Под пустым куполом
У Иркутского планетария пока нет средств на покупку проекционного оборудования
Судьба Иркутского планетария до сих пор под вопросом. Здание комплекса «Ноосфера» полностью готово, осталось только сдать его в эксплуатацию. Однако средства на оборудование, а это около 80 млн. рублей, пока не найдены. Глава группы компаний «Метрополь» Михаил Слипенчук, несколько месяцев ведущий переговоры с областными властями о возможном софинансировании проекта, сообщил «Иркутскому репортёру», что музейно-планетарный комплекс будет открыт в мае. Однако, вероятнее всего, случится это без необходимой проекционной оснастки. Сейчас организаторы проекта рассматривают несколько вариантов закупки оборудования, которое будет в разы дешевле – 15–20 млн. рублей. Но подчёркивают: этот вариант может рассматриваться только в качестве временной замены.
«На текущий момент в комплексе завершены строительные работы, – сообщил «Иркутскому репортёру» Михаил Слипенчук. – В мае 2013 года в канун 150-летия со дня рождения Вернадского в Иркутске состоится презентация музейно-планетарного комплекса «Ноосфера». «Метрополь» планирует провести в рамках этого события ряд просветительских акций и представление первой очереди комплекса – планетарно-обсерваторной части. «В программе мероприятий запланирована демонстрация здания комплекса в процессе строительства и возможностей зала планетария и обсерватории, – сказал Михаил Слипенчук. – Для ввода в эксплуатацию второй очереди комплекса необходимо привлечение дополнительных инвестиций на приобретение уникального оборудования для планетария и музея, при этом стоимость оборудования сопоставима со стоимостью строительства самого здания». Напомним, на территории комплекса планируется открыть интерактивный музей, обсерваторию с уникальным телескопом, два ресторана – быстрого питания и ресторан русской сибирской кухни.
Руководитель проекта «Ноосфера» Фонда содействия сохранению озера Байкал Дмитрий Семёнов сообщил «Иркутскому репортёру», что переговоры с областными властями насчёт софинансирования проекта ведутся, однако на сегодняшний день ни отрицательного, ни положительного ответа от «Серого дома» не получено. «Напомню: группа компаний «Метрополь» в 2010 году обязалась выстроить здание под музейно-планетарный комплекс, что и было исполнено, – сказал Семёнов. – Средства на закупку оборудования предлагалось изыскать самостоятельно на территории региона. Именно поэтому мы и обращались к городским, региональным властям, спонсорам. Сейчас нами найдено несколько потенциальных инвесторов». Стоимость проекционного оборудования для планетария была оценена в 80–100 млн. рублей. Однако сейчас, как сообщил Дмитрий Семёнов, рассматриваются более дешёвые варианты, но исключительно в качестве временной замены, – на 15–20 млн. рублей.
«Это проекционное оборудование фирмы Цейса или отечественная сборка на базе китайского оборудования. Проекционные возможности будут, конечно, ниже, чем у проекторов, на приобретение которых мы рассчитываем и сейчас – фирмы Барко. Однако в качестве временного варианта вполне достойны», – заметил Семёнов.
«Временные» варианты в истории старого, ещё советского планетария Иркутска уже были. После открытия звёздного зала в 1950 году в Троицкой церкви, первый аппарат был совсем простеньким, сделанным в Экспериментальных мастерских Московского планетария. Такие аппараты П-3 изготовлялись специально для региональных планетариев, поскольку у Москвы не было средств закупить всем желающим городам совершенные аппараты Цейса. Через 10 лет в Иркутском планетарии был установлен усовершенствованный УП-4. Он уже был более качественным и совершенным, снабжён «меридиан-аппаратом», который позволял зрителям «путешествовать» по местному, иркутскому, меридиану с севера на юг или с юга на север синхронно с движением планетария. А в 1967-м году появился, наконец, аппарат «Малый Цейс», купленный специально к 50-летию Октября. Этот старенький аппарат сейчас работает в Экспериментарии, а его старший «брат» УП-4 – в ВСГАО.
Существование здания музейно-планетарного комплекса без планетарского оборудования не имеет смысла. Иначе это будет не планетарий. Очень много людей делали всё для того, чтобы планетарий в городе был. Михаил Щадов, возглавлявший представительство ГК «Метрополь» в Иркутске, ушёл из жизни в 2012-м, так и не увидев воплощение проекта, над которым он работал до последнего момента. В феврале 2013-го не стало Елены Савельевны Шерстовой. Именно она боролась против закрытия Иркутского планетария в 1980-х и благодаря ей из стен ремонтируемой Троицкой церкви был спасён старенький аппарат Цейса. В далёком Николаеве живёт Елена Викторовна Цепурит, старший преподаватель кафедры высшей и прикладной математики Николаевского государственного аграрного университета. Она дочь одного из лучших лекторов старого Иркутского планетария Виктора Яновича Цепурит. Эта ниточка – из Иркутска в Николаев – протянулась с 1980-х и не обрывается до сих пор только благодаря планетарию. В семье Елены Викторовны до сих пор хранятся уникальные фото Иркутского планетария, сберегли и подарок Виктору Цепурит – маленькую книжечку стихов Марка Сергеева.
В Николаеве помнят об Иркутском планетарии и с радостью услышат известие о том, что двери его нового здания открыты. Ведь, вероятно, на музейной стене нового планетария появится портрет Виктора Яновича Цепурит. Фамилии людей, судьбы которых так или иначе были связаны с планетарием, можно перечислять очень долго. Это и фанат эсперанто Сергей Филиппов, и блестящий учитель Георгий Люшин, и руководитель Иркутского астроклуба Эдуард Зуев, и заведующая Астрономической обсерваторией ИГУ Кира Мансурова… Для Иркутска это действительно не рядовой проект. Это часть жизни десятков людей, составлявших и составляющих сейчас научную и культурную элиту города.
Любой человек, что бывал в Троицкой церкви, помнит, как под звуки музыки над Иркутском вставал «рассвет». Для кого-то планетарий – это его милое, прекрасное детство. «Мне казалось, что я побывала на Луне, – писала в 1957-м ученица иркутской школы №104 Нэлла после посещения планетария. – С этого дня мы будем больше знакомиться с рассказами о Луне. И может быть, кто-нибудь из нас полетит туда». Сейчас Нэлле, наверное, уже за 60. И если бабушка Нэлла жива и здорова, то ей некуда отвести внуков. В Иркутске нет планетария.
А сколько людей уже связаны с новым планетарием. С внуками сюда хотел бы прийти главный конструктор здания Сергей Лохтин. Финал этого проекта – великолепное искусственное звёздное небо – наверняка мечтает увидеть и архитектор уникального сооружения Елена Григорьева. «Вы знаете, многие города хотят иметь собственный планетарий, это просто престижно, это статусно, – говорит заместитель директора Института земной коры СО РАН Кирилл Леви. – Я думаю, это какое-то недоразумение, что проект встречает в регионе не хочу говорить «сопротивление», но некое непонимание. Мы всё-таки культурный центр Сибири, в Иркутске учатся тысячи студентов, и не иметь достойного места, где популяризируется естественнонаучное образование – это очень недальновидно. Планетарий стал бы серьёзным подспорьем в этом деле».
«На дворе 21 век, Россия позиционирует себя как великая космическая держава, а из школы убрали такой предмет, как астрономия, – сказал «Иркутскому репортёру» директор Новосибирского планетария Сергей Масликов. – В Новосибирске мечта о планетарии возникла очень давно, а в 2006 году мы приступили к реализации проекта. В его финансировании принимали участие три стороны – федеральный бюджет, региональный и городской. Причём чувствовалась заинтересованность мэра города в этом проекте. Я знаком с иркутской ситуацией, и мне странно, что власти вашего города отстранились от этой темы, потому что мы и сейчас чувствуем заинтересованность нашего мэра. Новосибирский планетарий имеет статус не культурного, а образовательного центра, здесь молодёжь получает возможность учиться. В 2012 году наш мэр даже провёл презентацию проекта Новосибирского планетария в Госдуме. Я уверен, планетарий должен быть в каждом крупном городе России, а Иркутск к таким, безусловно, относится. Посмотрите на Америку, где в одном городе построено по нескольку планетариев, а в целом в стране их около двух тысяч. В России же насчитывается несколько десятков. Если мы не будем поднимать уровень образования детей в области астрономии и космонавтики, то какая же мы космическая держава?»
Двери обсерватории нового планетария пока закрыты, но там, за дверями, стоит уникальный телескоп Цейса, более сотни лет назад на его покупку собрали деньги горожане. Большинство средств дали купцы. Это был действительно поступок умных, просвещённых людей. Они оставили о себе память, которая пережила падение царского режима, революцию, Советский Союз, перестройку. Если сейчас людям удастся собрать средства на оборудование планетария, это будет настоящим событием. Звания, чины, объёмы бизнес-капитала забудутся. А планетарий останется.