издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плановая экономика Дмитрия Ващенко

– Куда после школы, в поле или на ферму? – спрашивали Дмитрия одноклассники, подразумевая, что сын колхозников пойдёт по стопам родителей, как и большинство его сверстников из села Безгинка в Белгородской области.

Но получилось так, что Дмитрий Ващенко выбрал другое. В 1935 году отец по вербовке приехал с семьёй в Черемхово, там и закончил Дмитрий 10 классов. В 1940-м поступил на механический факультет в Томский индустриальный институт, проучился пару месяцев, сняли со стипендии, ввели плату за обучение. Хорошо, что «подобрало» Томское отделение института «Бампроект», где Ващенко прошёл курсы младших техников по изысканию и проектированию железных дорог. Собрались было его выпускники ехать в поле, но Дмитрия призвали в армию и направили в артиллерийское училище. После его окончания отправился на Волховский фронт. 

На фронте Ващенко командовал взводом. «Траншеи были глубиной 80–90 см, после бомбёжек все мы оказывались зарытыми в них,– вспоминает собеседник.– Вторая бомбёжка застала в блиндаже, тогда я впервые в своей жизни закурил». Дважды был ранен, второй раз в декабре 1944-го в Латвии. Год провёл в гос­питалях Ярославля, где и встретил долгожданную Победу. В июле 

1945-го возвратился домой. Встречали его мать и сестрёнка, отец ещё в 1943-м погиб на фронте. Устроился на шахту нормировщиком, через полгода перешёл в строительное управление треста «Взрывпромстрой», которое готовило траншеи для строительства Новогрышевского угольного разреза. Работали в основном японские военнопленные, которые получали обеды в зависимости от выработки. Не раз он приходил им на помощь, когда мастера занижали выработку. «Совесть имей, работает человек, дело делает, а ты его голодным оставляешь», – упрекал он мастеров. Затем его назначили на должность начальника планового отдела.

Как-то обратился к нему парторг ЦК КПСС треста «Черемховшахтострой»: «У нас есть предложение избрать вас председателем постройкома треста». «Нет, нет, – категорически заявил Ващенко, – я учиться хочу». Через неделю пригласили на заседание партбюро, и там был решён вопрос об его избрании. Через год сменился парторг и профком в тресте был ликвидирован. «Давай в плановый отдел»,– предложил управляющий трестом Тевиль Юдин. «Да я ещё не освоил как следует это дело, – ответил Ващенко. «Ничего, научишься, у тебя везде получается неплохо», – был уверен Юдин.

Так Дмитрий Семёнович оказался на плановой работе в тресте. Вскоре поступил во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт и закончил его по специальности «Экономика промыш­лен­-

ности». Подчинялся трест Иркутскому Совнархозу, куда Дмитрия вскоре перевели начальником планового отдела управления строительства. 

Три года отработал главным специалистом по капитальному строительству плановой комиссии Восточно-Сибирского экономического района, в который входили не только предприятия Иркутской области, но и Бурятии, Читинской области и Красноярского края.

– Приходилось выкладываться в командировках по полной, но и удовольствия от сделанного получал не меньше, – улыбается юбиляр. 

– Хватит планировать на сторону, перебирайся к нам, – не раз говорил ему руководитель Главвостоксибстроя Василий Иванович Прядко. Так Ващенко стал начальником планово-экономического управления Главка, занимался вопросами производительности труда, себестоимости, фонда зарплаты, формированием плана подрядных работ, загрузкой трестов и так далее. Сложность заключалась в том, что количество заказчиков превышало возможности строителей. Восточная Сибирь буквально кипела стройками, чуть ли не на каждом проекте красовалась пометка: «Важнейшая». «Пытались ввести заявки в разумное русло, но звонок из обкома партии – и нам навешивали новый объект. По этому поводу начальник главка Прядко шутил: «Все мы ходим под ЦеКою», – вспоминает Ващенко.

У Дмитрия Семёновича сложились хорошие деловые отношения с начальником главного планово-экономического управления Минпром­строя Юрием Рахмановым, который не только сам подписывал нужную бумагу, но и помогал получить другую визу: «Сибирякам грех отказывать, они же как на другой планете живут – мороз, стужа, снег по пояс».

– При его поддержке мы тогда организовали специализированные тресты «Строймеханизация», «Спецстрой», «Железобетон», «Отделстрой», – говорит Ващенко.– А ещё создали передвижные механизированные колонны. Всё это способствовало ускорению развития производительных сил региона и всей Сибири.

Среди памятных строек Дмитрия Семёновича – алюминиевый завод в Шелехове, обогатительная фабрика в Черемхове, в Иркутске – релейный завод, завод «Радиан», Торговый комплекс, гостиница «Интурист»… Ващенко – инициатор многих предложений по изменению управления строительством и его оптимизации. Так что вовсе не случайно его трудовая книжка постоянно пополнялась записями о наградах. Отработав в Главвостоксибстрое 18 лет, в 1984 году ушёл на пенсию.

Проработавший с Ващенко многие годы начальником технического управления Главвостоксибстроя Валерий Воскобойников отмечает в коллеге такие качества, как скромность, сдержанность, обходительность, умение держать слово: «Это великий профессионал. А правду говорил так, что обидеться было невозможно». Под этими словами могут подписаться и другие коллеги заслуженного экономиста РСФСР Дмитрия Сергеевича Ващенко, которые в эти дни чествуют юбиляра, отмечающего 90-летие.

Источник: http://sup-idea.com/

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры