«Нельзя подготовить хорошего специалиста без постоянных контактов с работодателем»
– Юрий Петрович, пару лет назад вы сравнивали нашу кадровую политику с перевёрнутой пирамидой. Насколько удалось вернуть её в первозданное положение?
– К сожалению, диспропорция не только сохраняется, но и увеличивается. Выпуск специалистов с высшим образованием составляет 68%, со средним профессиональным – 21%, по рабочим специальностям – 11%. В 2014 году Министерство образования и науки планирует увеличить количество бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета до 56 на 100 выпускников школ. Сегодня в вузы поступают 76% абитуриентов, и это без учёта негосударственных институтов. Выпускники буквально ломятся в вузы, а получив диплом, многие остаются без работы или трудятся не по специальности. В настоящее время стране нужны высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена по всем направлениям деятельности. В декабре 2012-го был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отдельно не выделен уровень начального профессионального образования. Теперь рабочих и специалистов среднего звена готовят техникумы и колледжи.
– Два года назад колледж перешёл на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Чем они отличаются от прежних?
– Необходимость их введения возникла потому, что в ходе модернизации и развития экономики резко возросла потребность в квалифицированных специалистах технических специальностей. Новые стандарты позволяют работодателям принимать активное участие в разработке учебных планов и рабочих программ, технологической и преддипломной практик. Сейчас образовательные организации обязаны согласовывать их с работодателем.
К сожалению, не всегда это удаётся. Мы идём на предприятие, просим его руководство посмотреть наш учебный план, определить, что им нужно, а чего не хватает. В ответ слышим: «Некогда нам, занимайтесь этим сами». Но как преподаватель, не связанный с производством, может знать, какие предметы важны, а какие нет?
Если бы работодатели активно участвовали в формировании образовательных программ, помогали с оборудованием учебных мастерских, организовывали технологические практики для студентов, стажировки для преподавателей и мастеров производственного обучения, то они легко могли бы решить свои кадровые проблемы. Невозможно подготовить хорошего специалиста, не имея постоянных контактов с работодателем. Сегодня вопрос, кто будет востребован в 2015–2020 годах, звучит риторически, и новые специальности приходится открывать по наитию.
– Не от того ли в стране практически во всех отраслях экономики, в том числе и строительстве, низкая производительность труда?
– В пять-шесть раз ниже, чем в развитых индустриальных странах. Средняя производительность труда в стране составляет 17% от уровня США. Если бы в России только 10% работников давали тот же уровень производительности труда, что в Америке, ВВП вырос бы в полтора раза. Такой разрыв в производительности обусловлен многими факторами – это устаревшие технологии, плохая организация труда, низкий уровень информационных технологий и автоматизации, неэффективная система оплаты. Как результат – очень большая доля ручного труда в конечном продукте.
Чтобы закрыть дефицит рабочей силы, работодатели используют специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Они считают, что это проще и дешевле, чем внедрять новые технологии, высокопроизводительные машины и механизмы, вкладывать средства в обучение персонала. Но это пока. Вступление России в ВТО, уменьшение квот на иностранную рабочую силу вынудят бизнес-сообщества заняться модернизацией производства, сокращением издержек, обучением персонала, сотрудничать с образовательными учреждениями.
– Одно время вы активно развивали связи не только с нашими, но и с зарубежными предприятиями и учебными заведениями…
– В 2007 году наш колледж стал победителем во Всероссийском конкурсном отборе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Огромную помощь в их разработке мы получили от Союза строителей области, группы компаний «Стройсервис», института «Иркутскжелдорпроект», ЗАО «Парапет», ООО «Успех-Вент» и других. Благодаря помощи ведущих немецких фирм «Вайман», «КНАУФ», «Штиль», «Вайнинг» нам были предоставлены станки, оборудование и денежные средства. В колледже были созданы ресурсные учебные центры: современных деревообрабатывающих и отделочных технологий, «КНАУФ», строительной техники и малой механизации; 14 преподавателей и мастеров производственного обучения прошли бесплатные курсы в немецких учебных центрах.
Однако есть одна небольшая проблема. Российские предприятия, оказывающие помощь образовательным учреждениям в оснащении кабинетов, мастерских и лабораторий, должны уплатить государству налоги. Давно назрела необходимость принятия закона «О социальном партнёрстве в сфере образования», в котором были бы определены основные принципы и формы социального партнёрства, льготы работодателям при оказании помощи образовательным учреждениям и т.д. Ещё нужно освободить эти учреждения от уплаты налогов и таможенных пошлин при покупке или безвозмездной передаче им оборудования зарубежными фирмами. Иначе что получается? При передаче немецкой стороной балочного центра колледжу пришлось оплатить не только его доставку из Германии (1,7 миллиона рублей), но ещё и налог в размере 1,3 миллиона рублей.
– Юрий Петрович, вы отслеживаете, как трудоустраиваются выпускники колледжа?
– Проблем с трудоустройством колледж не испытывает. Более 70 % выпускников работает по полученной специальности. Правда, случается, что они сталкиваются с несоответствием полученной квалификации производственным технологиям. И если теоретические знания в целом достаточны для трудовой деятельности, то уровень практических оценивается работодателем более низко. Это объясняется тем, что предприятия не очень охотно берут студентов на производственную практику или она организована не на должном уровне.
Чтобы быть востребованным на рынке образовательных услуг, колледж ведёт подготовку по широкому спектру специальностей и рабочих профессий. Кроме обучения студентов, а это 2360 человек по 17 специальностям, мы привлекаем слушателей самых различных категорий. Обучение ведётся по договорам со службой занятости, с предприятиями и физическими лицами.
– А какие сегодня самые престижные профессии?
– Стабильно большой конкурс на специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Строительство и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных дорожных машин и оборудования», «Земельно-имущественные отношения». К сожалению, на такие востребованные на рынке труда специальности, как «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирование воздуха и вентиляции», «Водоснабжение и водоотведение», выпускники школ идут неохотно.
Область наша богата лесными ресурсами. Ежегодно заготавливается более 25 миллионов кубических метров древесины. Почти половина её идёт на экспорт в виде круглого леса и необрезного пиломатериала. Россия имеет четверть мировых запасов леса, а дохода от него в полтора раза меньше, чем у крошечной Финляндии. Финны поставляют на мировой рынок изделия из древесины: дорогую мебель, бумагу, картон… Китайцы построили на границе 12 заводов по переработке нашей древесины и ежегодно увеличивают закупки круглого леса на 15%. «Надо принять все меры для переработки леса на территории России», – заявил на одном из совещаний президент Владимир Путин. Мы решили, что в перспективе потребуются специалисты по глубокой переработке древесины, и открыли специальность «Технология деревообработки». Сделали четыре выпуска, но наши выпускники не могут устроиться на работу по специальности, так как от Урала до Владивостока не построено ни одного крупного завода по глубокой переработке древесины.
Учитывая, что в области с каждым годом растут объёмы по строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог, а квалифицированных специалистов не хватает, колледж открыл в этом году новую специальность «Строительство автомобильных дорог и аэродромов».
– Ваши планы и пожелания?
– Прежде всего – укрепить связи с работодателями. Это главное для подготовки специалистов, максимально приближенных к производству. Основной категорией работников становится персонал, занимающийся монтажом и наладкой систем автоматизации технологических процессов. В перспективе в высокотехнологичных отраслях доля рабочих со средним профессиональным образованием составит 30%. Если ранее от специалистов среднего звена требовались только технические знания, то сегодня они должны обладать и глубокими теоретическими. Постепенно подготовка специалистов СПО приближается к уровню высшего образования. Наш колледж входит в состав университетского комплекса Иркутского государственного университета путей сообщения, и у нас появилась реальная возможность готовить специалистов по программе прикладного бакалавриата. В 2014 году планируем начать подготовку бакалавров по специальностям «Строительство», «Экономика», «Информационные системы и технологии». Пришло время вернуть перевёрнутую образовательную пирамиду в первоначальное положение.