Академический сепаратизм
В Иркутске со скепсисом восприняли законопроект о статусе Академгородков
«Городки в городах» предложили создать новосибирские учёные. В Госдуму внесён проект закона «О статусе Академгородков РФ». Он предлагает выделить академические районы в отдельные населённые пункты – со своим бюджетом, налоговой базой и самоуправлением. В СФО этот закон может охватить Академгородки Новосибирска, Томска, Красноярска и Иркутска. Однако в Иркутском научном центре СО РАН идея окончательной и бесповоротной самостийности оказалась не популярна. «Научный центр всегда был частью города, и выделять его бессмысленно», – заявил председатель президиума ИНЦ Игорь Бычков. Иркутским учёным гораздо больше бы понравилась региональная или городская программа развития Академгородка. «А то получается, мы налоги платим в бюджеты области и города, а как речь заходит о развитии Академгородка, нам сразу напоминают – это федеральная ответственность», – сказал Бычков.
Проект закона «О статусе Академгородков в РФ» был внесён в Госдуму депутатами от «ЕР» и ЛДПР Алексеем Журавлёвым и Сергеем Жигаревым. Готовило его Сибирское отделение РАН. Законопроект предполагает, что Академгородком может быть признан населённый пункт или его часть, не менее 50% продукции которого приходится на научную и научно-техническую сферу, а доля занятых в ней жителей составляет не менее 15%. Статус обособленного населённого пункта придаётся Академгородку указом президента РФ по ходатайству Академии наук РАН. Далее у городка появляются собственные органы власти, бюджет. Налоги, ранее собиравшиеся в пользу других бюджетов, будут аккумулироваться прямо на месте. Как сообщает «Тайга.инфо», Сибирское отделение РАН предлагает даже вариант некоей «особой экономической зоны» – с освобождением резидентов Академгородков от уплаты налогов на доходы организаций и НДФЛ, трансакции между зарегистрированными субъектами от НДС. Плюс – освобождение от таможенных пошлин на ввозимые товары.
Законопроект уже окрестили «сделанным под Новосибирск». Годовые налоговые сборы мощного новосибирского Академгородка оценивают в 1,5 млрд. рублей. Если бы эти деньги не «уплывали» в общие бюджеты города и области, можно было бы развивать Академгородок более мощно, считают в СО РАН. Но мэр города Владимир Городецкий уже высказался против. Новосибирск ежегодно тратит на поддержание наукоёмкого городка на 500 млн. рублей больше, чем учёные зарабатывают, заявил он. Конфликт с подсчётами, похоже, неразрешим. Однако наблюдатели отмечают – Новосибирску невыгодно терять градообразующий научный кластер.
В Иркутске ситуация несколько иная. Здесь нет мощного блока малых и средних инновационных предприятий. В цифрах Иркстата всё выглядит красиво: в 2011 году объём отгруженной инновационной продукции региона составил 4,8 млрд. рублей. Правда, в сумме затрат на инновации доля собственных средств предприятий превышает затраты федерального бюджета в 94 раза, бюджет субъекта не дает почти ничего. Инновации в массе своей не тяготеют к ИНЦ СО РАН. Это инновации крупных предприятий типа «Иркут». В Новосибирске сам Академгородок выступает аккумулятором инновационной деятельности в технопарке. 16% предприятий региона являются инновационными, а доля инновационной продукции в ВРП – 4,5% (в Иркутской области – 1%). Естественно, что в такой ситуации новосибирский Академгородок ощущает самодостаточность по отношению к городу, чего не скажешь об иркутском, который более погружён в работу фундаментального характера. А «большая наука» делается в основном за счёт федеральных средств, а не заработков.
«Поднимать вопрос о финансовом обеспечении функционирования Академгородков, может быть, и имеет смысл, – заявил председатель президиума ИНЦ СО РАН Игорь Бычков. – Но об этой конкретной инициативе, до того как она начала детально рассматриваться, говорить рано. Что касается нашего Академгородка, то он исторически расположен в городе, всегда функционировал как микрорайон. Обособлять его бессмысленно». «Да вы сами посмотрите, кого там отделять? В этом районе теперь проживает масса населения, не работающего в научной сфере. И вообще – сапожник должен заниматься сапогами, а учёный – наукой, а не бюджетом и не налогами», – добавляет проректор ИГУ по внешним связям Сергей Язев. «Вся эта история не про Иркутск, – согласен начальник управления инновационного развития ИГУ Евгений Семёнов. – Но я в принципе не вижу, как это сделать и по стране в целом, за исключением каких-то действительно обособленных городков. Обычные Академгородки – часть вполне конкретных городских районов, совсем не наукограды. Академию наук стоило бы максимально оградить от того, что не связано с её основными функциями, – управления недвижимостью, землёй, инфраструктурой. Так мы разгрузим учёных от несвойственных им дел. А пока они вынуждены этим заниматься, так как считают – финансирование науки недостаточно. Ищут пути заработка».
Игорь Бычков считает: гораздо более действенными были бы иные меры, а именно – поддержка комплекса Академгородка не только из федерального бюджета, но и из регионального и городского. В Новосибирске в декабре 2012 года была принята программа развития Советского района (того, где размещается Академгородок) и научных центров СО РАН и РАМН. Это ни много ни мало 600 млн. рублей. «За счёт областных средств в тамошнем Академгородке, к примеру, была выстроена новая подстанция, а это 200 миллионов рублей, – сказал Бычков. – А то получается, мы налоги платим в бюджеты области и города, а как речь заходит о развитии Академгородка, нам сразу напоминают – это федеральная ответственность. Однако это не повод становиться в позу и требовать самостийности. Надо искать пути взаимодействия». Пути ищутся уже давно. К примеру, коммунальные сети теперь на балансе города, а эксплуатирует их ФГУП ЖКХ ИНЦ. Официально научный центр обслуживает целый комплекс учреждений, среди которых: центральная научная библиотека, научный архив, метрологическая лаборатория, ФГУП ЖКХ, гостиница «Академическая», больничный комплекс, физкультурно-оздоровительный комплекс, службы поддержки сетей, мастерские.
«Чем дольше этот гордиев узел с функционированием Академгородков будет лежать неразрубленным, тем больше таких законодательных инициатив станет появляться, – говорит Евгений Семёнов. – Если бы интересы корпуса РАН были защищены оптимальной схемой финансовой поддержки, то не нужно было бы учёным выдумывать, как бы ещё заработать. Отсюда эти экзотические идеи про собственные бюджеты и налоги». Тем не менее, Иркутск пока за сохранение status quo. «Знаете, Виктор Черномырдин как-то говорил: пока не чешется, лучше не чесать. У кого чешется – чешите в другом месте», – резюмировал один из собеседников.