издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Книжный Иркутск Марии Гаевской

  • Записала: Алёна МАХНЁВА

«Глубокоуважаемая Мария Афанасьевна! Светлой зарёй в жизни русского общества были 60-е годы. Отзвуком шестидесятых годов было первое появление в Иркутске женщин на общественном поприще. Одной из этих женщин были вы, глубокоуважаемая Мария Афанасьевна…». Это строчки из письма иркутян к Марии Гаевской, заведовавшей одной из первых публичных библиотек за Уралом. Её судьбе была посвящена на этой неделе очередная «Прогулка по старому Иркутску».

В понедельник, на который в этом году пришёлся Всероссийский день библиотек, погода «гуляющих по старому Иркутску» не баловала: только к вечеру прекратился холодный дождь. Несмотря на это, к началу публичной лекции у входа в новое здание библиотеки имени Молчанова-Сибирского собралась внушительная группа слушателей. Об уникальной судьбе Марии Афанасьевны Гаевской, первой женщины-библиотекаря в Иркутске, рассказывала молодой исследователь заведующая отделом историко-культурного наследия библиотеки Анна Чикишева. 

– Сегодня мы стоим на крыльце уникального здания, которое наша библиотека ждала 152 года, – начала лектор. – Наша библиотека – одна из самых первых публичных библиотек за Уралом. Символично, что она была образована в 1861 году, в год отмены крепостного права. Частные публичные библиотеки были очень востребованы в то время. В XIX веке в городе было много купцов, а чтобы успешно вести свои дела, им надо было много знать. В это время здесь существует много личных библиотек, не говоря уже о библиотеках декабристов, которые либо их перевозили сюда, либо выписывали книги позже. Одним словом, в городе концентрировалось уникальное книжное собрание. Сейчас эти книги распределены в несколько библиотек, есть они и в нашей, хранятся в отделе историко-культурного наследия, или, проще, в редком фонде. Новое здание просто потрясающее: здесь сделана система пылеудаления, поддерживается нужная температура и влажность в книгохранилище. Старые издания, некоторые из них сохранились в единственном экземпляре, очень удобно, уютно лежат там на полочках в полной темноте и ждут своего исследователя.

Наше новое восьмиэтажное здание, где редкий фонд занимает целый этаж,  – мечта любой библиотеки в России, подобных пока мало. Здесь есть специальное ноу-хау – телелифт, монорельсовая железная дорога, по которой книги поднимаются из хранилища в конкретный читальный зал. А сами залы могут принять 1140 читателей одновременно. Думаю, Мария Афанасьевна Гаевская, одна из «родительниц» библиотеки, традиции которой мы наследуем, могла только мечтать о таком: приходилось ютиться в маленьких помещениях, она постоянно писала прошения о том, что нужны пристрои, расширение помещений для книг.

Мария Гаевская, урождённая Трапезникова, – личность легендарная. Одна из первых выпускниц иркутского института благородных девиц, она получила блестящее образование, музицировала на разных инструментах, изучала языки, словесность, историю, географию, математические науки. Дом её отца, купца Афанасия Филипповича Трапезникова, где она родилась в 1838 году, находился в районе пересечения улиц Трапезниковской и Пестерёвской (сейчас – Желябова и Пролетарской). 

Личная жизнь Марии Афанасьевны не сложилась. Она была дважды замужем, но оба раза стала вдовой, похоронила ребёнка. В 1866 году в возрасте всего 29 лет Мария Гаевская  поступила на службу в Иркутскую публичную библиотеку, а через год стала её заведующей. 

– Всю свою энергию, талант, всю жизнь она посвятила этой библиотеке, проработав здесь больше 40 лет, – продолжает Анна Чикишева. – Библиотека до настоящего момента не имела собственного здания, по-моему, этот её переезд – уже шестой. Поначалу она располагалась на Мелочном базаре (теперь – площадь Труда) в небольшом домике. Мария Афанасьевна жила в скромной комнатке при библиотеке, столовалась у сторожа. Имея всё-таки небольшое наследство от родителей, она на эти деньги обучала дочерей сторожа, Анну и Юлию, в институте благородных девиц. 

Вместе с библиотекой Мария Афанасьевна пережила сложные времена. 

– Знаковое событие для города – пожар в июле 1879 года, который длился несколько дней. Мы знаем, что люди покидали свои дома и многие с лодок на Ангаре смотрели, как гибнет город. Жуткое было зрелище: даже плавились колокола на колокольнях. Сгорела лучшая, центральная часть Иркутска. Библиотека лишилась самого главного – своего фонда. Гаевская обращается за помощью к меценатам, купцам, библиофилам, просит помочь восстановить книжный фонд. И через две недели после опустошительного пожара библиотека вновь принимает читателей. Комплектовать фонд помогает Всеволод Иванович Вагин. Первые книги, которые тогда поступили в библиотеку, сейчас в нашем редком фонде. 

По случаю двадцатипятилетия службы в библиотеке Мария Афанасьевна удостоилась многих благодарностей и премий, в том числе и от своего далёкого родственника – городского головы Сукачёва. Ей вручают и абонемент на чтение книг – в то время оно было платным. Стоимость была разной – в зависимости от абонемента от нескольких копеек до нескольких рублей, – однако городская публичная библиотека была доступна иркутянам. 

На тридцатипятилетний юбилей службы Марии Гаевской подарили серебряный сервиз, большой альбом с фотографиями из истории и жизни библиотеки. Читатели её очень любили и написали трогательное благодарственное письмо, под которым подписалось более ста человек. «Глубокоуважаемая Мария Афанасьевна! – говорилось в письме. – Светлой зарёй в жизни русского общества были 60-е годы. Отзвуком шестидесятых годов было первое появление в Иркутске женщин на общественном поприще. Одной из этих женщин были вы, глубокоуважаемая Мария Афанасьевна, принявшая на себя заведование иркутской городской библиотекой. …Вы вели библиотечное дело с необыкновенной аккуратностью, в удивительном порядке, что вызвало уважение всех, пользовавшихся книгами. Библиотека стала вашим созданием, при вас инвентарь книг значительно увеличился. В течение этого времени многие тысячи лиц пользовались библиотекой, это лучшее свидетельство громадного затраченного вами труда. Небесплодно вы потрудились. И мы, ваши подписчики, друзья, сочли своей нравственной обязанностью выразить вам свою глубокую признательность за всю вашу продолжительную и многотрудную работу и высказать вам свои горячие пожелания здоровья, продолжения на многая лета вашей деятельности на пользу нашей дорогой Родины – Сибири!»

Проработав 42 года, 20 декабря 1907 года  ещё одно письмо написала уже сама Гаевская – прошение в городскую думу отправить её на пенсию. Город назначил ей пенсию в размере 900 рублей в год. Умерла она в возрасте 80 лет, была похоронена на Иерусалимском кладбище (сегодня – Центральный  парк культуры и отдыха), пока неизвестно, в какой его части. 

В архиве сохранилось много документальных свидетельств огромной работы Марии Афанасьевны. С восторгом отзывается об этой женщине в своих  воспоминаниях иркутский летописец Нит Степанович Романов, сменивший Гаевскую на её посту. Было издано особое постановление, по которому в читальном зале или на абонементе библиотеки должен был висеть её портрет. Сегодня портрет Марии Афанасьевны находится в отделе историко-культурного наследия. 

Именно туда и отправились слушатели публичной лекции. Здесь Анна Чикишева ознакомила собравшихся с одной необычной книгой, которая была обнаружена в редком фонде. 

– Это уникальная книга – «Начертания русской истории», 1854 год, автор Устрялов, – рассказывает лектор, надевая белоснежные перчатки, прежде чем взять маленький потёртый коричневый томик в руки. – Когда мы её открываем, видим, что она пользовалась большим вниманием читателей: здесь очень много помет, они даже наслаиваются друг на друга – карандашом записано, потом стёрто, потом снова что-то записано. Кроме того, здесь есть автографы чернилами: «С. Трапезникова», «М. Трапезникова». Сегодня открывается история  этой книги и купеческой династии Трапезниковых. О ней расскажет кандидат исторических наук, преподаватель ИрГТУ Наталья Гаврилова, которая уже знакома иркутянам по первому сезону «Прогулок…». 

– Эта маленькая книжечка, учебник, которым пользовались дореволюционные гимназисты, – своеобразный клубок, только не ниток, а историй, – говорит Наталья Гаврилова. – Есть вероятность, что автограф на одной из первых страниц принадлежит Марии Афанасьевне. 

Род Трапезниковых, о котором я уже рассказывала в прошлом году, был знаменит в Иркутске. В начале XVIII столетия Трапезниковы появляются в Иркутске и составляют себе имя на почве предпринимательства. Фёдор Дмитриевич Трапезников, третье поколение, выводит эту фамилию, пожалуй, на одно из первых мест в купеческом сообществе. В его семье пятеро сыновей: Николай, Филипп, Андрей, Никанор и Константин, богатейшие купцы, каждый из которых внёс лепту не только в промышленное и торговое процветание Иркутска, но и в его культурное развитие, развитие городского самоуправления. Никанор, Андрей и Константин были городскими головами. Никанор Петрович имел прекрасную библиотеку, в его коллекции содержалось несколько художественных полотен. Константин Петрович, один из ведущих золотопромышленников, стал человеком достаточно передовых взглядов для купеческой среды. В бытность Михаила Сперанского в Иркутске именно Константин Трапезников был как никто из иркутян близок к семье реформатора, в его доме хранились письма Сперанского, это кое о чём говорит. 

Филипп Петрович станет дедом Марии Афанасьевны Гаевской. Его родные братья хоть и были в преклонном возрасте, но ещё активно занимались делами на предпринимательском поприще, когда она была маленькой девочкой и могла вести с ними какие-то беседы. Наверное, эта среда повлияла на её выбор жизненного пути, любовь к культуре, просвещению, желание нести свой труд на пользу людям, – предполагает историк. 

В 1866 году, когда Мария Афанасьевна начинает работу в библиотеке, в Иркутске на частные деньги открывается реальная прогимназия. Вскоре становится ясно, что этого учебного заведения  мало, необходимо техническое училище. В 1874 году таковое появляется. И с момента открытия вплоть до 1885 года бессменным попечителем учебного заведения становится  Фёдор Константинович Трапезников. Многие капиталы и свои усилия приложил он к этому. В 1877 году газета «Губернские ведомости» писала по этому поводу следующее: «Иркутское техническое училище составляет нашу гордость, так как оно поддерживается не средствами от казны, а доселе ведётся нашими пожертвования, и ведётся отлично. К сему можно прибавить, что представитель от города, более других жертвующий, – господин Трапезников. Он от себя в три года пожертвовал для училища 50 тысяч рублей». К 1885 году, когда Иркутская городская дума единогласно решает присвоить звание почётного гражданина города Фёдору Трапезникову за вклад в развитие технического образования, его расходы на содержание училища составляли до 150 тысяч рублей. 

– При техническом училище была и библиотека. На странице того самого учебника истории стоит её печать. Она перечёркнута, поскольку в 1894 году техническое училище становится промышленным. Первое здание училища было деревянным, в 1879 году оно сгорело, и опять-таки на средства Трапезниковых строится известное всем здание, ныне биофак в сквере имени Кирова, рядом с гостиницей «Ангара». Именно в библиотеке этого учебного заведения жила данная книжка. Ещё одна печать – «Иркутская городская публичная библиотека», после 1890-х годов там законное место этой книги. Нам, исследователям,  хочется верить, что она попала обратно в руки Марии Афанасьевны Гаевской, возможно, когда-то в детстве поставившей на ней своё имя. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры