же период сотрудники института 341 раз выезжали в зарубежные командировки в 30 стран мира и приняли у себя 146 учёных из 23 стран. В стенах ИЗК было организовано более 20 всероссийских и международных совещаний.
– Реформа РАН, начавшаяся в 2013 году, в качестве оценки научных организаций поставила во главу угла такие показатели, как количество и качество научных публикаций, средний возраст научных сотрудников, обеспеченность коллективов современным оборудованием, участие институтов в выполнении крупных российских и международных проектов. По всем этим параметрам ИЗК СО РАН занимает достойное место среди институтов – лидеров страны, ведущих исследования в области наук о Земле. С этим не грех и поздравить.
– Спасибо. Заканчивая разговор, хочу заметить, что следующее пятилетие станет решающим в адаптации академических институтов к требованиям Федерального агентства научных организаций и мировой научной среды, построенной на принципах жёсткой конкуренции. От того, как институты, в том числе и наш ИЗК, подготовятся и пройдут эти испытания, напрямую зависит их выживание и дальнейшая судьба.