издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение на борт

Краеведческий музей поделился планами по созданию экспозиции на ледоколе «Ангара»

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Открытие Байкала отрядом русских первопроходцев под руководством Курбата Иванова, история казённого и частного судоходства на озере, создание Иркутского адмиралтейства, история ледоколов «Ангара» и «Байкал». Этим темам, среди прочих, будет посвящена экспозиция музея, который областные власти планируют разместить на судне, ставшем одной из визитных карточек города. Сроки создания музея напрямую связаны с решением юридических коллизий, но можно с уверенностью сказать: экспозиция будет интересной и внушительной.

Конфликт между министерством имущественных отношений Иркутской области и региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое пока квартирует на «Ангаре», длится не первый год. Областные власти предлагают общественной организации освободить судно, поскольку у них возникли сомнения в целевом использовании имущества, и планируют в дальнейшем использовать его как музей. ИРО ВООПИиК приказу оставить судно не подчинилось. Пока дело разбирается в Арбитражном суде Иркутской области, куда минимущество обратилось с иском, Иркутский областной краеведческий музей, чьи экспозиции уже располагались на борту «Ангары» в 1991–2000 годах, по поручению министерства культуры региона подготовил выставку «История судоходства на озере Байкал в XVII–XX веках». 

Какое судно без команды

… или похожего на персонажа фильма
«Путь к причалу» начальника порта Байкал,
руководившего им
в 1938–1941 годах

«Стоечное судно водоизмещением 1400 тонн, год постройки – 1900-07-01, место постройки – Англия». Такую информацию можно почерп-нуть, если ввести на официальном сайте Российского речного регистра номер 131029, который закреплён за ледоколом «Ангара». Тщательно отреставрированное судно, 23 года назад украсившее панораму береговой линии в иркутском микрорайоне Солнечный, по праву называют уникальным. Судите сами: оно считается старейшим из всех сохранившихся до наших дней ледоколов в мире. Кроме того, это одно из тех немногих российских судов, что используются в качестве музеев. 

Если быть совсем точным, на всю страну насчитывается два десятка кораблей-музеев, ещё в семи случаях это лишь проекты в стадии реализации либо на их бортах находятся экспозиции без официального статуса. Однозначного решения вопроса о праве собственности на столь необычные объекты нет. Так, дореволюционный сторожевик «Красный вымпел», который пришвартован в порту Владивостока, содержится на балансе Тихоокеанского флота как мемориальный корабль. А легендарный крейсер «Аврора» до недавнего времени находился в составе ВМФ России и лишь 1 декабря 2010 года приказом экс-министра обороны Анатолия Сердюкова был передан Центральному военно-морскому музею, руководство которого отчаянно сопротивлялось и заявляло, что содержать и обслуживать крейсер не в состоянии. Впрочем, новый министр Сергей Шойгу уже успел неоднократно заявить, что корабль будет возвращён флоту.

У «Ангары» есть одна особенность: раз ледокол числится в речном регистре, на него распространяются требования Кодекса внутреннего водного транспорта. В частности, он должен быть оборудован рулевым и швартовными устройствами, якорями, средствами осушения и пожаротушения. Кроме того, судну необходим минимальный состав экипажа: судоводитель-судомеханик, матрос-моторист и т.д. Вдобавок его собственник должен располагать судовыми документами, в том числе теми из них, что касаются обеспечения экологической, пожарной и аварийной безопасности. Поэтому выходом из сложившейся ситуации, когда одному ИРО ВООПИиК не под силу содержать подобный объект, были его передача на баланс организации, которая может распоряжаться судами речного регистра, и размещение в нём на праве безвозмездного пользования экспозиции Иркутского областного краеведческого музея. 

Фото, документы и морские приборы

Когда правовые вопросы будут разрешены, посетители будущей выставки смогут увидеть множество интересных экспонатов. К примеру, семейное фото первого капитана «Ангары» Иоганна Фридриха Мазура…

Заметим, что в 1991–2000 годах на «Ангаре», которая находилась на балансе ИРО ВООПИиК (хотя заместитель председателя реготделения этой организации, бывший председатель Иркутского горисполкома Николай Салацкий настаивал на передаче судна музейщикам), размещался филиал краеведческого музея. И заслуга в том, что была собрана немалая коллекция экспонатов, касающихся истории судоходства в нашем регионе, в значительной степени принадлежала руководителю филиала Полине Тугариной. «Полина Иннокентьевна вела кропотливую работу по сбору материала, налаживала контакты с теми, кто когда-то служил на «Ангаре», их родственниками, теми, кто тем или иным образом был связан с ледоколом, – рассказывает заведующая сектором учёта Иркутского областного краеведческого музея Елена Манушкина. – Она собрала множество материалов, документов, фотографий и предметов, которые могли бы показать историю судоходства на Байкале». 

«Ангара»
ходила по Байкалу
вплоть до начала шестидесятых годов
XX века

Коллекция, которая пока хранится в запасниках ИОКМ, впечатляет. В ней насчитывается почти две тысячи экспонатов, по большей части документов, писем и фотографий. Есть среди них и морские приборы, при виде которых в душе просыпается десятилетний мальчишка, мечтающий о дальних странствиях. Нам показывают лишь часть из них: магнитный компас в деревянном чехле, анемометр (за этим непривычным названием скрывается приспособление для измерения скорости ветра) и протрактор, с помощью которого измеряют углы, прокладывая курс судна на карте. В распоряжении музея есть даже пушки с «Ангары», которым довелось стрелять во время гражданской войны, и водолазный костюм, подаренный участником подъёма «Ангары» со дна Иркутского водохранилища в восьмидесятые годы. 

«Девяносто единиц документов, предметов и писем, связанных с подъёмом, – наша собеседница перебирает внушительные бумажные конверты. – Коллекция документов по истории судоходства по озеру Байкал в 1901–1920 годах». Внутри конвертов – бумаги, написанные почти столетие назад, копии старых фотографий. С одной из них глядит представительный мужчина в окружении жены и дочерей – это семья первого капитана «Ангары» Иоганна Фридриха Мазура, командовавшего судном шесть лет. Следом попадается снимок Вячеслава Григорьевича Базилевского – под командованием этого человека с лихо подкрученными по тогдашней моде усами ледокол прошёл гражданскую войну. Из другого конверта мы вынимаем фото начальника порта Байкал с 1938 по 1941 год, похожего на персонажа фильма «Путь к причалу». Есть и оригинальные снимки поновее, например, фото шестидесятых годов с митинга речников, на котором выступает председатель Иркутского облисполкома Александр Гриценко. 

«У нас будет полный учёт и контроль» 

«У нас есть что показать иркутянам и гостям города», – говорит заведующая сектором учёта краеведческого музея
Елена Манушкина

Полностью выставка, посвящённая истории судоходства на Байкале, будет размещена, когда помещения «Ангары» приведут в соответствие с требованиями к хранению музейных экспонатов: снабдят пожарной и охранной сигнализацией, обеспечат в них необходимые влажность и температурный режим. Пока же музейщики готовы подготовить временный вариант – документы и фотографии будут экспонироваться в копиях. Сейчас судно ждёт придирчивый осмотр специалистов, ведь уже более двадцати лет ледокол не был в доке, а если потребуется – то и ремонт, выполненный профессионалами. Когда техническое состояние ледокола не будет вызывать претензий со стороны надзорных ведомств, в нём разместится музей, посетители которого смогут открыть для себя ещё одну страницу богатой на события истории Иркутской области. «У нас есть что показать иркутянам и гостям города, и если мы разрабатываем какую-то тему, то собираем массу материала по ней и бережно его храним, – резюмирует Манушкина. – Выставка на ледоколе «Ангара» будет отвечать лучшим традициям музейного дела». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры