издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бабрик – первый иркутский сумчатый

  • Автор: Фото из архива Иркутского зоопарка

В Иркутском зоопарке случилось поистине знаменательное событие – у пары кенгуру родился детёныш. Малыш уже вовсю стремится познавать окружающий мир и то и дело выглядывает из своего убежища – материнской сумки. Мамаша при этом сварливо запихивает его обратно – очень уж беспокоится за хрупкую жизнь. Рождение кенгурят в неволе – случай не уникальный, но для наших широт нехарактерный. За подробностями Алёна Корк отправилась в местный зоопарк.

Осиновые веники – любимое лакомство

Австралия – это место, где живут, пожалуй, самые невероятные животные. И долгое время содержать австралийцев в неволе не представлялось возможным. Самым адаптабельным видом оказался кенгуру: его рацион напоминает рацион кролика, да и к температурным условиям животное легко приспосабливается. Около 10 лет назад кенгуру научились разводить и в неволе. 

– Увидеть кенгуру вживую было моей детской мечтой, – делится Людмила Ивушкина, зоолог, координатор Иркутского зоопарка. – Осуществить мне её удалось лишь 5–7 лет назад в Красноярске, когда в местном зоопарке появился первый кенгуру. Убедившись, что они могут жить и размножаться в неволе, мы тоже загорелись этой идеей. Около 10 лет назад в Европе научились  разводить кенгуру вида бенетта. Это было своего рода  достижение. Кенгуру бенетта и транспортировку хорошо переносят, хотя обычно это для животных большой стресс. Ещё один плюс: бенетта – некрупные, сантиметров 60–70, им не нужны слишком большие вольеры, и прокормить их нетрудно. 

Кстати, не все люди знают, что существуют десятки видов кенгуру –  от совсем мелких, с крысу размером, до очень крупных, серых и рыжих кенгуру. Многие уверены, что эти животные должны быть ростом с человека.

– Порой посетители видят наших «бенетток» и говорят: «Детёныши». И когда уточняешь, что это взрослая особь, в сумке которой сидит уже свой детёныш, все удивляются. Пара Руфус и Синди появилась у нас чуть больше двух лет назад, самка приехала из Калининграда, самец – из Чехии. Мы беспокоились о питании, готовились к более сложному меню, ведь у нас вся «экзотика» сидит на суперфруктах. Но в результате кенгуру из всего предложенного рациона (дыни, арбузы, киви, ананасы) выбрали осиновые веники – они оказались лучшим кормом. И пока все веники не съели, к фруктам не притронулись. Сейчас основа  рациона у них – хорошее сено, каша «Геркулес» и осиновые веники, которые нам привозят из экологически чистого Бохана. У веников кенгуру объедают листья и концы веточек, а после обгрызают кору. Конечно, они получают и капусту, и морковку, и яблоки, но веники – это хит. В результате рацион у сумчатых получился как у кроликов, ничего экзотического не требуют, что нам, конечно, на руку. 

К климату кенгуру тоже хорошо приспособились – с мая по октябрь живут на улице. 

– Наша основная задача – сделать так, чтобы животные не заметили, что они находятся в другом регионе. Для каждого вида мы создаём специальные условия – с температурой, освещением, своим световым днём, стараемся подобрать такие параметры, чтобы обитатели чувствовали себя как дома. Как отмечают многие зоологи и сотрудники зоопарков, кенгуру – довольно пластичный вид. В отдельных зоопарках иногда этих животных просто забывали на улице на достаточно длительный период, когда тепло-тепло, а потом – бах! – и снег выпал, и похолодало до минус 20 градусов. А кенгуру на улице! Если животное не истощено, то оно такие скачки хорошо переносит. Мы стараемся подобных перекосов не допускать, хотя в этом году вывели своих кенгуру на улицу довольно рано, в начале мая, чтобы они получили максимум солнца, свежего воздуха. Сейчас экспериментируем, наблюдаем. Сумчатые чувствуют себя хорошо, даже детёныш появился – видимо, и в Австралии зимой бывает прохладно, они к этому готовы. 

Самец маньячного типа

Малыш кенгуру – это отдельная песня, полная восторга и ликований. Как рассказали сами зоологи Ивушкины, в зоопарке живут два вида животных, от которых очень хотелось получить потомство: нильские крыланы (египетские летучие собаки) и кенгуру. Крыланов в Иркутске давно развели, а кенгуру так и оставались мечтой. Но всё получилось! Что, конечно, вызвало эйфорию:

– Как обнаружили? Да случайно! Конечно, надежда теплилась, но мы это счастье ожидали на следующий год. В нынешнем сильно не надеялись, но на всякий случай поглядывали за самкой. Когда произошли роды, так и осталось тайной, можем лишь предполагать, что в марте. Живота у самки не видно, потому что детёныш рождается  размером всего в полтора сантиметра. Затем мама пролизывает в шерсти дорожку и детёныш проползает к сумке, опускается на дно, прилепляется к соску и висит на нём первое время. Здесь кенгурёнок живёт до полугода. И привычка прятаться у мамы сохраняется, когда сумка ему уже и даром не нужна. 

В зоопарке о рождении малыша начали догадываться лишь к концу июня: стало заметно, что сумка подрастянута, отвисает и ещё и шевелится. Однажды удалось увидеть, как кенгурёнок высунулся в первый раз, и с каждым днём он делал это всё чаще.

– Теперь мы мечтаем уже о стаде кенгуру. В природе они живут семейными группами, большими стадами. Шансы у нас есть: Руфус очень интересуется продолжением рода. Наши кенгуру – семья дружная, и процесс деторождения их увлёк настолько, что самец сейчас, невзирая на то что из сумки торчит детёныш, к самке активно пристаёт. Синди от него отворачивается, он поворачивается к оленю, который в соседнем вольере гуляет, и к нему начинает вязаться. Словом, маньячного типа товарищ. Но самка не страдает от этого, просто по морде ему даёт слегка, и он отстаёт. В природе часто бывает, что детки у кенгуру рождаются друг за другом, конвейером, так что надёжда у нас остаётся.

Малышу дали имя, привязанное к малой родине, – Бабрик. Сейчас он активно пытается выйти из сумки, покушать и пообщаться, но мама его заталкивает обратно. Синди – мамка ответственная, понимает, что время свободы не пришло: Бабрик ещё совсем голенький и не готов выйти в свет. Если у вас горячее желание видеть малыша кенгуру, приходите в зоопарк при хорошей погоде и с утра – тогда есть все шансы.

– Для нас это большое достижение, – заключает Людмила Ивушкина. – Мы сами себе доказали, что мы полноценный зоопарк, что достойны так называться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры