издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заповедности звенящая струна

1 сентября исполнилось 80 лет учёному-охотоведу, заслуженному экологу России, писателю, большому другу нашей газеты Семёну Устинову. Вся жизнь Семёна Климовича – яркий, вдохновляющий пример служения природе родного края, её защите и сохранению. За пятьдесят с лишним лет Семён Устинов прошёл практически всю прибайкальскую тайгу, и о самых интересных, запоминающихся случаях и наблюдениях он рассказывает в своих произведениях. «Теперь всё это, – говорит юбиляр, – в моей памяти и моих книгах: «Заповедник на Байкале», «Волчья песня», «Вести от Синих гор», «Визит к Берендею» и других. Я благодарен судьбе, звенящей струной которой была заповедность».

Слово о друге

С Семёном Устиновым нас связывает многолетняя дружба. На моей памяти 1980-е годы, когда создавался Байкало-Ленский заповедник – при активном участии Семёна Климовича. Он и до этого частенько забегал в редакцию «Восточки», и так уж случилось, что его статьи и очерки о природе, её красоте и много-образии, необходимости бережного к ней отношения проходили через мои руки. Сначала это были просто деловые, кратковременные встречи единомышленников – сотрудника газеты и внештатного автора. Со временем общность интересов, сходство характеров и любовь к таёжной тропе сблизили нас, кратковременные встречи перешли на новый уровень.

Вспоминается конец мая 1988 года, когда Семён Устинов, только что назначенный заместителем директора по науке Байкало-Ленского заповедника, предложил принять участие в завершении его работы по заключённому ранее договору с НИИ охотничьего хозяйства и звероводства. Речь шла о выявлении численности популяции медведя и копытных на участке маломорского побережья, расположенном между Онгурёном и Сармой, носящего название «Берег бурых медведей». Целый месяц таёжных троп, изнурительных маршрутов, удивительных наблюдений и счастливых минут у костра. Такое не забывается! Для меня этот месяц стал настоящим боевым крещением.

Говоря о нашем сотрудничестве, не могу не вспомнить очень непростую ситуацию, когда столкнулись две силы – природоохранная и сугубо потребительская, можно сказать, хищническая. Сколько усилий пришлось приложить Устинову и его коллегам, чтобы спасти, сохранить только что созданный Байкало-Ленский заповедник от разного рода рвачей, претендентов на право хозяйничать на заповедных землях.

Под разными предлогами со стороны отдельных представителей местного населения, подогреваемых пришлыми «любителями природы», которые до недавних пор беспрепятственно промышляли на побережье, предпринимались отчаянные попытки пересмотреть границы заповедника, отторгнуть от него такие лакомые кусочки, как мысы Рытый, Анютха, Шартлай. Положение усугублялось ещё одним обстоятельством: за отторжение мысов, в том числе жемчужины побережья – мыса Рытого, высказывались некоторые чиновники областного масштаба, к слову, сами заядлые любители порыбачить да поохотиться. В борьбу Семён Устинов втянул и меня, журналиста. В итоге в «Восточно-Сибирской правде» появилась ещё одна острая написанная совместно с Устиновым статья «В осаде… заповедник», которая наконец-то дошла до ушей обитателей «серого дома». Страсти со временем поутихли, попытки отхватить под охотугодья весьма внушительную часть заповедника прекратились. 

Но чего это стоило, сегодня могут сказать немногие и, конечно же, он, Семён Устинов. Звучит, может, громко, но я бы назвал это гражданским подвигом: несмотря на угрозы, шантаж, Устинов не сломался, не испугался, и в этом он весь – неподкупный, принципиальный, убеждённый в своей правоте. И при всём при этом удивительно скромный – нигде и никогда он не «якает», не старается быть на виду. Он как сама природа, о которой пишет со знанием дела и любовью, – естественный и надёжный.

И это не просто слова. Мне неоднократно доводилось бывать с Устиновым в условиях, приближённых к экстремальным. На таёжной тропе, в походах разное случается, и я свидетельствую: надёжнее друга трудно себе представить. Рядом с ним чувствуешь себя сильнее и увереннее. И добрее. Ты невольно проникаешься его благоговейным отношением к окружающему миру, к лесному населению, ко всему тому, что называется матушкой-природой.

Доводилось нам с Семёном Устиновым выходить на просторы Байкала, путешествовать по воздуху. Вспоминается один из далёких февральских дней, когда в составе небольшой исследовательской группы мы вылетели из Качуга. На четырёхкрылом Ан-2 предстояло обследовать территорию заповедника. Вооружившись биноклями и блокнотами, мы делали пометки о признаках обитания лесного населения. В первую очередь интересовали копытные. Нам тогда повезло: с высоты птичьего полёта мы видели нескольких северных оленей, огромного изюбря, многочисленные следы волка, зайца, соболя. По окончании экспедиции данные наблюдений были обобщены в виде конкретных рекомендаций.

Отдельного рассказа заслуживает наше тесное сотрудничество в ассоциации «Спасём экологию и мир». В 1980-е годы, будучи членом президиума областного комитета защиты мира, я постарался привлечь к сотрудничеству в этой общественной организации и своего друга Семёна Климовича. При его активном участии в рамках областного комитета защиты мира и была создана ассоциация «Спасём экологию и мир», её председателем единодушно был избран Семён Устинов, непререкаемый авторитет в экологическом просвещении и природоохранной деятельности. 

На повестку дня наших заседаний и «круглых столов» выносились острейшие проблемы, волнующие иркутян. Припоминается, сколько было споров, жарких схваток с властями по поводу незавидной участи Ново-Ленинских болот, их пернатых обитателей. И что очень важно, все эти острые вопросы становились предметом обсуждения и общественности, и властных структур. Думаю, что немалую роль здесь играл авторитет Семёна Устинова, его принципиальная позиция.

Когда я читаю книги Устинова, нередко ловлю себя на мысли: «Вот эти краски мне отчего-то уже знакомы», «А вот этот образ я уже где-то встречал» и т. д. Ларчик открывается просто: многое из того, что появляется на страницах его книг, мне уже приходилось читать на своём редакторском столе – Семён Климович и по сию пору активный автор «Восточно-Сибирской правды». Его очерки и статьи украшают страницы газеты, их ждут читатели. Добавлю к этому: все устиновские книги занимают на моих книжных полках особое, видное место. Все они подарены мне автором, конечно же, с дарственной надписью. Беру одну из них, «Вести от Синих гор», и на сердце становится теплее от нескольких слов: «Олег, дружище! Это ты когда-то навеял мне мыслишки написать что-нибудь похожее на сиё писание. Спасибо. Вот, принимай от автора». Что ни говори, а приятно.

Я бы не сказал, что мы часто встречаемся – раз-два в месяц, а то и реже, когда он приезжает в Иркутск из Утулика, посёлочка на Байкале, куда с женой Нелей Германовной перебрался несколько лет назад. Звонит мне по телефону: «Зверский, категорический привет, дружище! Хочу забежать к тебе». Я, конечно же, рад встрече. Жду. Он появляется в редакции, как всегда, не с пустыми руками: вот, мол, нацарапал. И кладёт на стол рукопись очередного рассказа.

Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что книгу природы дано прочитать не каждому. Устинов же наслаждается её языком, красками, он видит и находит в ней столько поэзии, смысла и глубины, что диву даёшься, когда читаешь его книги, публикации в газетах и журналах. Примечательно, что первая его публикация (а их многие и многие сотни) появилась 55 лет назад в газете «Бурят-монгольская правда». «Любите и охраняйте природу» – разве не отражает название материала жизненное кредо Устинова?

Сегодня хочется от души поздравить дорогого Семёна Климовича с юбилеем, пожелать ему здоровья, творческого горения, новых книг, любви и уважения многочисленных почитателей его доброго, поистине солнечного таланта.

От редакции. Коллектив «Восточно-Сибирской правды» присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра. Предлагаем вниманию читателей лирические эссе Семёна Климовича, опубликованные на страницах «Восточки» пятьдесят лет назад.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры