издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Специальное детское меню повара Филиппова

Безусловной новостью №1, скандалом недели и шоком для большого количества иркутян стало задержание в конце мая группой «Педофиляй-Иркутск» повара, шоумена (ранее он вёл свою постоянную рубрику в утренней развлекательной программе на одном из местных телеканалов), популяризатора и пропагандиста кулинарного искусства Анатолия Филиппова. Он попал в сети, расставленные иркутскими педофилоборцами на общественных началах, 26 мая. Эта новость всю последнюю неделю транслировалась во всех местных и федеральных СМИ и во всех существующих социальных сетях. «Иркутский репортёр» попытался разобраться в истоках скандала, и тогда выяснились некоторые факты, не позволяющие считать это происшествие единичным, случайной ошибкой сбившегося с истинного пути известного и популярного человека.

Особый случай 

О группе общественных активистов «Педофиляй-Иркутск» «Иркутский репортёр» писал в самом начале этого года («Поймали на живца», выпуск от 28 января). Осенью 2012 года выпускник Иркутского кинотехникума 27-летний Александр Михеев в поисках нового хобби наткнулся в «ВКонтакте» на многочисленные странички участников всероссийского движения «Окупай-Педофиляй», которые самодеятельно разыскивали педофилов, назначали с ними встречи от лица несовершеннолетних подростков, задерживали и снимали с их покаянными признаниями ролики, которые выкладывались в Интернет. 

Александр быстро нашёл нескольких сторонников среди друзей по былому увлечению видео-съёмкой и создал в социальной сети страничку нового подразделения этого общественного движения. Группа из десятка молодых людей, среди которых 15-летний Максим выполнял роль «наживки», работала по типовой схеме: выкладывала на сайт сомнительных знакомств mamba.ru анкету Макса и ждала, когда на неё клюнет кто-то из Иркутска. После непродолжительной интернет-переписки интимного характера на съёмной квартире назначалась встреча, где любителя запретных удовольствий уже поджидала мобильная бригада активистов «Педофиляй-Иркутск». При этом попавшемуся потенциальному педофилу давался выбор – либо он откровенно рассказывает о себе в «интервью», которое, как его сразу предупреждали, впоследствии будет выложено в Интернет, либо вызываются сотрудники полиции из ближайшего ОП. На профессиональном сленге активистов этот процесс называется «сафари». 

Схема заработала безотказно: за пару последних месяцев 2012 года было задержано трое любителей пообщаться с подростками в неофициальной обстановке и без особых морально-этических ограничений – студент, приезжий шофёр-бомбила и ангарский подполковник запаса. Тогда штатный психолог активистов студентка Елизавета рассказала «Иркутскому репортёру», что из всех поступивших «заявок» выбирали «самые наглые»: «Такого парни девушкам не предлагают, что предлагали взрослые мужики этим мальчикам! Почти все, кто откликнулся на наше объявление, сразу предлагали именно интимные услуги – некоторые даже за деньги». 

Осталось добавить, что в начале января этого года деятельностью «Педофиляй-Иркутска» заинтересовались сотрудники полиции – они сами вышли на Александра, провели с ним общую ознакомительную для обеих сторон беседу и пришли к идее обоюдовыгодного сотрудничества. Теперь, если «клиент» отказывается от «интервью», его сдают не в дежурную часть, а «своим» сотрудникам правоохранительных органов, курирующим в Иркутске законность подобной деятельности. Уже не на «птичьих правах», а в неофициальном статусе «юных помощников полиции» группа продолжила работу в этом году и за пять месяцев провела семь задержаний. 

Методы работы принципиально не изменились, расширились только зона поиска (прибавился ещё один сайт знакомств) и «ассортимент» – кроме «живца»-мальчика появилась девочка-подросток. В феврале был задержан фотограф, владелец собственной фотостудии, потом – студент-охотовед, программист… Все они предпочитали давать «интервью под камеру», поэтому полицейских-кураторов беспокоить не приходилось. Единственный, кто отказался от видео-съёмки и буквально потребовал вызвать полицию, был седьмой – повар Анатолий Филиппов. Но этот случай изначально был особенным…         

«13-летняя» «тётя» Юля 

Этот случай вообще мог бы стать наглядным примером опасности общения несовершеннолетних в социальных сетях и главой в наверняка где-то пишущемся сейчас пособии по сетевой безопасности – настолько актуальна эта тема. В практике «Педофиляй-Иркутска» впервые за помощью обратились сами граждане – те, защитой которых они занимались. В середине мая на страничке «педофиляев» появилось сообщение от девушки. Она рассказала, что её 13-летней племянницы домогается взрослый мужчина. Обратилась адресно, потому что бывала на этой страничке и хорошо знала о деятельности группы «Педофиляй-Иркутск».   

Они с Михеевым обменялись контактами и встретились уже лично. Если до этого активистов группы обвиняли в том, что они сами на сайтах знакомств провоцируют взрослых людей на встречу с подростками своим фривольным общением, то этот случай никак не подходил под такое описание. Он был из реальной жизни. Девочка завела в соцсети две странички: одну под своим настоящим именем и с реальными данными, вторую, на всякий случай, под именем Юля и без реальных фотографий и личных сведений. В начале мая с ней вступил в общение взрос-лый мужчина, и сразу это общение приобрело откровенный характер. Кто он, мужчина не скрывал – это был Анатолий Филиппов. 

Девочка растерялась и показала переписку тёте. То, чего добивался визави девочки, не оставляло сомнений: когда Юля спросила: «Ничего, что мне вообще-то всего 13?», тот ответил в духе: «Ничего особенного. Любишь опытных мужчин?». Тогда тётя взяла переписку в свои руки. Некоторое время мужчина общался с ней, потом – с активистами «Педофиляй-Иркутска», до самого конца не подозревая о подмене. На последнем этапе общение велось посредством СМС-переписки – любитель молодой клубнички сам попросил об этом, желая общаться больше и чаще. На прямой вопрос «Иркутского репортёра», что предлагал в этой переписке мужчина, активисты потупились и сказали: 

– Говорить об этом как-то неудобно… 

До «неприятного инцидента» Анатолий Филиппов был востребованным поваром и шоуменом. Говорят, он очень честолюбив. Теперь на карьере публичного человека придётся поставить большой и жирный крест

Активная переписка велась около полутора недель, когда окончательно уверовавший в благополучный во всех смыслах для него исход Филиппов предложил встретиться лично. Причём он изначально оговаривал, что хочет приехать на ночь и что если об этом узнает кто-нибудь третий, у него будут большие проблемы. Более того, впоследствии, когда уже в квартире, в окружении активистов, мужчина яростно отрицал, что хотел перевести общение в горизонтальную плоскость, он всё-таки невольно проговорился о своих целях, заявив, что «она же сама согласилась!». То есть никаких сомнений в его намерениях не остаётся даже для самых упёртых почитателей его кулинарных талантов… 

Встречу назначили на пять часов вечера 26 мая, после его работы. Собираясь на свидание, повар просил девочку встретить его в халатике на голое тело. Чуть позже, когда ему покажут эту СМС, он станет всех уверять, что это была обычная шутка…     

– В последний момент он начал «срываться», – рассказывает Александр Михеев. – Ближе к вечеру стал писать и спрашивать: «А у нас что-нибудь будет?» Когда ему уклончиво ответили что-то вроде «ничего не могу обещать», он засомневался и прислал сообщение: «А тогда какой смысл мне вообще ехать?» Мы написали, мол, приезжай, а там видно будет… 

– А вы сами в тот момент уже знали, кто он такой? В смысле не имя и фамилию, а какое положение в обществе он занимает?

– Да, – улыбается Александр. – Дело в том, что за пару дней до этих событий он заходил ко мне на страницу в «Одноклассниках», написал, дескать, знает, чем мы занимаемся и что мы занимаемся хорошим делом. Потом, на задержании, он мне говорил: «Я же тебе писал!» Видимо, думал, хоть это его спасёт… А в «Одноклассниках» же видно, кто заходил к тебе на страницу, я пошёл по его ссылке и узнал, что он известный иркутский повар. Потом он придумал ещё один аргумент – типа просто решил посмотреть, как мы работаем, и приехал на «сафари» только для этого…  

И ещё одна трагикомичная деталь: пока на квартире одного из активистов, у которого была назначена встреча, «педофиляи» сидели в засаде, в ожидании прибытия шеф-повара всей этой «кулинарной битвы», они смотрели на ноутбуке… записи его телепрограмм, где он учил готовить блюда. В квартире находилось около восьми активистов, тётя с Юлей, которых тоже взяли на задержание, плюс двое сидели у подъезда в машине, страховали подходы и отходы. 

– По сценарию встретить его должна была одна Юля, впустить в квартиру и провести в комнату. На ней был закреплён диктофон – мы надеялись, что он сам расскажет о своих намерениях.

– По сценарию Юля должна была его встретить в халатике на голое тело? – уточнил «Иркутский репортёр».

– Нет, – улыбается Александр. – Она должна была его разочаровать. Сказать, что не нашла халатика.  

Однако полного соответствия сценария реальной жизни добиться не удалось. Филиппов приехал, поднялся к квартире на третий этаж, и тут что-то пошло не так. Возможно, его спугнули сами «педофиляи» – двое активистов, ждавших у подъезда, вошли и тоже стали подниматься вслед за ним. И тут повар занервничал и стал быстро спускаться по лестнице обратно. С «педофиляями» он столкнулся на лестничной клетке первого этажа. 

– Мы не могли его просто отпустить, – уверен в своей правоте Александр. – Поэтому ему преградили выход и потребовали подняться в квартиру.

– Вы применяли силу? 

– Ну, тащить его не пришлось… 

В квартире, узнав, с кем при-ехал на встречу, и условия – видео-съёмка или полиция, – Филиппов не колеблясь выбрал последнее. 

– Он вообще хотел позвонить какому-то своему знакомому из полиции. Он истерически кричал в трубку: «Миша, забери меня отсюда, меня поймали!» – рассказывает Михеев. – Причём не уточнял, за что его забрали, будто бы это и так было ясно. У нас сложилось впечатление, что на том конце провода знали, что с ним могло случиться, и, возможно, уже вытаскивали его из подобных происшествий. Откровенно говоря, казалось, что он был готов к такому исходу и даже как-то заранее готовился к этим ситуациям. Поэтому и выбрал услугу «вызов полиции» – рассчитывал, что его вытащат и отмажут собственные контакты. 

Однако активисты «Педофиляй-Иркутска» уже вызвали собственных кураторов, и они приехали быстрее. Филиппова, Михеева и Юлю с тётей увезли в отделение полиции Ленинского района. С активистов сняли показания. О судьбе Филиппова Александр знает только, что его отпустили около пяти часов утра следующего дня. Однако заявления о возбуждении уголовного дела от прямых родственников девочки пока так и не последовало. 

Репутационные потери 

Совершенно незаслуженные «репутационные потери» понесли и бар, в котором он работал,
и всё торгово-выставочное пространство «Революции».
Рассказывают, что бизнес-партнёры Филиппова уже имели с ним на эту тему неприятный для повара разговор

Эта история вызвала огромный резонанс в Иркутске: Филиппова знали и уважали многие, он вёл свои кулинарные курсы, был совладельцем бара в галерее «Революция». 

Многие до сих пор не могут прийти в себя и определиться в своём отношении к произошедшему. «Дизайн-бар» – отличное место, – написала автору одна знакомая светская дама. – Филиппов – гениальный повар. И преступник… Больше всего в этой истории меня волнует другое: Миша Григорьев (совладелец «Дизайн-бара») – просто золото, отец, примерный семьянин и добрый человек, который реально старается делать город лучше. А теперь тень брошена и на «Дизбар». 

Но был ещё один резонанс, маленький, но гораздо более страшный. После задержания Филиппова на страничке «Педофиляй-Иркутска» в «ВКонтакте» появилось около десятка комментариев от девочек-подростков, которые утверждают, что Филиппов выходил на общение в социальных сетях с подобными предложениями и с ними тоже. Они рассказывали, что он предлагал интим в обмен на бесплатный мастер-класс на своих кулинарных курсах или за обед в своём баре. Активисты уверены, что могут быть и такие, кто на это согласился, но они никогда в этом не признаются открыто. 

Среди девочек, оставивших свои комментарии на страничке «Педофиляй-Иркутска», была одна, которая настаивает: Филиппов её якобы изнасиловал два года назад, когда ей было 15 лет. Предложил зайти к нему в гости, а после произошедшего стал угрожать: он всё снял на видео и, если она кому-нибудь что-нибудь расскажет, выложит эту запись в Интернет. 

Достоверность этих сообщений должна быть проверена, но никаких заявлений в полицию пока не поступало.

Все СМИ сообщили, что сейчас Следственный комитет проводит проверку жизнедеятельности повара Филиппова, но «Иркутский репортёр» больше заинтересовало, какими именно фактами он, комитет, интересуется – конкретным последним случаем или всеми, включая данные об изнасиловании. Первый помощник начальника Следственного комитета по связям с общественностью Владимир Саловаров прокомментировал, что уголовное дело ещё не заведено и проводится доследственная проверка:

– Вы должны понимать, что до возбуждения уголовного дела мы должны выяснить, есть ли состав преступления. По закону на это отводится десять дней. Десять дней ещё не прошли. Если останутся неясности – проверка может быть продлена до одного месяца. Следователи работают. Мы проверяем факты, которые явствуют из выложенной в Интернет видеозаписи – кто этот человек на видео, была ли девочка или не было её, кто она такая (первый помощник имеет в виду, что на видео сама девочка не присутствует, запись начинается со слов, что девочку нужно убрать из кадра, поэтому непонятно, кто пострадавший. – Авт.). 

– Проверяется только подлинность видеозаписи или все сведения о былых приключениях Филиппова, которые появились на страничке «Педофиляй-Иркутска» уже после того, как запись была выложена в Интернет? Будут ли как-то учитываться слова девочки, которую якобы изнасиловал Филиппов?

– Мы проверяем все факты. По поводу некоторых из них уже принимались судебные решения ранее, – сказал Владимир Саловаров загадочную фразу, отказавшись пояснять, что это значит. – Что касается изнасилования, эта информация также будет проверена, но уголовное дело можно будет завести только в том случае, если поступит заявление от родителей или самой девушки. Вы ведь понимаете, что мы не можем возбудить уголовное дело по записи в Интернете…  

Филиппов удалил свои странички во всех социальных сетях. На телефоны в Школе кулинарного мастерства Анатолия Филиппова, которая находится в той же галерее «Революция», отвечают, но сразу сообщают, что школа ушла на каникулы «до начала сентября, наверное…». Говорят, что среди знакомых Филиппова сейчас самая популярная шутка, отдающая желч-ной горечью, такая: прийти в злосчастный, ни в чём не повинный «Дизбар» и спросить: «У вас есть детское меню?»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры